На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 324 подписчика

Савва Мамонтов: одиночная камера для разорившегося мецената

Известный русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов ушел из жизни 6 апреля 1918 года — ровно 98 лет назад. К этой дате портал 7days.ru подготовил материал, рассказывающий о наполненной яркими событиями судьбе Мамонтова. В молодости он был увлечен театром и другими искусствами, но его страсти не разделял отец — известный коммерсант, строитель российских железных дорог.

Чтобы наставить сына на путь истинный, Иван Мамонтов отправил его по делам фирмы в Персию, где по ночам юному Савве приходилось отбиваться от бандитов. Несмотря на отсутствие природной склонности к бизнесу, Савва втянулся в дела отца, а после его смерти даже превзошел родителя. Впрочем, к искусству Мамонтов не охладел и по-прежнему тратил огромные деньги на поддержку театров и покупку картин. Позже, несколько рискованных операций привели к тому, что миллионер потерял все свое огромное состояние, оказался под судом, сидел в тюрьме. Его последняя любовь — юная учительница из Торжка Женя Решетилова, несмотря на 38-летнюю разницу в возрасте, обожала Мамонтова, ни на что не претендовала и была рядом с тяжело больным меценатом до самой его кончины.

Тюремное свидание кончалось. Бывшего миллионщика и мецената, а ныне арестанта Бутырской тюрьмы повели в камеру. На прощание он обернулся: «Сделай, о чем прошу, — в долгу не останусь». Посетитель криво усмехнулся: «Не извольте беспокоиться, Савва Иванович». Той же ночью в здании гостиницы «Метрополь» случился страшный пожар...

Картины Серова, Васнецова, Репина, Коровина, Врубеля брошены у чугунных ворот. На ноге мраморного «Христа» (работа особо любимого Саввой скульптора Антокольского) болтается сургучная печать. Инеем покрылись итальянская мебель, золотые канделябры, инкрустированные ломберные столики, драгоценный фарфор — смотреть на все это роскошество, вынесенное из теплого дома прямо на грязную осеннюю землю, чудно и неловко. Имущество миллионщика Саввы Ивановича Мамонтова идет с молотка. Самого же хозяина увели в Бутырки — пешком, через всю Москву, как последнего каторжника. Сесть в экипаж ему почему-то не позволили. При обыске у Мамонтова нашли заряженный револьвер и записку: «Тянуть далее нечего». Исполнить задуманное не хватило какого-то получаса…

Он потерял огромное состояние: железные дороги, заводы, нефтяные скважины в Баку, имения во Владимирской губернии и на Черном море, московский дом в тридцать комнат на Садово-Спасской и строящийся культурный центр «Метрополь». Это было любимым детищем Мамонтова: грандиозное здание в стиле модерн, фасад венчает гигантская мозаика Врубеля «Принцесса Греза» — ничего подобного не то что в Москве, в самом Петербурге не видывали… В «Метрополе» Савва хотел разместить свою Частную оперу и выставочный зал и еще много чего. Не успел… На аукционе дворец искусств ушел за гроши, и новые владельцы определили его под гостиницу. Впрочем, вскоре им пришлось пожалеть, что связались с этой стройкой, — внезапный пожар уничтожил полздания (знаменитая мозаика не пострадала только чудом). Савву подозревали в злом умысле, но доказать ничего не смогли.

Увлекающаяся натура

«Разбойник ты, Савва, поджигатель! Ну как тебе такому купецкое дело оставлять? Каторжная ты душа!» — гневался в свое время отец, Иван Федорович Мамонтов. Просто он узнал, что его сын в университете связался с революционерами. Однако выходило, что, кроме «каторжной души», оставить «купецкое дело» и некому: старший сын Анатолий был, на взгляд Ивана Федоровича, круглым дураком — много кутил, женился на певичке; второй, Федор, и вовсе страдал нервными припадками, а четвертый, Николай, был еще слишком молод… Вот и пришлось отцу идти на хитрость — придумывать для Саввы что-то не менее увлекательное, чем революция, но поближе к торговым делам. Идея родилась такая: открыть торговлю экзотическими восточными товарами, а на закупку в Персию послать Савву. Так московский купеческий сын попал в пустыню. Обвешанный черкесским оружием, ходил по пескам с караваном, отбивался от грабителей, ночевал в караван-сараях, покупал верблюдов и чувствовал себя героем арабской сказки. А в Москву вернулся с богатейшей коллекцией фарфора и тканей.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх