На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Нелюбин
    Вот нашлась..скорее за бабло..Примет вместе с д...
  • Ирина Галивец
    Сколько можно уже писать об этих тварях-предателях? Зачем искусственно создавать шумиху вокруг них и повышать их знач...Муж девальвировал...
  • А Кудасов
    С таким (бедросом)Филиппом даже за деньги неужели какая шмонька последняя согласится жить?Примет вместе с д...

Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой»

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина «Особенности...

Ирина Основина кинокомпания «Русское»

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты в зимний период». Потом были работы у именитых режиссеров — Говорухина, Германа, Бортко, Светозарова, но народная любовь пришла с ролью старшей медсестры Фаины Игоревны в сериале «Склифосовский». Персонаж получился настолько живым, что московские и питерские старушки, остановив ее на улице, обращаются с вопросами вроде: «Милая, вот если у меня рука не поднимается, это к какому врачу?»

— Такие встречи радуют, поскольку свидетельствуют, что в моей Фаине нет ни капли актерства. Для меня это самое главное. Даже в обыденной жизни не терплю, когда называют артисткой. Я Ирина Основина, на счету которой много самых разных характеров, воплощенных на сцене и перед камерой, — вот и все резюме.

— Неожиданное признание, особенно если учесть, каким долгим и непростым был ваш путь в актерскую профессию...

— Мудрости набираешься с годами, а в молодости, после окончания института, я обзванивала театры с вопросом: «Вам хорошие артистки нужны?» Сейчас смеюсь, вспоминая, какой наивной и самонадеянной девицей была в двадцать с хвостиком.

Впервые вышла на сцену школьницей — в театральной студии при саратовском Дворце пионеров, который сейчас носит имя Табакова. Олег Павлович был любимым учеником легендарного педагога Натальи Иосифовны Сухостав — я прекрасно помню эту величественную женщину, в старости очень похожую на Анну Ахматову.

Ведущих ролей мне почти не давали, что казалось верхом несправедливости — ведь я считала себя самой яркой и одаренной. Уверовав, что нет пророка в своем отечестве, даже не стала после восьмого класса поступать в Саратовское театральное училище. Решила: окончу школу и рвану в Москву.

В столицу заявилась с бабушкиным чемоданом из фанеры, обтянутой дерматином. С такими путешествовали герои любимых послевоенных фильмов, мне казалось, что винтажный экземпляр делает владелицу экстравагантной и таинственной. Документы подала везде, в «Щуке» дошла до третьего тура — и оказалась за бортом. Чтобы не возвращаться в Саратов, устроилась на стройку каменщицей. В бригаде меня все любили и работой особо не перегружали. Я больше танцевала, за что получила прозвище Ирина-балерина. Руководство и коллеги знали, что занимаюсь на подготовительных курсах в Школе-студии МХАТ, и закрывали глаза, если опаздывала на смену или убегала пораньше. Летом снова отправилась поступать и в Школе-студии дошла до третьего тура.

Не найдя своей фамилии в списке допущенных к следующему этапу испытаний, очень расстроилась. Стою пригорюнившись у стенда с объявлениями — вдруг рядом возникают двое мужчин средних лет азиатской наружности.

— Не прошли?

— Нет.

— А не хотите поехать в Ташкент? У нас в театрально-художественном институте на факультете актерского мастерства набирается русский курс. Если согласитесь, с этой минуты можете считать себя студенткой.

— Даже прослушиваться не надо?

— Нет. Мы вас видели на втором туре — вы нам подходите.

Так с заветным фанерным чемоданом я оказалась в Ташкенте. Замечательный город: приветливые люди, всегда тепло, овощи-фрукты на базарах стоят копейки. Меня назначили старостой курса, учиться было интересно, появилось много друзей. Неприятным воспоминанием из того времени остался визит в обком КПСС. Началось с того, что меня пригласил к себе в кабинет ректор Рахманов. Мамаджан Рахманович был очень душевным и остроумным человеком, но тут я поняла, что он чувствует себя неловко.

— Ира, тебе нужно съездить к третьему секретарю обкома.

— Зачем?

— Он лично знакомится со всеми студентами творческих вузов, которые курирует как секретарь по идеологии.

— Со всеми студентами или только со студентками? — уточнила я, уже слышав о вечеринках с участием партийных боссов.

— Съезди.

— Мамаджан Рахманович, мне только восемнадцать исполнилось, я девушка...

— Просто побеседуешь.

Пришлось ехать. Когда представилась, хозяин высокого кабинета окинул меня взглядом, задал пару дежурных вопросов: нравится ли Ташкент, хорошо ли учусь — и получив односложные ответы, попрощался. До сих пор не знаю — то ли внешне ему не понравилась, то ли партийный босс сразу почувствовал мой суровый настрой, только никаких предложений не последовало.

«Фамильный» нос унаследован мной по женской линии — он был точной копией маминого, бабушкиного и прабабушкиного из архива И. Основиной

Спустя несколько дней подходит однокурсница: «Жалко, что так бережешь невинность, — могла бы кучу денег заработать».

На втором году жизни в Ташкенте все чаще стала задумываться о том, что пора перебираться в Москву. Близкая подруга Наталья Горская, учившаяся вокалу в местной консерватории, тоже собиралась уезжать домой, в Таллин. Наташка была очень смелой, продвинутой и по-европейски стильной — недаром выросла в Прибалтике. Мой институт располагался напротив резиденции главы Узбекистана Рашидова, и Горская по проторенной дорожке пробиралась к той части здания, где располагалась кухня. Лучшие в республике повара ходили у Наташки в приятелях, и через четверть часа она появлялась передо мной, дежурившей в сторонке, с большой тарелкой плова, лагмана, мантов. Устраивались у меня в общаге и пировали вдвоем.

Проучившись в Ташкенте полтора года, решила: все, хватит, перевожусь в Москву. Конкретно — в ГИТИС. Там во время очередного забега с документами между ректоратом и деканатом знакомлюсь с человеком, который говорит: «Если тебя здесь и возьмут, то только на первый курс. Езжай в Минск, у меня там дядя декан актерского факультета — недавно жаловался, что дипломные спектакли ставить не с кем: кого-то отчислили, кто-то перевелся. Покажешься и, уверен, сразу попадешь на третий курс. Сама подумай: зачем два года терять?»

С неизменным чемоданом отправилась в Минск, где все сложилось наилучшим образом: третий курс, стипендия, комната в общежитии и роль Надежды Монаховой в дипломном спектакле «Варвары».

Там же, в Минске, впервые всерьез задумалась над тем, что следует внести коррективы во внешность. У меня были прекрасные волосы, выразительные глаза, и только нос в образ романтической героини никак не вписывался — широкий в основании и с «уточкой» на конце, он был точной копией маминого, бабушкиного и прабабушкиного. Через несколько лет я исправлю «ошибку природы», подвергнув себя трем пластическим операциям, но об этом позже — когда дойдет черед.

С Наташей мы продолжали общаться в письмах и по телефону. Однажды она сказала, что едет в Ленинград, хочет продолжить там музыкальное образование. Договорились встретиться в Северной столице через полгода — во время моих зимних каникул.

