

Художественный руководитель балета Большого театра, народный артист России
— Махар Хасанович, что входит в обязанности худрука балета?
— Я уже десять лет руковожу труппой Большого театра, более того, все вместе — 30 лет: 13 — в Мариинке, 7 — в Ла Скала.
И я вот думаю, когда отвечаю на вопрос: «Что входит в обязанности художественного руководителя балета?» — да всё!— Мы встречаемся с вами в преддверии большого юбилея Большого театра — в 2026 году 28 марта ему исполняется 250 лет. Как вы лично для себя ощущаете эту дату?
— Это счастье, что у нас есть Большой театр, чей юбилей мы отмечаем в следующем году. Большой театр для меня и вообще для России является символом и флагманом русской культуры. Подумать только: 250 лет, два с половиной века! Огромная история, огромная мощь, огромная основа. И я думаю, что, конечно же, это праздник не только российский.
Большой, безусловно, российский театр, первый театр России, но он принадлежит уже миру. Поэтому такой юбилей — на самом деле мировой, всемирный праздник. Многие известные деятели искусства уже тоже стали достоянием мировой культуры и неотъемлемой частью Большого театра. Его история вызывает самое большое восхищение. Но это налагает на нас и колоссальную ответственность, в хорошем смысле обязывает. Те люди заложили такую мощную основу за столетия, что нам остается только сохранять, беречь ее и приумножать.
— Вы помните свои первые эмоции, когда попали в Большой театр как зритель?
— Конечно. В этом смысле я не отличаюсь от тех, кто говорит, что, войдя первый раз в Большой театр, оказался под огромным впечатлением.
Мои впечатления были такими же внушительными: красота, убранство, зал — я был этим поглощен полностью...Полный текст интервью читайте в журнале «Караван Историй». Купить коллекционный выпуск можно здесь и здесь.
Александр Сергеев: «Работать в таком театре, как Мариинский, — это огромная ответственность»
Первый солист Мариинского театра, хореограф

— Александр, начнем с вашей родословной. Многие десятилетия фамилия Сергеев была неразрывно связана с Мариинским театром. Ведь Константин Михайлович Сергеев, народный артист СССР и Герой Социалистического Труда, долгие годы танцевал в этой труппе, был ее балетмейстером и худруком...
— Меня пару раз спрашивали: «Вы, случайно, не родственник?» Но я Константину Михайловичу не сын, не внук. Хотя все-таки с ним связан через мою семью: папа некоторое время был ассистентом Константина Михайловича в Академии Русского балета, а потом принял у него класс.
— Последнее время вы работаете в Мариинском театре не только как танцовщик, но и как балетмейстер. А как все начиналось? Помните ли вы свой первый поход в этот театр?
— Конечно, хотя мне было всего четыре года! Мои родители, артисты балета, в то время работали в Фонде Якобсона. И однажды в Мариинском, точнее тогда еще в Кировском, в 5-м балетном зале репетировали «Поцелуй» на музыку Дебюсси «Лунный свет» с артистами театра. Оставить дома меня было не с кем, и они взяли меня с собой.
Больше всего я тогда запомнил две вещи. Во-первых, стоящий в углу тренажер для стоп: конечно, не мог удержаться, чтобы не потоптаться на нем. Самое удивительное, что он до сих пор там находится! Представляете, за эти десятилетия в зале перекрашивали стены, перекладывали линолеум, меняли палки балетные, а «устройство» стоит все на том же месте...
Полный текст интервью читайте в журнале «Караван Историй». Купить коллекционный выпуск можно здесь и здесь.
Андриан Фадеев: «Разговаривать языком танца артисты учатся уже в театре»
Художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра, заслуженный артист России

— Андриан Гуриевич, у артиста балета всегда есть педагог — до самого ухода на пенсию. А зачем учитель человеку, проучившемуся восемь лет в хореографическом училище?
— В балетной школе нас учат буквам, мы осваиваем движения, каждый год усложняя элементы. Потом приходит умение соединять их в слоги, то есть более трудные комбинации разных па. Далее — уже слова.
А вот разговаривать языком танца артисты учатся уже в театре. И здесь рядом оказывается наставник, с которым танцовщик вместе проходит удачи и неудачи, бесконечные часы в поту в балетном зале, травмы, житейские неурядицы. Педагог — это и друг, и родитель, и самый строгий критик, иначе не бывает.
— Чему учат педагоги на репетициях?
— Прежде всего делятся опытом — танцевальным, жизненным, учат взаимодействовать с коллегами, партнерами, гримерами, костюмерами. Педагог — это пример, как жить в театре. Мы целые дни проводим в балетном классе, встречаемся с нашими наставниками на утреннем уроке, репетициях, спектаклях. Счастье, когда возникает взаимопонимание, это всегда приводит к лучшим результатам.
Конечно, все зависит от конкретных людей. Есть очень эмоциональные артисты, для которых педагог становится и родителем, и другом, иногда даже нянькой, кто-то взрослее и ограничивается рабочими, профессиональными отношениями — по-разному бывает. Главное — результат. Ради него мы многое друг другу прощаем...
Полный текст интервью читайте в журнале «Караван Историй». Купить коллекционный выпуск можно здесь и здесь.
Свежие комментарии