На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 400 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Это в сша ты хрен крутой а в России хуй простой.Поселивший семью ...
  • Наталья Иванова (Кубасова)
    Да никому не нужен этот "артист". Обратно в Испанию и сиди там.«Не трогайте мою ...
  • Erl Schweizer
    Не видеть положительное в людях - великий грех. Рад, что подросток вознагражден за человечность.Раскрыты подробно...

Нинель Мышкова, сыгравшая Марью-искусницу, повторила судьбу своей героини

Лида из фильма «Дом, в котором я живу», Ольга Зотова из «Гадюки», своенравная партнерша Юрия...

С Михаилом Ульяновым в фильме «Дом, в котором я живу». 1957 г. РИА НОВОСТИ

Лида из фильма «Дом, в котором я живу», Ольга Зотова из «Гадюки», своенравная партнерша Юрия Яковлева в «Легкой жизни» и потрясающая красавица в сказках «Садко», «Илья Муромец» и «Марья-искусница», Нинель Мышкова прожила жизнь, в которой были годы безоблачного счастья и страшные утраты.

Почему актриса так расплачивалась за свою любовь, становится ясно из записок Глеба Скороходова, который вел встречи Мышковой со зрителями и был одним из немногих, с кем она доверительно общалась. С разрешения сестры писателя, Инги Сидоровой, мы публикуем эти записки.

«С Нинель Константиновной мы встретились впервые в середине 70-х годов, когда я организовывал вечера многих артистов от Бюро пропаганды советского киноискусства. Однажды на такой творческой встрече я за кулисами встретил женщину, которую мгновенно узнал. Гордая осанка, точеные скулы, благородные жесты — это же Нинель Мышкова! Та, которая еще пять лет назад блистала в кино. Куда она пропала? Оказалось, работает в Театре киноактера. Я пригласил ее поучаствовать в очередном вечере от Бюро пропаганды. Нинель Константиновна не отказалась, она была рада даже небольшому заработку. И как она общалась со зрителями! Как была одета! Будто бы приехала получать «Пальмовую ветвь» в Канны… Позже, когда мы разговорились и познакомились поближе, Нинель Константиновна рассказала свою историю. Но предупредила: «Только не нужно меня жалеть! Я прожила счастливую жизнь». Если б она знала, сколько испытаний ей еще предстоит…

Нинель Мышкова родилась в 1926 го­ду в семье бывшего унтер-офицера царской армии, который перешел на сторону большевиков, сделал головокружительную карьеру во время Гражданской войны и каким-то чудом избежал репрессий в 30-е годы. Генерал-лейтенант артиллерии Константин Романович Мышков советской власти служил с убеждением и даже дочери дал модное тогда имя Нинель (анаграмма фамилии Ленин). Правда, в семье девочку называли Ева, возможно, потому, что это имя гораздо лучше сочеталось с фамилией. Как Еву ее знали одноклассники, потом однокурсники по Щукинскому училищу, и даже в титрах первых фильмов с участием актрисы значится Ева Мышкова, а не Нинель.

«Марья-искусница». 1959 г. РИА НОВОСТИ

Ее детство напоминало кадры из советских фильмов тех времен: огромные окна залитой солнцем просторной квартиры на Чистых прудах, отец-военный, который будит маленькую дочку утром в выходной день, чтобы на блестящей черным лаком машине отправиться всей семьей на подмосковную дачу... Война разделила жизнь семьи Мышковых, как и жизнь миллионов других семей Советского Союза, на «до» и «после». Отец Нинель, заместитель начальника Главного артиллерийского управления Красной армии, с первых дней войны начал часто летать на передовую. Когда немцы подошли к Москве, жена и дочка генерала отправились в эвакуацию. Пятнадцатилетняя Нинель очень скучала по папе, но видеться им удавалось нечасто. В 1942 году под Сталинградом самолет генерала Мышкова был обстрелян немецкими истребителями сразу после посадки на прифронтовом аэродроме. Тяжело раненный Константин Романович умер по дороге в госпиталь 10 августа 1942 года. В этот день его жена и дочь возвращались в Москву, в надежде вскоре увидеть мужа и отца…

Генерала с почестями похоронили на Новодевичьем кладбище, а На­талье Васильевне и Нинель пришлось учиться жить заново. Гибель папы оставила очень глубокий след в душе будущей актрисы. Ей всю жизнь будет не хватать той заботы и любви, которыми окружил ее отец, она во всех своих мужчинах станет искать черты Константина Романовича, будет пытаться вернуть то ощущение счастья, которое сопровождало все ее детство.

После Победы 19-летняя Нинель решает праздновать свой день рождения не 8-го, а 9 мая. К тому моменту девушка уже учится в Щукинском училище, хотя еще два года назад, как дочь боевого генерала, мечтала стать летчицей. Но мама категорически запретила ей даже думать о небе: «Это опасная профессия! Ты хочешь, чтобы я осталась одна?» Еще одна мечта — стать врачом — могла бы осуществиться: Нинель поступила на двухгодичные курсы медсестер. Шла война, и, как любая советская девушка, Мышкова хотела приносить пользу стране. Но сцена слишком манила, и Нинель сделала выбор в пользу Щукинского училища, хотя курсы все-таки окончила. Так и не довелось Мышковой поработать медиком, хотя приобретенные знания потом пригодились ей в работе над ролями.

С Сергеем Столяровым в фильме «Садко». 1952 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

Нинель была красива той классической красотой, которая тогда была очень востребована в советском кино. Стройная фигура, правильные черты лица, чувственные губы, разлет густых бровей… Даже среди многочисленных красавиц, собранных со всей страны в театральном училище, Мышкова выделялась. Поклонников среди однокурсников было множество, а девушку тянуло к тем, кто постарше. Ей остро не хватало заботы зрелого, мудрого мужчины, скорее отца, чем возлюбленного. Ассистент преподавателя Владимир Этуш был старше первокурсницы Мышковой всего на четыре года, но он прошел войну, имел тяжелое ранение. Сердце девушки было покорено. Позже Этуш вспоминал, что сначала Ева (а именно так называли девушку в институте) влюбилась в него и дала ему это понять, а уж потом он, понемногу, разглядел в юной красавице сильную и интересную личность. Владимир Абрамович писал в своих мемуарах: «Она влюбилась и даже не стеснялась на людях демонстрировать свои чувства. А я не сопротивлялся. Мышкова стала моей первой женщиной — и моей женой».

Ассистент преподавателя, лейтенант, комиссованный из армии после тяжелого ранения, не мог предложить жене никакого жилья, и они поселились в родительской квартире Нинель, благо места там было достаточно. Конечно, семья Мышковых жила небогато, но кое-какими льготами, как близкие погибшего военачальника, все же пользовалась. Например, им полагался пропуск в военторг. Чтобы как-то заработать на жизнь, Нинель и Владимир покупали там разные товары и перепродавали их по рыночным ценам. Пару галош можно было купить за сорок рублей, а продать за восемьсот. Время было послевоенное, не хватало самых обыкновенных вещей, и «бизнес» супругов процветал. Правда, такое занятие подпадало под статью «спекуляция», но начинающие актеры вели себя осмотрительно. Этуш вспоминал, что они не отказывали себе почти ни в чем — жили весело, легко, и он «постепенно начал влюбляться в свою молодую жену».

С Юрием Яковлевым в фильме «Легкая жизнь». 1964 г.

А вот темперамент у супругов оказался совсем разный. Если Владимиру Абрамовичу нужно было много времени, чтобы проверить и осознать свои чувства, Нинель, как в омут с головой, готова была броситься в новую любовь. У них дома часто бывал композитор Антонио Спадавеккиа, прославившийся своей музыкой к киносказке «Золушка». Он был на девятнадцать лет старше актрисы, и может, именно поэтому Нинель влюбилась. Сколько бы ни прошло лет после главной утраты ее жизни, в каждом мужчине ей хотелось видеть отца. Первое время Нинель скрывала роман от мужа. Но потом призналась. Этуш собрал свои вещи и ушел к родителям. Измену жены он переживал тяжело. И был удивлен, когда спустя несколько лет встретил своего соперника и узнал, что Нинель уже с ним не живет. На съемках картины «Садко» она познакомилась с кинооператором Константином Петриченко. В 1954 году они поженились, и у них родился сын Костя. Брак оператора и актрисы оказался гармоничным. Нинель снималась и играла в театре, но при этом прекрасно справлялась с семейным бытом. Актриса была воспитана так, что могла бы выжить в любых условиях. Умела обращаться с молотком и дрелью, могла самостоятельно поклеить обои, повесить полку, даже реставрировала мебель и чинила обувь. При этом отлично готовила и прекрасно шила. Могла из каких-то обрезков ткани или меха создать настоящий шедевр, шубу или платье, — не отличишь от импортного.

В 1957 году на экраны вышла картина Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу». Тандем Мышковой и Михаила Ульянова так полюбился зрителям, что фильм стал культовым. К Нинель пришла настоящая известность. А в Госкино посоветовали забыть о библейском имени Ева и перестать так указывать себя в титрах. На открытках, продающихся в «Союзпечати», теперь красовалось имя Нинель.

Но все-таки всесоюзную славу ей принесла роль Марьи-искусницы из сказки Александра Роу. Режиссер выбрал Мышкову из десятков претенденток. Почему именно она? Никто не понимал… Но режиссер всегда ориентировался на нужный типаж, ему не важно было, профессионал перед ним или начинающая актриса. Например, на главную роль в свою сказку «Мо­розко» он взял балерину Наталью Седых. Вероятно, и в Нинель он увидел что-то важное, и не ошибся. Волоокая красавица и слова ее заколдованной героини «Что воля, что неволя — все равно» запомнились всем. Актриса трудно сходилась с коллегами, но на этих съемках подружилась с Георгием Милляром. Ее потрясло, как тот работал. Георгий Францевич подолгу ходил в ластах, чтобы выработать походку вприпрыжку, полностью сбрил брови, позволял себе мазать лицо зеленкой… Мышкова тоже тщательно готовилась к каждой роли, но режиссеры видели в ней только красавицу...

С Всеволодом Тягушевым в фильме «Илья Муромец». 1956 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

Предложения сниматься сыпались одно за другим. Каждое Нинель рассматривала внимательно, при малейшем сомнении отказывалась. Яркая роль в комедии Эльдара Рязанова «Че­ловек ниоткуда» обернулась разочарованием: фильм объявили безыдейным и на долгие 27 лет положили на полку. А в следующем, 1962 году в жизни актрисы вновь случилась судьбоносная встреча. Киевский режиссер Виктор Ивченко пригласил Мышкову в картину «Здравствуй, Гнат». До этого он долго искал актрису, шли мучительные пробы. А тут в павильон зашла Нинель, и Виктора словно ударило током. Ивченко объявил всем, что исполнительница главной роли найдена, а придя домой, сказал жене, актрисе Ольге Ножкиной: «Я встретил женщину, без которой уже не смогу жить». Виктор был человеком романтичным и принципиальным и прежде, чем начать ухаживать за Нинель, ушел из семьи. Прошло совсем немного времени, и влюбчивая Мышкова ответила на его чувства. Ей тоже пришлось выдержать тяжелый разговор с мужем. Сыну Константину уже исполнилось 12 лет, но опасения Нинель, что мальчик не примет ее увлечение, не оправдались. Константин повел себя не по годам мудро: видя, как мать счастлива, он поддержал Нинель в решении развестись с отцом и выйти замуж за Ивченко. Нужно сказать, что сын Мышковой и Петриченко впоследствии стал известным дипломатом.

Виктор просто боготворил свою жену. Он снял ее в семи своих картинах, но, конечно, главной из них стала экранизация повести Алексея Тол­стого «Гадюка». Несмотря на то что Мышковой было уже почти 40 лет, а ее героиня по сценарию молода, режиссер утвердил Нинель на роль и ни разу не пожалел об этом. Перед тем как сыграть Гадюку, Мышкова решилась на пластическую операцию — подтяжку лица, что для 60-х годов было большой редкостью. Села на жесткую диету — сухари и чай, которые она носила с собой повсюду, не соблазняясь ни на какие вкусности. На съемках ей пришлось много скакать на лошади, было несколько неприятных падений, которые отозвались потом постоянными болями в спине. После просмотра отснятого материала у Нинель возник конфликт с оператором картины. Она считала, что тот не умеет снимать крупные планы. Конечно, на самом деле ей просто хотелось выглядеть моложе. Ивченко поддержал жену и расстался со своим многолетним партнером по съемкам.