Шесть месяцев откладывала деньги со стипендии на поездку, скопила пятьдесят рублей и впервые в жизни отправилась в Питер. Вышла на Витебском вокзале в валенках и с сильно потрепанным чемоданом — этакая Фрося Бурлакова. Отыскав будку с надписью «Горсправка», спросила у тетеньки в окошке:

— Где здесь ближайшая гостиница? — пока она раздумывала, уточнила: — Нет, наверное, лучше на Невском.

Подавшись вперед, «справочница» окинула меня взглядом с ног до головы и сказала с насмешливой улыбкой:

— Ну тогда вам, дамочка, в «Европейскую».

В середине восьмидесятых одна из самых старых и фешенебельных гостиниц Петербурга еще не подверглась глобальной реконструкции — она случилась несколькими годами позже, но несмотря на это продолжала оставаться в престижном списке у отечественных и иностранных туристов. Мое появление у стойки администратора вызвало веселое оживление среди персонала. Стараясь не замечать ироничных взглядов, приосанилась и деловым тоном осведомилась: «У вас найдется номер?»

Номер нашелся, весьма скромный, но плата за него была высокой — четыре тридцать в сутки. В цену входил завтрак, и наутро меня ждало потрясение — «шведский стол». Прежде я ни о чем подобном даже не слышала: набирай в тарелку что нравится и в любом количестве — это ли не чудо?

Наташка, узнав, сколько плачу за гостиницу, пришла в ужас: «Да ты разоришься!» и устроила на постой к знакомому архитектору. Я часами ходила по центру Питера, восхищалась соборами и старинными зданиями — лепниной, витражами, резными дубовыми дверями с массивными латунными ручками. Повсюду звучала иностранная речь, по улицам стайками фланировали одетые «не по-нашему» люди — и это тоже было в диковинку. Я так прониклась особенной атмосферой города, что дала себе слово: обязательно буду здесь жить и работать.

Еще учась в Минске, я задумалась о том, чтобы внести коррективы во внешность. Но Надежду Монахову в дипломном спектакле «Варвары» играла в прежнем обличье из архива И. Основиной

Комиссию по распределению выпускников актерского факультета Белорусского театрально-художественного института возглавлял Еременко-старший, предложивший мне на выбор службу в трех театрах — Бобруйска, Гомеля и Могилева. Я взбрыкнула:

— Не хочу на периферию! Буду работать в Ленинграде.

Николай Николаевич понимающе покивал, потом сказал:

— Голубушка, ну вы же знали, что получив диплом, должны как молодой специалист отработать три года там, куда пошлют. К тому же у вас двойка по белорусскому языку.

— Ну и что? — продолжала дерзить я. — Знание белорусского мне никогда не пригодится! И почему это ваш сын может работать в Москве, а для меня Питер заказан?!

В результате поставила галочку напротив Гомеля, однако ехала в этот прекрасный город с твердым намерением задержаться не более чем на три дня. К моему полному удовольствию разговор с директором местной драмы занял четверть часа.

— Знаю наверняка, что у вас замечательная труппа, чудесные спектакли, но мне нужно в Ленинград.

— Это хорошо! — неожиданно обрадовался собеседник. — Дело в том, что у меня нет для вас вакансии.

— То есть вы готовы написать бумажку, что я вам не пригодилась?

— Конечно!

— Только я уже потратила часть денег, которые получила в качестве подъемных. Из ста двадцати рублей осталось...

— С этой бухгалтерией я как-нибудь разберусь — считайте, что ваш долг прощен.

Брать сразу штурмом Питер не решилась — поехала домой в Саратов. В местный драмтеатр даже не сунулась, знала, что вряд ли впишусь в репертуарную политику нового главного режиссера Дзекуна. Подрабатывала натурщицей в художественном училище, где за каждый сеанс неплохо платили. Первый опыт в этом качестве приобрела еще раньше — позировала студентам-художникам, когда приезжала из Минска на каникулы. Помню, как удивлялась про себя: сижу перед парнями голая, а мне хоть бы хны! Наверное потому, что и они смотрят на меня исключительно профессионально — не как на живую женщину, а как на статую или кувшин.

Больше всего я боялась быть нахлебницей, деньги у родителей просила только в крайнем случае, тем более что в семье особого достатка не наблюдалось. Жили чуть лучше, пока отец не начал сильно пить.

Мне было тринадцать, когда однажды на улице остановила соседка: «Ирк, а ты знаешь, что Женька тебе не родной отец?» Меня будто ледяной водой окатили: любимый папка — не родной?! Мамы дома не было, и я с порога вывалила услышанное отцу. Ожидала — посмеется, скажет, что соседка-сплетница все наврала, но папа молча прошел мимо, заперся в ванной, и я услышала, как он плачет.

Евгений Основин был особенным человеком. Петербуржец-ленинградец в шестом поколении, отпрыск старинного рода, в годы войны эвакуированный с семьей в Саратов да так в нем и оставшийся, он писал прекрасные стихи и мучился от своей невостребованности. Умный, начитанный, отец мог быть кем угодно, но поскольку не получил высшего образования, работал на заводе. Он и прежде не чурался спиртного, но после моей встречи с дурой-соседкой стал пить по-черному. Трагически погиб, когда я уже училась в Минске, а мой младший брат Алеша еще ходил в школу.

Про настоящего отца я больше с родителями не заговаривала. Завесу над тайной моего рождения приоткрыла мама — незадолго до смерти. Его звали Шамилем, встретились в Минусинске. Мама после окончания училища работала там воспитателем в детсаду, а он приехал по распределению в местный драмтеатр.

Завязался роман, и вскоре мама поняла, что беременна. Что произошло дальше, мне узнать не удалось: то ли Шамиль не захотел жениться, то ли мама сама от него сбежала к родителям в Саратов, где спустя два года после моего рождения встретила Евгения.

Совсем немного информации получила от маминой тети, служившей актрисой в Московском театре оперетты. Она рассказала, что Шамиль в молодости снялся в небольшой роли в культовом фильме пятидесятых «Человек родился». Я нашла эту картину и мгновенно узнала отца в эпизоде, где его герой катает по гаражу колеса. Мы с ним удивительно похожи. Еще тетя Маша «расшифровала» имя, которое значилось на обороте моих фотографий, сделанных в раннем детстве: Зима, Зимочка. Оказалось, изначально меня звали Зимфирой (почему-то через «и»), а Ирой я стала при удочерении.

Пашков и Цой подружились в художественной школе, именно Максим показал будущему кумиру миллионов первые аккорды, научил играть на бас-гитаре из архива В. Калгина

Несколько лет назад загорелась идеей снять автобиографический фильм, где красной нитью проходила бы мысль, что смена имени, фамилии обязательно имеет последствия: влечет за собой крутой поворот в судьбе или вообще заставляет прожить чужую жизнь.

Написала запрос в минусинский театр и получила копию приказа о зачислении в штат на должность артиста Шайфутдинова Шамиля Шамсутдиновича. Пыталась расспрашивать об отце немногих оставшихся в живых актеров, которые снимались в фильме «Человек родился», — никакой новой информации не получила. Очень надеюсь, что кто-то из родственников по линии отца прочтет это интервью и откликнется.

— До рассказа о детстве и родителях вы делились впечатлениями от работы натурщицей. Как долго это продолжалось и как скоро снова оказались в Санкт-Петербурге?

— Поработав пару месяцев и скопив немного денег, поехала в Ленинград — город тогда еще по-старому назывался. Заселившись в гостиницу, сразу начала по справочнику обзванивать театры:

— Скажите, вам артистки не нужны?

Люди либо впадали от моего вопроса в ступор:

— Вам нужно записаться на прослушивание, которые у нас проходят нечасто... — либо веселились от души.

В одном театре, видимо, напала на штатного балагура, который уточнил:

— Хорошие артистки?

— Конечно! Хорошие артистки вам нужны?

Несолоно хлебавши вернулась домой и наутро следующего дня совершенно случайно увидела афишу cаратовского театра миниатюр «Микро» при областной филармонии. Посмотрела их концерт — понравилось. До театра Аркадия Райкина, ставшего образцом для многих провинциальных филармоний, конечно, далековато, но вполне достойно. Пришла к худруку Льву Горелику на прослушивание и была принята в труппу. Меня быстро ввели в репертуар, и вскоре театр «Микро» отправился на гастроли. Единственным минусом во всей этой истории было то, что коллеги, особенно дамы, постоянно меня чморили: и актриса я никакая, и не проявляю ни малейшего почтения к старшим, и за словом в карман не лезу. Старалась не принимать близко к сердцу.

Продвигаясь на восток, «Микро» оказался в Томске. Мне понравились и город, и местный драмтеатр, и его главный режиссер — добрый, позитивный Миша Борисов, тот самый, который сегодня ведет «Русское лото». Попросилась в труппу — приняли. Какое-то время играла роли второго плана, потом получила главную — в спектакле «Зинуля» по пьесе Гельмана. Ставил его режиссер из Вильнюса Юрий Попов, с которым у нас сразу возникла взаимная симпатия, вскоре перешедшая в близкие отношения. Это нисколько не навредило спектаклю, скорее наоборот — мы понимали друг друга с полуслова и я буквально купалась в образе «ненормальной Коптяевой», каждый раз находя для героини новые краски. После премьеры Юра вернулся в Вильнюс, в Томске появлялся редко и всего на пару дней. Я ждала предложения руки и сердца, но так и не получила. Сейчас смотрю на его фотографию в «Фейсбуке» и думаю: «Что ни делается, все к лучшему».

А тогда, тридцать лет назад, в момент душевного раздрая судьба подкинула знакомство с раскрепощенной, боевой дамой — актрисой Люсей N. Как-то поделилась с ней мечтой перебраться в Ленинград: мол, два года в Томске стали хорошей актерской школой и теперь уже точно готова к штурму питерских театров. Новая подруга тут же взяла быка за рога и написала с десяток питерских телефонов: «Этот человек поможет с комнатой в общежитии, этот вхож в околотеатральные круги и если сумеешь с ним подружиться, введет туда и тебя».

Затрудняюсь определить род занятий человека, благодаря которому получила прописку в рабочей общаге за три рубля в месяц, в конце восьмидесятых — девяностые таких называли «решалы». Новый знакомый однажды предложил: «Если найдешь пятьсот рублей, комната в общаге станет твоей собственностью — документы оформлю честь по чести».

Для простого человека в то время пятьсот рублей — сумасшедшая сумма. Думаю, мама прислала все, что было припасено на черный день, еще и заняла. Получив деньги, деляга принялся кормить меня «завтраками»: осталось получить последнюю подпись, не хватает одной печати. Однажды привел в горисполком и стал давать наставления: зайдешь в первый кабинет — скажешь вот это, во втором — скажешь другое. А потом вдруг исчез с горизонта вместе с пятьюстами рублями и обещаниями оформить комнату в собственность.

Питер конца восьмидесятых был наполнен особой атмосферой, привлекавшей неформалов со всей страны. Я легко вписалась в эту вольницу из архива И. Основиной

Примерно на то же время пришлось знакомство с другим «покровителем» из списка Люси. Лев Борисович был вхож в питерскую богему и обладал особой притягательностью, харизмой. Не устояв перед его мужским обаянием, очень скоро я поняла, что беременна. Лев Борисович довез меня до захудалой больницы, высадил у входа — и исчез навсегда.

Сомнений — делать или не делать аборт — не было. Кажется, я вообще лишена материнского инстинкта: никогда не заглядывала в чужие коляски, не умилялась пускающим пузыри младенцам. Да и куда мне ребенок, если только поступила в труппу ленинградского Молодежного театра...

— Давайте отмотаем немного назад. Как вы стали актрисой этого весьма популярного в середине и конце восьмидесятых театра?

— Приехав в Ленинград, первым делом отправилась в БДТ. Для показа выбрала сцену на двоих из «Зинули», но играла одна — партнера заменял наполненный водой полиэтиленовый пакет, к которому, держа его в поднятой руке, и обращалась. Отвечал мне звук ручейка, стекавшего из заранее проделанной дырки. Я сама придумала этот ход и несказанно им гордилась. Совсем не щедрый на похвалу Товстоногов находку оценил: «Это было интересно. Давайте так, вы подготовите еще что-нибудь, но с партнером, — и снова придете к нам».

В коридоре меня остановила присутствовавшая на показе актриса Людмила Иосифовна Макарова, блистательная Ханума в знаменитом спектакле БДТ: «Это было так неожиданно! Просто потрясающе! Обязательно воспользуйтесь приглашением Георгия Александровича — ждем вас с партнером».

Вот где я возьму партнера в незнакомом городе? Стала ходить по другим театрам, показывала ту же сцену с пакетом, и наконец мои талант и находчивость были оценены художественным руководителем Молодежного театра Ефимом Михайловичем Падве.

Поначалу все складывалось хорошо: ввели в несколько спектаклей, давали роли в новых постановках. А потом с Ефимом Михайловичем стало твориться что-то непонятное. Он мог подойти и сказать: «Ира, как вам идет это фиолетовое платье!» — хотя я была в белом. В спектакле «Сирано де Бержерак» бегала в массовке, но несмотря на это гримировалась как положено. Вдруг за кулисами останавливает Падве: «Почему вы без грима? Так не пойдет!» Потом вообще перестал меня замечать. Никто и предположить не мог, что и вдруг проявившийся дальтонизм, и перепады настроения — начало серьезной болезни, которая приведет к трагическому финалу...

Понимаю причину, по которой меня не очень любили и в дирекции театра: я была вечной занозой в заднице, всегда говорила что думала, не боялась вступать в конфликты. Да еще постоянно ходила с широким пластырем на носу, из-за чего не могла вводиться в спектакли. Мой бедный нос в три приема оперировали разные хирурги. К сожалению, последний, добившийся наконец желаемого результата, был убит в конце девяностых. По Питеру ходил слух, что доктора заказал какой-то браток или олигарх — за то, что один из грудных имплантов, купленных для жены в Финляндии за сумасшедшие деньги, после установки потек...

Конечно, при другой профессии не стала бы подвергаться таким мучениям, жила бы себе с фамильным носом, но в нашем деле внешность — рабочий инструмент, витрина, если хотите. Умиляют коллеги, которые говорят: «Для меня важно только искусство, деньги интересуют в десятую очередь...» Сейчас, как правило, удерживаюсь от комментариев, но порой прорывает:

— Дорогая моя, деньги дают свободу и возможность ухаживать за собой! С гнилыми зубами на кого тебя возьмут? Разве что на роль бомжихи! А посмотри на свои неухоженные руки...

— В кадре это не будет заметно.

— Ага, как же! Камера как раз обломанные ногти сразу и выловит!

Мне нравятся слова, сказанные однажды Сергеем Маковецким: мол, если собираешься пробоваться на бизнесвумен, отдай последние деньги косметологу и сделай маникюр. Нет денег — займи. И шубу возьми у подруги. Тогда у тебя появится хоть какой-то шанс получить роль.

— Итак, после Молодежного театра вы оказались в питерском «Ленкоме»...

— Да. Когда надоело, что в Молодежном меня игнорируют, подошла к Падве:

Запыхавшаяся от бега Луппиан спрашивает: «Ира, а правда, что Игорь Петрович сегодня был у нас? Прошу, передай ему — я хочу обратно! Очень хочу домой!» C. Бертов/PhotoXPress.ru

— Ефим Михайлович, может, мне уйти?

— Уходи.

То, что со мной так легко расстались, больно ударило по самолюбию, да еще и ушла в никуда, и жить негде. Положение было таким отчаянным, что стала ходить в Никольский собор просить помощи у Николая Чудотворца. Думаю, святой услышал молитвы, потому что из полусотни претендентов, пришедших на прослушивание в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом». — Прим. ред.), взяли только двоих: меня и еще одного парня.

Вскоре после поступления в труппу получила главную роль в спектакле по пьесе «Старый дом» Алексея Казанцева, потом в «Замарашке» по пьесе польского автора Гловацкого, однако должна была выходить на сцену и в детских постановках — в образах «третьего пня», «четвертого скомороха». Пыталась противиться участию в массовке, цитируя Татьяну Доронину: «Я актриса первого плана и ходить на втором не намерена!» Мне, естественно, отвечали, что я пока не Доронина, и вывешивали приказы: «Объявить выговор артистке Основиной И.Е. за то, что не вышла на сцену в роли третьего пня».

Наверное, реагировала бы на такие вещи острее, если бы замкнулась на театре, но у меня и за его стенами жизнь била ключом. В питерском «Ленкоме» в ту пору служил Максим Пашков — хороший актер, музыкант, автор музыки и слов к песням в стиле рок-н-ролл. Это Макс создал группу «Палата № 6», с которой началась музыкальная биография Виктора Цоя. Парни познакомились в художественной школе, именно Пашков показал будущему рок-кумиру миллионов первые аккорды, научил играть на бас-гитаре. Группа распалась, когда Максим поступил в ЛГИТМиК, но дружили они до самой гибели Цоя.

А я благодаря Максу не только открыла для себя по-настоящему The Beatles и The Rolling Stones, но и русские группы «Кино», «Алису», «Аквариум». Пашков познакомил меня со многими рок-музыкантами, в том числе с Цоем, брал с собой на концерты и закрытые тусовки. Был период, когда я всерьез намеревалась стать рок-певицей и даже исполняла песни Макса со сцены. Очень жаль, что Пашков рано ушел из актерской профессии и потерялся в жизни. Талантливые люди редко обладают сильным характером и пробивной энергией. Сейчас Макс из дома почти не выходит. Я стараюсь поддерживать друга телефонными звонками и изредка наведываясь в гости. Всякий раз приношу гостинцы: то варенье собственного приготовления, то связку волжской воблы, которую привозит из Саратова брат. Макс радуется каждому моему приходу как ребенок.

— Хочу вернуть вас в Ленинград конца восьмидесятых...

— Делаю это с удовольствием и ностальгией. Город был наполнен особой — живой и вольной — атмосферой, которая привлекала неформалов со всей страны. Основная движуха происходила здесь, Москву называли «полным отстоем». В театральной жизни Питера тоже наблюдался подъем. Я ходила на все громкие премьеры, а репертуар Ленинградского театра драмы имени Пушкина — Александринки — знала наизусть, потому что на его сцене блистал красавец каких поискать, автор музыки и стихов шикарных песен, которые сам исполнял, актер Сергей Кудрявцев.

Я была немного в него влюблена, караулила, когда выйдет после спектакля, но ни разу не предприняла попытки познакомиться — гордость не позволяла быть причисленной к толпе фанаток, ждущих кумира у служебного входа.

Влюблена я была скорее в талант, чем в самого Сергея, поэтому романы крутила с другими. Снова забеременела и ничего не сказав потенциальному отцу, избавилась от плода. Вторая операция прошла с осложнениями, о которых меня не поставили в известность, — что никогда не смогу родить ребенка, узнала только через несколько лет. При отсутствии материнского инстинкта отнеслась к этому спокойно.

— А как оказались в Театре Ленсовета у Игоря Владимирова?

— Обязательно расскажу, но сначала о причинах ухода из «Ленкома». Прежде всего мне претила атмосфера в труппе: разбившись на два лагеря, коллеги вели непрестанную войну — одни поддерживали худрука Геннадия Егорова, другие пытались его сожрать. Постоянно по гримеркам бегали какие-то люди с письмами в верха, агитировали поставить под ними свою закорючку. Я сразу, не разбираясь в содержании так называемого документа, посылала гонцов далеко и надолго.

На благоговейное «В этом платье Фрейндлих выходила на сцену!» пожала плечами: «Ну и что?» Видели бы вы лица костюмерш — они едва не падали в обморок И. Гневашев/East News

В театре начали готовиться к постановке пьесы Александра Галина «Группа», но моего имени в «разблюдовке» ролей не оказалось. Подошла к режиссеру: «Разрешите попробоваться на главную роль — думаю, лучше других с ней справлюсь». Возражений не последовало, был назначен день читки. На ней мне предложили в партнерши Наталью Попову, известную зрителю сыгранной в начале семидесятых ролью Падчерицы в фильме «Двенадцать месяцев». Я чувствовала себя комфортнее в паре с другой актрисой — Людой Крячун, о чем не преминула заявить. Режиссер не возражал, а Попова, пытаясь замаскировать презрением злую обиду, процедила сквозь зубы: «Ира, ясно вижу ваше будущее — в подворотне, вся в крови». И я, такая языкастая, не нашлась, что ответить.

Работа над спектаклем «Группа» все не начиналась, а «пни» и «гномы» так достали, что вообще перестала выходить на сцену в детских спектаклях. Выговоры сыпались один за другим, но апогея ситуация достигла после распределения ролей в спектакле про приключения солдата Ивана Чонкина. Мне, понятное дело, хотелось играть почтальоншу Нюру Беляшову, сожительницу и боевую подругу главного героя, а досталась эпизодическая роль — то ли Капа, то ли Циля. Я ужасно расстроилась, и в гневе с моего несдержанного языка сорвалось: «Почему я должна играть третьестепенного персонажа, да еще и еврейской национальности? Я их вообще не люблю!»

Что тут началось! Меня обвинили в оголтелом антисемитизме, несовместимом с обликом советской актрисы, в подрыве идеологии, основанной на братстве народов. Припомнили все вплоть до цвета лака: «Что это за дань буржуазной моде?! Советская актриса не может ходить с зелеными ногтями!» Парадоксально, что клеймили меня представители разных национальностей и только евреи встали на защиту — писали письма с заверениями, что никогда не чувствовали плохого отношения к себе, а фраза вырвалась случайно. Однако из театра меня попросили, оставив правда несколько спектаклей, где не было замены, а на ввод другой актрисы требовалось время.

Информация о том, что Основину уволили за антисемитизм, мгновенно облетела Питер. Набирая номер приемной худрука Театра Ленсовета, была почти уверена, что моя просьба встретиться с Игорем Петровичем и пройти прослушивание нарвется на жесткий отказ, — в театральной тусовке поговаривали, что Владимиров наполовину еврей. Но совершенно неожиданно он через секретаря пригласил к себе на утро следующего дня. В ту пору я была стройной блондинкой с пышной шевелюрой, на встречу надела платье леопардовой расцветки, которое было мне очень к лицу. Явившись на служебный вход в назначенное время, попросила вахтершу доложить Владимирову. Она набрала внутренний номер: «Игорь Петрович, к вам тут дамочка».

В кабинете, выслушав мой сбивчивый рассказ, как хочу работать под его началом, Владимиров ответил: «Ну что ж, давай попробуем. Или так — для начала посмотрю тебя на сцене. Какой там ближайший спектакль в «Ленкоме» с твоим участием? «Замарашка»? Постараюсь прийти». Когда я была уже у двери, вслед донеслось: «Только к Игорехе (Игорю Горбачеву. — Прим. ред.) в Александринку не ходи — не твой это режиссер и не твой театр».

После окончания спектакля, где присутствовал Владимиров, меня догнала Лариса Луппиан. В начале семидесятых она училась у Игоря Петровича в ЛГИТМиКе, начинала карьеру под его руководством в Театре Ленсовета, но потом они из-за чего-то крепко поругались и жена «мушкетера» Михаила Боярского ушла в «Ленком». На новом месте не была обижена ролями, среди прочих играла Эльзу в «Драконе» по пьесе Шварца — об этом персонаже мечтали романтические героини всех театров страны.

В тот вечер на основной сцене давали спектакль с участием Луппиан. И вот она, запыхавшаяся от бега, останавливает меня и переведя дух, спрашивает:

— Ира, а правда, что Игорь Петрович сегодня был у нас?

— Да, приходил меня в «Замарашке» смотреть.

— Прошу, передай ему, что я хочу обратно! Очень хочу домой!

На другой день встречаемся в кабинете Владимирова, и я первым делом передаю просьбу Луппиан. Игорь Петрович пожимает плечами: «Конечно, пусть возвращается». Вот так при моем посредничестве Лариса вернулась в родной театр, которым с недавнего времени руководит...

Игорь Петрович был большим поклонником женской красоты, и желавшие пробиться на сцену актрисы передавали из уст в уста: с Владимировым лучше заводить знакомство на пляже из архива И. Основиной

Игорь Петрович был большим поклонником женской красоты, и желавшие пробиться на питерскую сцену провинциальные актрисы передавали из уст в уста рекомендацию: «С Владимировым понятно — при наличии хорошей фигуры лучше всего заводить знакомство на пляже». Логика в этом была, потому что новенькие в труппе часто появлялись вскоре после возвращения худрука с отдыха на Черноморском побережье. Поначалу Игорь Петрович давал фавориткам роли, которые те зачастую проваливали, а потом благополучно о них забывал — тетеньки годами висели на театре балластом. При каких обстоятельствах в труппе оказалась Инесса Перелыгина, ставшая впоследствии женой мэтра, не знаю — наверное, все-таки показывалась. Помню, Владимиров хвастался труппе: «Смотрите, у меня теперь есть своя Софи Лорен!» Как бы то ни было, но именно жена ухаживала за Игорем Петровичем до последнего дня, а Алиса Фрейндлих на похоронах бывшего мужа сказала: «Вы, Инесса, святая».

Сейчас нет-нет да и проскользнет информация, что один актер из-за конфликта с Владимировым спился, другой из-за его жестокосердия бросил профессию, бомжевал и умер в подворотне. Не мне судить, что было, а чего не было, но при любом раскладе Игорь Петрович остается глыбой — и в человеческом, и в профессиональном плане.

Когда пришла к нему в театр, очень забавляли тетушки из подсобных цехов, объявлявшие с придыханием:

— За этим столиком гримировалась сама Алиса Фрейндлих!

Я морщила лоб, будто пытаясь вспомнить, о ком речь, и выдавала:

— А кто это?

В другой раз на благоговейное:

— В этом платье Алиса Бруновна выходила на сцену! — равнодушно пожала плечами:

— Ну и что?

Видели бы вы лица гримерш и костюмерш — они едва не падали в обморок. А я так протестовала против местечковости, которую не перевариваю.

Когда о моих выходках докладывали Владимирову, он только посмеивался. Конечно, за десять лет совместной работы мы и спорили, и ругались, но исключительно на творческой почве, и быстро мирились. Иногда Шеф — так звали худрука в театре — принимался меня воспитывать: «Основина, опять на тебя жалуются — послала на три буквы. Я понимаю, таких людей хочется послать, но делай это как-то повежливее, говори «Пошел ты», но добавляй «пожалуйста».

Благодаря Игорю Петровичу у меня впервые появилось собственное жилье. В Смольном, где двери всех кабинетов открывал ногой, он выхлопотал комнату в старинном доме на Загородном проспекте — с высокими потолками и настоящим камином. В этих «апартаментах» в гостях у меня побывали едва ли не все известные питерские музыканты, художники, поэты.

На втором или третьем году службы в Театре Ленсовета предложили принять участие в ежегодном актерском конкурсе «Петербургский ангажемент». Играла Хлестакова, который в финале превращался в Городничего. В жюри сидели Владимиров, Мишулин, Догилева, Волкова.

Боковым зрением следила за реакцией Шефа — он смотрел с детским восторгом и хохотал до слез. А на подведении итогов сказал: «Вот тут один актер здорово жонглировал тарелками, но ему, наверное, лучше выступать в цирке, не в драме. — Последовала долгая театральная пауза, после которой мэтр продолжил: — А теперь скажу страшное. Основина — самая талантливая из всех, кого мы сегодня видели. Если бы ее Хлестаков еще и жонглировал тарелками, это было бы гениально». Как я, получив такую оценку от Владимирова и взяв первое место на конкурсе, не умерла от счастья, одному богу известно.

О том, как актерская братия выживала в девяностые, сказано немало: кто-то «варил» джинсы, кто-то торговал кухонными фартуками у метро, кто-то перегонял из бывших стран соцлагеря автомобильную рухлядь. Я долго держалась на плаву благодаря кино. На «Ленфильме» в ту пору снимал только Алексей Герман — в его фильме «Хрусталев, машину!» мне досталась эпизодическая роль медсестры Сталина. Там же, по сути, дебютировали Хабенский и Трухин: Костя изображал музыканта с бенгальскими огнями, а Миша — дирижера. Герман снимал и монтировал картину почти десять лет, на экраны она вышла только в 1998-м.

После съемок в «Хрусталеве» была работа с иностранными режиссерами, которые ехали в Россию за мизерной арендой павильонов и почти бесплатной рабочей силой — трудиться за гроши соглашались и актеры, и декораторы, и осветители. В российско-французской ленте «Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу» я сыграла Жоржетту Леблан — оперную певицу, актрису и писательницу, в англо-американской экранизации «Анны Карениной» — кормилицу дочки героини (ее играла Софи Марсо) и Вронского (Шона Бина).

В спектакле «Гусар из КГБ» с Евгением Филатовым из архива И. Основиной

Удачей считаю встречу с Александром Рогожкиным, который научил вести себя перед камерой, не играть голосом, избавил от излишней театральности. В общей сложности снялась у него в трех проектах: «Операция «С Новым годом!», первый сезон «Улиц разбитых фонарей» и «Особенности национальной охоты в зимний период». Роль в последней пришлась на канун нового тысячелетия, когда ситуация стала понемногу выправляться.

А из начала лихих девяностых маленькой занозой в сердце остался эпизод программы «600 секунд» с кадрами ареста Сергея Кудрявцева. Ведущего актера Александринки взяли за мошенничество с сахарным песком. Тогда сотрудники многих учреждений, в том числе и театров, варили леденцовых петушков на продажу. Кудрявцев брал за сахар деньги, но товар не привозил. Александр Невзоров упирал на «жареный факт» родства Кудрявцева — Сергей был женат на внучке популярнейшего актера Павла Кадочникова. В память впечатались затравленный взгляд недавнего кумира и накинутая на плечи поношенная куртка. Спустя несколько лет в этой самой куртке и с полиэтиленовым пакетом, в котором поместилось все имущество, Сергей придет в мой дом, чтобы остаться навсегда...

— Расскажите о последних годах Игоря Петровича Владимирова — все же происходило на ваших глазах.

— В середине девяностых он начал угасать и все чаще оказывался в больнице. Я его регулярно навещала, рассказывала городские и театральные новости, обходя молчанием появление в Театре Ленсовета режиссера Владислава Пази, приобретшего в Питере известность после постановки в Мариинском театре оперы «Обручение в монастыре». Не раз слышала, как наш «костяк» взывал к нему: «Владислав Борисович, вы очень нам нужны! Игорь Петрович вряд ли сможет полноценно работать, Театр Ленсовета остается без руководителя».

Я считала это предательством и кидалась как разъяренная тигрица: «Пока Шеф жив, ничьей ноги в театре не будет! Пусть только ваш Пази попадется на глаза — встречу с брандспойтом!»

Владимиров о моих демаршах откуда-то узнавал и встречал в больничной палате с нарочито укоризненной улыбкой:

— Ой, Основина, опять воюешь? Ведь они тебя сожрут!

— Пусть только попробуют!

В последний год его жизни мы видели Шефа в театре всего несколько раз. Он приходил, когда давали его любимого «Гусара из КГБ», где у меня была главная роль. Надевал фрак, белоснежную рубашку и на поклонах вместе с актерами появлялся на сцене — зал встречал его овациями. Однажды не нашел на это сил: Игоря Петровича видели в кабинете, за кулисами, но на сцене он не появился — не дождавшись финала, вернулся домой.

С болью вспоминаю нашу последнюю встречу: Игорь Петрович, уже потеряв память, рвал газеты и выстраивал из обрывков макеты декораций для известного только ему спектакля.

Владимиров ушел в марте 1999-го, и слава богу, что события, происходившие за стенами его дома в последние месяцы, Шефа мало касались.

В начале лета 1998 года сложилась патовая ситуация: театральной зарплаты хватало разве что на хлеб, отечественное кино в полном упадке. После окончания сезона в «Ленсовете» решила поехать в Москву — дочка маминой тети давно звала, чтобы рекламировать обувь раскрученной марки. Перед отъездом взяла в долг триста долларов у одной из коллег, обменяла их на рубли. Семнадцатого августа выхожу на Ленинградском вокзале и узнаю, что грянул кризис, доллар взлетел до небес и теперь я должна вернуть кредитору в три раза больше. Конечно, это был удар.

Рекламировали ботинки прямо на улице, недалеко от станции метро «Сокол». В дурацких костюмах. Срывали голоса, расхваливая товар, мокли под дождем, жарились на солнце. Заработанных денег не хватило на погашение долга, отдавала частями.

— А как складывались ваши отношения с Пази, пришедшим на смену Владимирову?

— Несмотря на то что Владиславу Борисовичу, конечно же, доложили о моих демаршах и брандспойте, у нас сложились прекрасные отношения. Пази уважал меня за прямоту и смелость, с которой защищала Шефа, ценил как актрису — я получала роли практически во всех его постановках. Не скажу, чтобы охотно, но отпускал на съемки, даже такие долгие, как в сериале «Идиот». Режиссер Владимир Бортко предложил мне роль экономки Настасьи Филипповны (ее играла Лидия Вележева), которая всюду следует за хозяйкой.

В восстановленном для гастролей по российским городам мюзикле «Норд-Ост» Сергей Кудрявцев (в центре в черном костюме) получил роль Николая Антоновича Татаринова, которую очень любил из архива И. Основиной

В свите Келлера, доставшегося Михаилу Боярскому, мое внимание привлек мужичок бомжатского вида — такой жалкий и оборванный, что однажды взяла его за рукав и легонько вытолкнула вперед: «Иди, хоть в кадр попадешь». Потом увидела его рядом с громко обсуждавшей что-то неразлучной троицей: Машков, Домогаров, Боярский. Мой протеже робко вошел и сел у стены на корточки, как сидят зэки. В воздухе сразу разлилось водочное амбре.

Спросила у ассистентки по актерам:

— А вот тот опустившийся персонаж, он кто?

— Сергей Кудрявцев. Когда-то был хорошим актером. Теперь вот иногда берем в массовку из жалости.

— Подожди, тот самый Кудрявцев?! Из Александринки?

— Ну да...

Вот тут мне стало понятно выражение «словно громом поразило». Стою не в силах сдвинуться с места, смотрю во все глаза на мужичка-бомжа и не могу поверить, что это тот самый сумасшедший красавец, в которого была когда-то влюблена. Актер, блистательно игравший Освальда в «Привидениях» Ибсена, Гринева в пушкинской «Капитанской дочке», Принца в «Первом бале Золушки»...

Как потерявшийся и вдруг почувствовавший человеческое тепло щенок, Сергей стал ходить за мной по пятам. В перерывах между съемками пристраивался рядом и рассказывал о своей трагической судьбе.

На махинации с сахаром его подтолкнуло безденежье. После того как у них с Наташей родился сын, ситуация с финансами еще больше осложнилась. Когда Кудрявцева арестовали, жена подала на развод.

Сергей просидел в СИЗО несколько месяцев. За это время его мать, продав все что могла и набрав долгов по родне и знакомым, вернула деньги многим обманутым покупателям. Актеры, ставшие жертвами Сережиной «коммерции», писали заявления в милицию и суд, что не имеют к обвиняемому Кудрявцеву никаких претензий, что знают его только с лучшей стороны и этот замечательный человек просто оступился.

Сергея освободили в зале суда, засчитав время пребывания в СИЗО как отбытое наказание. Во время заседания он чуть не упал в голодный обморок и сердобольная судья дала ему денег на батон хлеба. В квартиру Сергея не пустили, он ночевал на улице под окнами дома, где жили теперь уже бывшая жена и сын Петя. Кудрявцева подобрал Владимир Малыщицкий, руководивший созданным за несколько лет до того небольшим театром. Спектакли играли при полупустых залах, а вырученную от продажи билетов сумму делили между собой сразу по окончании. Гонорар тратили в ближайшей рюмочной или пивной. В коллективе пили почти все, не отставали от сослуживцев и Сережа с моим партнером по «Улицам разбитых фонарей» Андрюшей Краско.

В театре Кудрявцев познакомился с актрисой Мариной N, употреблявшей наравне с мужчинами. Однажды ночью, едва держась на ногах, они перебегали дорогу к винно-водочному ларьку и женщину насмерть сбила машина. Ее родственники во всем обвинили Сергея: дескать, это он толкнул подругу под колеса. Кудрявцев опять оказался в СИЗО, но скоро был выпущен в связи с отсутствием состава преступления.

Слушая страшные исповеди, я все больше проникалась состраданием, а еще видела, что за крайне непрезентабельным обликом кроется глубокая, не растерявшая таланта личность.

В ту пору у меня были отношения с крупным чиновником из Смольного — довольно долгие и не очень внятные. Не будучи женатым, Николаевич (назовем его так) любил поговорить о будущей совместной жизни, но предложения не делал. С появлением Сергея я заметила, что перестала этого ждать и желать. Когда сказала Николаевичу, что расстаемся, он пришел в замешательство: почему?! Ведь между нами такая гармония! Сейчас иногда вижу его на улице и стараюсь прошмыгнуть мимо незамеченной. Ужасаюсь про себя: «Вот этот переставший следить за собой старик мог быть моим мужем...»

Впервые появившись в моем доме, Сергей вдруг застыл перед кассетным магнитофоном, деревянный корпус которого украшали детские наклейки из жвачек. Кудрявцев был потрясен:

— Откуда у тебя этот маг?

— Купила за четыреста рублей у женщины, уезжавшей на ПМЖ в Швецию. А что?

— Это мой. Продала его тебе моя первая жена, а картинки наклеил старший сын Семен, которого она забрала с собой.

После шестого сезона «Склифа» в группе прошел слух, что Аверин решил оставить сериал. Народ страшно расстроился, понимая, что без Макса проект, скорее всего, закроют кинокомпания «Русское»

Тогда мы просто пообсуждали совпадения, которые порой подбрасывает жизнь, и только потом я поняла: это был знак, что Сережа останется здесь навсегда.

Он часто заходил в гости на чай с вареньем — всегда готовила его сама по семейному рецепту, и однажды оба поняли, что нас тянет друг к другу как мужчину и женщину.

Когда решили жить вместе, Кудрявцев появился на моем пороге в той самой коричневой куртке и с полиэтиленовым пакетом, где уместились все вещи. У него не было ни паспорта, ни питерской регистрации, без которой нельзя устроиться ни в один театр. Я восстановила документы, прописала у себя, оплатила протезирование зубов, одела, обула. Хлопотала перед кастинг-директорами, чтобы давали небольшие роли в фильмах и сериалах, устроила встречу с режиссерами, восстанавливавшими мюзикл «Норд-Ост» для гастролей по российским городам. После прослушивания Сергей получил роль Николая Антоновича Татаринова, которую очень любил. Еще через год, в 2005-м, его приняли в труппу Театра Ленсовета — конечно, не без моего участия. Но если бы худрук Пази не увидел в нем искры Божьей, Кудрявцев точно остался бы за бортом.

Примерно в то же время на мужа посыпались предложения от режиссеров — в новом обличье, непьющий, помолодевший и ухоженный, теперь он получал роли генералов, банкиров, бизнесменов. У нас обоих постоянно была работа, Сережина мама на меня молилась, два самых дорогих мужчины — муж и брат Алеша — крепко подружились. Впервые за многие годы я чувствовала себя счастливой...

Страшный диагноз прозвучал как гром среди ясного неба. Болезнь выявили на ранней стадии, и если бы Сергей выполнял рекомендации врачей и слушался меня — прожил бы много дольше. А он будто с цепи сорвался, желая взять от жизни все: доктора запретили загорать — часами лежал на пляже; прописали строгую диету — ел все подряд, несмотря на то что я часами торчала на кухне, готовя полезные блюда; настоятельно рекомендовали не брать в рот ни капли спиртного — снова начал пить. От ухода в штопор спасали съемки (после «Идиота» Сергей снялся в восьмидесяти фильмах и сериалах) и, конечно, театр. Несмотря на нарушение врачебных рекомендаций, первая ремиссия длилась довольно долго. Всплеск болезни пришелся на 2012-й. Двумя годами раньше мы похоронили мою маму, а в 2011 году простились со свекровью — обеих забрал тот же страшный недуг. Обострение у Сережи случилось, когда Театром Ленсовета уже руководил Юрий Бутусов.

— А его приходу что предшествовало? Кто руководил театром в течение пяти лет?

— После внезапной смерти Владислава Пази в 2006-м два года командовал худсовет в составе Луппиан, Мигицко, Алексахиной и Стругачева. Потом место главного режиссера занял бывший муж Инги Оболдиной Гарольд Стрелков. Если не изменяет память, за три года он поставил всего два спектакля — «Испанская баллада» и «Мавр». В театре про него говорили: «Спит на ходу».

Я играла только старые, поставленные Владимировым и Пази спектакли, ролей в новых пьесах не давали. К счастью, были хорошие предложения в кино. Одной из самых больших актерских удач считаю встречу с режиссером и сценаристом Лидией Бобровой и съемки в картине «Верую!» по рассказам Шукшина. Ее предыдущий фильм «Бабуся», где играли непрофессиональные актеры, собрал множество наград. Изначально и в «Верую!» должны были сниматься простые деревенские жители, но Лидия после проб утвердила на главные роли меня и Александра Аравушкина и, по ее признанию, не пожалела, потому что мы оба не играли, а жили в своих образах.

Были и другие работы, о которых вспоминаю с благодарностью. У Станислава Говорухина снялась в «Конце прекрасной эпохи», Александр Котт позвал сначала в картину «Третья мировая», потом — в сериал «Обратная сторона Луны 2».

— А с чего началось ваше противостояние с Бутусовым?

— Первая стычка произошла на фоне обострения Сережиной болезни. В пьесе «Август: графство Осейдж», которую собирался ставить театр, мне досталась роль прислуги-индианки, а первое действие начиналось с обращенной к моей героине фразы: «Я хочу нанять вас в служанки, у моей жены рак горла». Читала сценарий в поезде, который вез на съемки в Москву, и утром позвонила в театр: «Не хочу про рак! Избавьте меня от этого!»

Настоящим спасением стало приглашение в сериал «Склифосовский». Сложившаяся в первых четырех сезонах команда приняла меня тепло, как свою кинокомпания «Русское»

Вечером того же дня — звонок от завтруппой, с ходу заголосившей как на похоронах:

— Ира, я должна тебе это сказать, иначе меня уволят! Меня уволят, понимаешь?! Меня уволят!

— Ну говори наконец.

— Бутусов сказал: «Передай Основиной, что у нее нет перспектив. Пусть уходит».

— Та-а-а-к... А у него, значит, есть перспективы? Передай: увольняться не буду.

Сразу после назначения на пост главрежа Бутусов начал снимать с репертуара спектакли Владимирова и Пази, а их место заняли новаторские постановки, где актеры бегали голыми по сцене, ломали о головы кирпичи, посыпали себя мукой. Долой сложный грим! Продвинутый зритель должен понять, что убеленный мучными сединами герой — старик.

Никакого желания принимать участие в этом бедламе у меня не было, но я жила надеждой: публика быстро устанет от «смелых новаций» и захочет возвращения прежнего театра. Поэтому не увольнялась, а периодически писала заявления на отпуск за свой счет. Потом поступило указание перевестись на полставки. Сделала как велено, думая: уж из-за таких-то грошей дергать не будут. Как же! Завтруппой и директор театра звонили почти ежедневно:

— Бутусов сказал — не хочешь увольняться, вводись в массовку.

— А если не стану? Если скажу, что считаю ниже своего достоинства стоять у третьей кулисы после того, как сыграла главные роли на этой сцене?

— Тогда уволим по статье.

Когда сказала, что хочу встретиться с главным режиссером, поговорить в открытую, директор воспротивился: «Не нужно тебе с ним разговаривать! Добром это не кончится...»

Ну да, будто без разговора именно им все и закончилось... Меня чморили по полной программе, и никто из коллег, кроме замечательной актрисы Ирины Ракшиной, не поддержал, хотя знали, что в это время — речь идет о 2016 годе — болезнь Сережи перешла в последнюю стадию. Расходы были огромными, я стала залезать в долги...

До сих пор проходя мимо Театра Ленсовета, отворачиваюсь — так глубока нанесенная травма. Когда спрашивают:

— Ира, а тебе сцена не снится? — отвечаю:

— Кошмары мне не снятся. Сплю хорошо.

— Что стало последней каплей — после чего вы решили расстаться с театром, в котором прослужили четверть века?

— Никакое особенное событие уходу не предшествовало. После очередного звонка директора, по традиции требовавшего, чтобы я уволилась, Сергей сказал: «Все, пиши заявление — и уходи! Сколько можно над тобой издеваться?»

Чтобы хоть как-то держаться на плаву, работала администратором ночного клуба и контролером в кинотеатре. Когда ловила недоуменные взгляды: дескать, она же артистка и что здесь делает? — опускала низко голову или прикрывалась рукой.

Настоящим спасением стало приглашение в сериал «Склифосовский», и не только в материальном плане. Сложившаяся в первых четырех сезонах команда приняла меня очень тепло — как свою. На площадке отдыхала душой и в то же время постоянно думала о Сереже: как он там без меня? Вырывалась на два дня в Питер, ухаживала за ним, старалась впрок наготовить вкусненького.

Первого ноября 2017 года Сережи не стало. Отвезла его в эстонский город Силламяэ, похоронила рядом с мамой. Когда немного отошла от утраты, подсчитала сумму, которую должна, — и ужаснулась. Чтобы вернуть людям деньги, готова была сниматься хоть в три смены, но кастинг-директора, звонившие в первые дни после Сережиной смерти и обещавшие завалить работой, куда-то испарились. Знала, в Питере снимается много фильмов и сериалов, но меня туда не звали. Могла бы сойти с ума от безысходности, если бы не поддержка хороших людей. Бесконечно благодарна давней подруге — питерскому режиссеру Галле Капицкой, агенту Сережи Наташе Титовой — сейчас она известный кастинг-директор, сотруднице Российского авторского общества Елене Матвеевой и, конечно, команде «Склифосовского» за поддержку — и материальную, и моральную. До конца жизни буду молиться за Ларису Комарову, продюсера кинокомпании «Русское», которая поддерживает на протяжении многих лет. За нее и ее близких. Она мой ангел-хранитель. Всем этим хорошим людям обязательно воздастся...

Скоро на экраны выйдет фильм «Гаражи», где у меня небольшая, но яркая роль... Ольга Кудрявцева/из архива И. Основиной

Будто в противовес печальным дням, память выдает веселую картинку. После шестого сезона «Склифа» в группе прошел слух, что Аверин решил оставить сериал. Народ страшно расстроился, понимая, что без Макса проект скорее всего закроют. И тогда мы с девчонками отправили ему, уехавшему на несколько дней в жаркие страны, видео, где хором умоляли остаться, а потом, перекрикивая друг друга, делились личными проблемами:

— Макс, не уходи! У меня ипотека!

— Не покидай, Максимушка! Мне долги надо отдавать!

Аверин потом говорил, что смеялся над нашим видеообращением до слез.

— Понимаю, что «Склиф» занимает большое место в вашей жизни, но ведь есть и мечты сыграть что-то другое? Предстать в ином жанре, в ином образе?

— В кино мечтаю сыграть Матронушку. Судя по немногочисленным фотографиям блаженной старицы, я похожа на нее чертами лица. Но главное, читая житие святой Матроны Московской и воспоминания близких людей, всей душой принимала каждое ее слово и деяние.

Еще хочу вернуться на сцену. Есть авантюрная идея сыграть Хлестакова. А что? Это во времена Гоголя и Ильфа с Петровым крупными мошенниками и «великими комбинаторами» могли быть только мужчины, а в нашей реальности взять хотя бы даму, построившую финансовую пирамиду «Властилина» и обобравшую соотечественников, по ее собственному признанию, на сто пятьдесят миллионов долларов!

Подозреваю, что некоторые будут удивлены разноплановостью моих мечтаний, но это любовь к профессии, предполагающая перевоплощение в героев с противоположными знаками: плюс и минус. А на роль Хлестакова, напоминаю, меня благословил сам Игорь Владимиров.

Еще знаю, что должна выполнить долг перед Сережей, который оставил мне в наследство несколько прекрасных сценариев фильмов и сериалов, в том числе — об актрисе Изольде Извицкой. Очень хочу, чтобы продюсеры и режиссеры ими заинтересовались. Сделаю все, чтобы издать сборник Сережиных стихов и выпустить радиопередачу с записями его песен, которых у меня четыре диска. Он достоин долгой памяти, потому что был самым талантливым на земле...

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх