
Юлия Бедерова: «Как рождалась большая опера»
Ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра

Свою творческую жизнь Большой сразу начал как театр современный — живой и актуальный. И в XVIII, и в XIX веке оперы европейских комозиторов ставились на его сцене вскоре после того, как проходили их премьеры в Вене, Милане или Париже.
Постоянно появлялись в афише и новинки от русских авторов. Так, в 1825 году Большой театр, возведенный на месте сгоревшего Петровского театра, открылся эффектным представлением-прологом «Торжество муз». Среди его композиторов были Александр Алябьев (его перу принадлежит романс «Соловей») и Алексей Верстовский, директор музыкальной части театра и автор очень популярной в XIX веке оперы «Аскольдова могила» (недавно ее поставили на Камерной сцене Большого).
В конце XIX века начался особый этап развия театра, связанный с директором императорских театров Владимиром Теляковским. Благодаря его невероятной энергии, тонкому вкусу и умению найти общий язык с капризными примадоннами и певцами Большой в те годы достиг мирового уровня: в нем работают художники Константин Коровин и Александр Головин, поет, ставит оперы Федор Шаляпин, дирижирует Сергей Рахманинов...
Полный текст читайте в журнале «Караван Историй». Купить коллекционный выпуск можно здесь и здесь.
Алексей Исайчев: «Большая история большого балета»
Ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра

Балет Большого театра занимает особое место в числе лучших трупп мира.
Здесь впервые были поставлены «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Красный мак», «Кармен-сюита», шедевры Григоровича «Иван Грозный» и «Спартак». На действительно огромной сцене Большого блистали Екатерина Гельцер, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая (балерина считала сцену Большого самой лучшей и удобной в мире), Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Наталия Бессмертнова, Надежда Павлова, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Александр Годунов...А началась история балета Большого в последней трети XVIII века. Тогда театр назывался Петровским (по месту расположения здания на улице Петровка), и в его труппе числились всего несколько танцовщиков. Позже к ним прибавились учащиеся Императорского воспитательного дома, учрежденного Екатериной II. Там, в приюте для сирот, подкидышей и незаконнорожденных, в 1773 году были открыты классы «изящных искусств». Воспитанников обучали не только танцам, но и пению, декламации, игре на музыкальных инструментах. К слову, профессиональное обучение танцовщиков в Москве началось на 35 лет позже, чем в Санкт-Петербурге: в тогдашней столице учебное заведение, которое сейчас называется Академией Русского балета имени Вагановой, открылось в 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Но в обоих городах педагогами и хореографами в XVIII и XIX веках были сплошь иностранцы, до этого танцевавшие на европейских сценах, а затем приглашенные на службу в Россию...
Полный текст читайте в журнале «Караван Историй». Купить коллекционный выпуск можно здесь и здесь.
Свежие комментарии