С Вячеславом Тихоновым в фильме «Сердце бьется вновь...». 1956 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

Жертвы того стоили. В 1966 году фильм «Гадюка» становится лидером проката, Ивченко получает за него премию имени Шевченко, а Нинель — диплом Всесоюзного кинофестиваля. Это событие Виктор и Нинель отпраздновали официальным бракосочетанием.

Ивченко был на четырнадцать лет старше своей любимой и относился к ней трогательно и бережно, как к ребенку. Для него это было последнее, позднее чувство. Все свободное время Виктор посвящал Нинель. Сажал жену на поезд до Москвы, а сам, никому ничего не сказав, летел на самолете, чтобы встретить ее на Киевском вокзале. К сожалению, им приходилось жить в разных городах. Из-за сына Нинель не хотела переезжать в Киев, а работа держала Ивченко на Украине — он был звездой Киностудии имени Довженко. Жизнь на два города давалась влюбленным непросто. Нинель проводила дни в поездах, мотаясь из Москвы в Киев. Когда Виктор приезжал в Москву, она из актрисы превращалась в идеальную жену. Всегда ухоженная, с прекрасным маникюром, в платье, а не в халате, она встречала его дома с накрытым столом. Все готовила сама. Если задумывала сделать мужу какой-то подарок, то вкладывала в это всю свою фантазию. Разыскивала какую-то редкую вещь или устраивала костюмированный сюрприз. Праздники в их доме были замечательные!

Сын актрисы Константин позже говорил, что оставаться влюбленными друг в друга все эти годы им помогала разлука. Сколько телеграмм и писем, полных любви, летело в Москву и в Киев!.. Конечно, нельзя сказать, что их жизнь была идиллией. После выхода на экраны антирелигиозной картины Ивченко «Иванна» папа римский предал фильм анафеме. Считали, что именно из-за этого членов съемочной группы стали преследовать неприятнос­ти — несколько человек умерли, в том числе и актриса Инна Бурдученко, сыгравшая главную роль. У Ивченко, тяжело переживавшего все эти события, случился инфаркт. С тех пор сердце Виктора будет давать сбой за сбоем, но он продолжит работать. В тот год, когда у него случился четвертый инфаркт, шли съемки в Ростове-на-Дону, стояла жаркая погода. Нинель Константиновна срочно вылетела к мужу. Она застала Виктора живым, но вскоре он умер у нее на руках.

С Анатолием Адоскиным в фильме «Человек ниоткуда». 1961 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

Поседевшая за одну ночь от горя, Нинель сшила себе сама траурное платье и пошла хлопотать по инстанциям, чтобы ей помогли перевезти тело мужа в Киев. Похоронив его в столице Украины, она сказала, что никогда больше не вернется в этот город…

Дома у Нинель не осталось ничего, что напоминало бы о Викторе. Все письма, телеграммы, памятные записки она положила в гроб мужа, чтобы никто не смог их потом прочитать. Утрата снова перевернула ее жизнь, забрав с собой счастье. Нинель все больше отдалялась от людей, в кино ее не приглашали. 

«Нинель во всех своих мужчинах искала черты отца, пытаясь вернуть то ощущение счастья, которое сопровождало все ее детство» 1962 г. РИА НОВОСТИ

В 1986 году ее сын, дипломат, уезжая работать во Францию, взял маму с собой. Он надеялся, что заграничные врачи помогут вылечить прогрессирующую болезнь, из-за которой Нинель все больше и больше забывала свое прошлое. Но серьезного улучшения добиться не удалось. Нинель вернулась в Москву и прожила еще 17 лет. Словно заколдованная Марья-искусница, актриса сидела у окна с остановившимся взглядом. Потеряв память, она навсегда закрылась от той боли, которую ей довелось пережить».

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх