На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 400 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Это в сша ты хрен крутой а в России хуй простой.Поселивший семью ...
  • Наталья Иванова (Кубасова)
    Да никому не нужен этот "артист". Обратно в Испанию и сиди там.«Не трогайте мою ...
  • Erl Schweizer
    Не видеть положительное в людях - великий грех. Рад, что подросток вознагражден за человечность.Раскрыты подробно...

Галина Данелия. Планета на отдельном небосводе

Двадцать пятого августа Георгию Николаевичу исполнилось бы девяносто лет. Он не думал, что жизнь...

Георгий Данелия из архива Г. Данелии

Двадцать пятого августа Георгию Николаевичу исполнилось бы девяносто лет. Он не думал, что жизнь будет такой долгой, но предполагал и даже был уверен в том, что фильмы его переживут.

— Галина, перед нашей с вами встречей я посмотрела количество запросов в Интернете на имя Георгий Данелия. И была поражена — как много! А ведь человека полтора года нет с нами, и его последний фильм вышел семь лет назад. Вас не удивляет такой интерес?

— На мой взгляд, это закономерно. Нет ни одного взрослого человека, кто не видел бы его картин: «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон»... Каждая давно разобрана на цитаты. Георгия Николаевича знает вся страна как трогательного и лирического режиссера. До сих пор вокруг нашего дома ходят люди и спрашивают: «Не подскажете, здесь жил Георгий Данелия? А можно войти в подъезд сфотографировать лестницу?»

Помню, как в восьмидесятых и девяностых люди звонили в дверь: «Здрасте! Я из Новосибирска (Самары, Свердловска...), специально приехал с вами познакомиться. Можно сфотографироваться?» Данелия злился, но не отказывал. Письма шли потоком. Не понимаю, как люди узнавали наш адрес. Любовь к фильмам Данелии была, да и остается невероятной.

Любопытно, что сам он никогда не мог ответить на вопрос, о чем кино: «Посмотрите и сделайте свой вывод. Я сам не знаю о чем. О жизни...» После выхода на экраны «Я шагаю по Москве» многие критики писали: «В фильме нет сюжета! Ничего особенного не происходит, бродят по городу три героя... Но почему так лирично, светло, душевно?»

Сам Данелия больше всех любил «Кин-дза-дза!» и анимационный «Ку! Кин-дза-дза», предрекал им долгую жизнь. Так и получилось, на языке пацаков и чатлан сейчас многие разговаривают.

Каждый день кто-то из знакомых присылает сообщения — ироничные, смешные — с какой-нибудь фразой из «Кин-дза-дза!». И всегда разные: «Я очень люблю ПЖ. А я его еще больше, ку!», «Два раза «ку»!», «Он просто кю!», «Пацак пацака не обманывает, это некрасиво, родной», «Спокойно, Скрипач, не раздражай даму». Когда получаю такие послания, то и грущу немного, и радуюсь. Данелию не забывают. Прихожу к нему на кладбище и говорю: «Георгий Николаевич, родной, тебе все шлют приветы».

После выхода на экраны «Я шагаю по Москве» многие критики писали: «В фильме нет сюжета! Но почему так лирично, светло, душевно?» из архива Г. Данелии

— Если говорить о полнометражном фильме «Кин-дза-дза!», где вы работали вторым режиссером, что вспоминаете?

— Да буквально все! Картина создавалась на максимальном надрыве, с непрекращающимися проблемами. Оператор Павел Лебешев говорил: «Ох, инопланетяне! Не даете нам покоя, постоянно устраиваете пакости».

Хуже всего пришлось пепелацу. Его сделали из старого самолета: отрезали переднюю часть, прорезали двери, прикрутили колеса, сверху покрыли пенополиуретаном для изменения фактуры. Пепелацев у нас было три. Маленький, настольный, в высоту сантиметров тридцать. Средний, метровый, для комбинированных съемок, и самый большой, тот, который бывший самолет. Он-то и пропал в самом начале съемок.

Съемочная группа уже в Туркмении, в Каракумах, а пепелац случайно отправили во Владивосток. Мы сидели на пятидесятиградусной жаре и ждали, пока его вернут. Жили практически в пустыне, в правительственной гостинице. Возвращаешься в номер, открываешь дверь, а по полу бежит дорожка из песка. Он повсюду: и под одеялом, и на подушке. Стоило подуть ветру, и все — от мелких песчинок никакого спасения.

Актеры, исполнители главных ролей, должны были уже через месяц вернуться в Москву, а мы снимать еще не начинали. Леонов, Яковлев, Любшин... — на каждом держался театральный репертуар. Когда наконец пепелац добрался до места, по неосторожности загорелся. Обгорел один бок, еле спасли. Вдобавок костюмы потерялись. И колесо обозрения, на котором катаются чатлане — изготовлено по образцу того, что стояло в парке Горького, — в один прекрасный день испарилось. С трудом нашли.

Одним словом, фильм получился не благодаря, а вопреки.

— Зрители оценили?

— В середине восьмидесятых не многие поняли его смысл. Отнеслись как к сказке, фантастике, а не серьезной картине, по сути антиутопии. Премьера прошла спокойно. Поздравляли, улыбались, но без восторга. Кто-то звонил: «Знаешь, старик, внуку очень понравилось!»

Как ни странно, молодые лучше восприняли «Кин-дза-дза!». Георгий Николаевич мне сказал: «Большинство сразу не примет. Но пройдет время, и — увидишь! — этот фильм будут пересматривать». Он обладал даром предвидения. Не только в творчестве, поэтому я часто советовалась с ним по разным бытовым вопросам. «Как скажешь, так и сделаем», — говорила. И его решения всегда оказывались правильными. Сильнейшая интуиция!

«Я шагаю по Москве» остается любимым фильмом нескольких поколений SEF/Legion-media

— Интересно, сценарий писался тоже с приключениями или как по маслу?

— Не по маслу, конечно. И довольно долго. Началось с того, что Георгий Николаевич задумал картину по «Острову сокровищ» Роберта Стивенсона. Его близкий друг Тонино Гуэрра, когда приехал в Москву и пришел к нам в гости, сказал: «Сними сказку, чтобы можно было согреться. У вас такие холодные зимы...» Позже мы вдвоем поехали отдохнуть в санаторий и у нас появился замысел. Действие происходило в пустыне, но на Земле. Потом, когда они с Резо Габриадзе сели за сценарий, перенесли героев на другую планету. Резо и Георгий Николаевич оба невероятные фантазеры.

— Сейчас этот фильм смотрится как диссидентский.

— Так само получилось. Данелия не был диссидентом, никакого подтекста и тайного смысла в свои фильмы не вкладывал. Но присущие ему юмор и ирония придавали злободневность и остроту. Начали снимать при Андропове, но он внезапно умер и к власти пришел Черненко. Помните, как его звали?

— Константин Устинович, если не ошибаюсь.

— Верно! Как-то утром открываем газету и видим на первой полосе огромные буквы — «К.У. Черненко». А главное слово в картине именно «Ку». Что делать? Нам стало плохо. Такое не пропустят на экраны! Но пока доснимали, и этого генсека не стало. Данелия считал фильм «Кин-дза-дза!» блестящим заключительным аккордом своей творческой жизни.

— Где прошла премьера?

— Первый показ состоялся в Доме кино на Васильевской. Мы с коллегами пытались переубедить Георгия Николаевича и выбрать место посолиднее: «Октябрь» или «Россию», но Георгию Николаевичу милее был Дом кино. Он даже как-то «завещание» свое озвучил — чтобы прощание с ним там же прошло. Так и случилось.

— Насколько серьезно ваш супруг относился к своему творчеству?

— А у него кроме творчества больше ничего и не было. Только работа волновала — ни дети, ни семья, ни бытовые проблемы. Он был полностью предан кинематографу. Случалось, что я даже немного обижалась. Прихожу с работы, что-то начинаю рассказывать, смотрю, а у Гии совершенно отсутствующий взгляд. Вроде рядом, но полностью погружен в собственные мысли. Он не хотел растрачиваться на быт и повседневность. Думаете, у нас часто случались хлебосольные грузинские застолья? Нет.

У него было особенное мышление, свой взгляд... Нам и не надо было постоянно разговаривать, мы понимали друг друга с полуслова Мосфильм/Legion-media

По молодости Георгий Николаевич выпивал и любил гостей. Он красиво пел, играл на гитаре, шутил. Но когда благодаря моей настойчивости закодировался и выпивка осталась в прошлом, застолья сошли на нет. «Вы уже через двадцать минут несете чушь. Слушать невозможно. Лучше я поработаю», — объяснял он мне.

— В быту с ним было трудно?

— И просто, и сложно. Он совершенно не представлял, где продается хлеб и сколько он стоит — этим должны были заниматься другие люди. Но и разносолов не требовал. Такого, чтобы завтрак, обед, ужин — не было. Захотел поесть, стол должен быть накрыт. Что подам, то и ест.

Единственное, что он делал дома сам, — жарил мясо. Правда следы потом оставались везде — на стенах, потолке. Но в результате действительно получалось аппетитно. В детстве Георгия Николаевича в семье была домработница. Они с отцом привыкли к тому, что все отлажено и по часам.

У нас тоже была помощница, но в основном все заботы лежали на мне. В начале нашей семейной жизни я научилась готовить разные блюда грузинской кухни: хачапури, сациви, лобио... Но поскольку Данелия на все это мало обращал внимания, мои кулинарные подвиги оставались незамеченными.

Представьте: я долго вожусь у плиты, потом красиво накрываю стол, зову Георгия обедать. Только поставлю перед ним тарелку, повернулась к плите налить себе, а он уже поел — спасибо, я пошел. Мне представлялось, что семейные обеды — это вместе, а не по одному. Однажды я страшно разозлилась и как грохну тарелку об пол!

— Все! Больше не готовлю! Никаких хачапури и других изысков! Будет все обыкновенное, раз тебе все равно.

Он очень удивился:

— У меня вся жизнь на ходу, и ем быстро...

Бывало, что вечерами мы садились с бокалом вина, разговаривали. Это случалось, да. Но говорили только о работе и творчестве. Ничего приземленного, быт Данелию совершенно не интересовал. У нас по всей квартире лежали тетрадки, блокнотики, листочки. Когда Георгий Николаевич работал над картиной, то сам рисовал персонажей, их костюмы, выражение лиц, а я ходила и все это собирала — в архив.

Пепелац из любимого Данелией «Кин-дза-дза!» Мосфильм/Legion-media

— Он был мужчиной разговорного жанра?

— Нет. Как я уже сказала, ему было интересно обсуждать только творческие планы или какой-нибудь эпизод из фильма. По своей природе он вовсе не был разговорчивым. И не таким веселым, как его фильмы.

— Слышала, что у Георгия Николаевича было отменное чувство юмора.

— Шутил так, что многим было трудно понять — что это? Всегда говорил очень серьезно. И часто демонстрировал антилогику. Например скажет кому-то: «Получилось о-очень хорошо!» — но по его лицу читалось совсем обратное. Не все могли это расшифровать.

У него было особенное мышление, свой собственный взгляд на мир... Он всегда сам по себе — планета Данелия на отдельном небосводе. Знаете, нам и не надо было постоянно разговаривать, мы понимали друг друга с полуслова.

Если у Георгия появлялась какая-то новая идея, она полностью им овладевала. Это не секрет, все наши родственники и друзья о такой особенности Данелии знали, никто не обижался. К тому же он ухитрялся никому не уделять особого внимания, все находились в равных условиях.

Единственная, кого он опекал, это Алена — младшая дочь его сына Коли, который погиб при загадочных обстоятельствах. Вот ее он выделял из всех нас. Скажу честно, к такому доброму отношению я приложила руку. Прямо сказала: «Гия, кроме тебя помогать девочке некому. Мама ее нездорова. Отца нет».

И он всю жизнь поддерживал Алену и финансово, и морально. Пока девочка была маленькой, сам ездил к ней. Потом стал привозить в наш дом. Постепенно прирос душой, привык. Почувствовал ответственность за ребенка. Алена окончила институт, занимается шоу-бизнесом. Старшая дочь Коли Маргарита стала адвокатом.

Все мы преклонялись перед Георгием Николаевичем и считали, что так и надо. Ходили тихие, смирные, когда он работал. Приведу пример, как выглядело общение. Приходит в гости Светлана, Ланочка — старшая дочь Георгия Николаевича.

— Здравствуй, папа!

— Здравствуй! Как дела?

— Нормально.

— Ну и хорошо. Иди на кухню с Галей пить чай.

Мне представлялось, что семейные обеды — это вместе, а не по одному. Однажды я страшно разозлилась и как грохну тарелку об пол! из архива Г. Данелии

Мы запирались на кухне. Не было у него времени погружаться в суету.

Каким он был мужем? Галантным, щедрым. Цветы дарил и подарки, которые... легко передаривал. Как-то вышли погулять, он купил мне букет. По дороге случайно встречаем знакомую. Он берет из моих рук цветы и вручает даме. «Ну а чего? Ты уже их поносила», — говорит, когда мы попрощались и пошли дальше. Смешно! Я не обижалась.

Как-то из дома пропал свадебный подарок. В день бракосочетания Георгий Николаевич преподнес мне маленький старинный настольный секретер. Очень он мне нравился. И вот возвращаюсь домой и не могу понять, куда он делся. Выяснилось, что кто-то в мое отсутствие зашел в гости и Данелия секретер передарил. «А что тут такого?» — удивился.

Он вообще к посторонним больше благоволил, чем к домашним. Выбивал коллегам квартиры, путевки в санатории, устраивал на работу, пробивал фильмы. Хотя к концу жизни стал проявлять и к родным интерес и участие. Чтобы вы правильно поняли: он не был равнодушным. Просто знал, что у жены, детей, внуков и правнуков все хорошо. А у кого-то плохо — надо помочь.

«Джентльменов удачи» практически сам снял, хотя режиссером картины считается Александр Серый. Данелия — автор сценария этого фильма. Серому не давали снимать из-за уголовного прошлого, вставляли ему палки в колеса. Он получил приличный срок за то, что приревновав свою будущую жену, покалечил человека, сделал его инвалидом.

Данелия пошел к директору «Мосфильма» Сизову и сказал, что будет худруком картины и возьмет все под свою личную ответственность и контроль. «Если сам будешь присутствовать на съемках, то ладно, пусть снимает», — ответил Сизов.

— А чем был дорог Серый Данелии?

— Ничем. Они вместе учились на Высших режиссерских курсах, и все. Но Георгию Николаевичу было по-человечески жаль его. Закончилось все тем, что Серый накатал на Данелию донос, в чем-то там обвинив, только потому, что Георгий Николаевич отказался написать ему следующий сценарий.

Гию только работа волновала — ни дети, ни семья... Он был полностью предан кинематографу. Случалось, что я обижалась Persona Stars

Сизов вызвал к себе Данелию и сказал: «Ну как тебе плата за твою доброту? Почитай...» Видимо, Серый боялся, что всплывет правда о фильме, но Георгий Николаевич не был способен на подлость. До конца жизни ни в одном интервью он не признался, что половина «Джентльменов...» — его, хотя Серого давно нет на свете.

Считал, что следует молчать, потому что у режиссера осталась дочь. Но когда та трагически погибла, сказал мне: «Теперь я свободен от обязательств, могу говорить, как все было на самом деле». Мог, но все же... так никому и не сказал.

— Данелия был близок к власть имущим? Пользовался благами?

— Нет. Никогда ничего для себя не просил, милости не искал. Единственный его друг из мира политики — Примаков. Их связывал Тбилиси — оба родом из Грузии. У него вообще было мало друзей. Но такие, что можно лишь позавидовать — сценарист фильмов Феллини художник Тонино Гуэрра; фотохудожник Юрий Рост; режиссер, сценарист и художник Резо Габриадзе; композитор Гия Канчели!

— Насколько Георгий Николаевич был обеспеченным человеком?

— Его отец, генерал-майор, долгие годы работал главным инженером Метростроя и как специалист получил когда-то давно квартиру в самом центре, на Чистых прудах. До этого их семья жила в бараке в том же районе. Дом был построен пленными немцами в конце войны и имел странные окна, которые начинались от уровня глаз и тянулись метра на три вверх. Создавалось ощущение, будто находишься в яме. Но в остальном там все было прекрасно: тридцатиметровая кухня, отделанная мрамором, черный ход, широченные длинные коридоры.

Там началась наша семейная жизнь в 1982 году. Коля, сын Георгия Николаевича, переехал в мою двухкомнатную квартиру, а Любовь Соколова, тогдашняя гражданская жена Георгия Николаевича, в свою на «Аэропорт». Первые месяцы мы прожили вместе с Николаем Дмитриевичем — отцом Георгия. К сожалению, вскоре тот умер. Он был человеком порядка: все должно быть в доме по линеечке, обеды-ужины точно по времени. Генерал...

Внучка Данелии Маргарита, ее дочь Александра — правнучка Георгия Николаевича — и внучка Алена German Sheyn/из архива Г. Данелии

В пять вечера подходил ко мне: «Галя, а где мой чай и булочка?» Привык полдничать. Я заваривала чай, и мы усаживались поболтать. Успели с ним подружиться, Николай Дмитриевич очень меня полюбил. Позже мы отдали государству ту квартиру и переехали в дом по соседству. Георгию Николаевичу хотелось больше света. Надеюсь, что скоро откроем мемориальную доску на доме, где прошла его молодость. Это Чистопрудный бульвар, 23.

Что касается разных благ, то ничего особенного у него не было. Никакой дачи, машины с шофером... Был автомобиль марки «Жигули». Говорил, что ему стыдно ездить на дорогой машине. Георгий Николаевич садился за руль лет до восьмидесяти, а потом подарил автомобиль внучке Алене.

— Галина, чтобы лучше понять, каким Георгий Николаевич был, скажите, что он любил? Перечислите через запятую.

— Лошадей, манную кашу, комедии... А не любил — плохих людей. Разные случаи происходят в жизни. Кто-то некрасиво поступил, сподличал, и все — исчезал для него навсегда. Хотя многие, с кем он прерывал дружбу, звонили, пытались встретиться, прийти. Нет. Причем поступок мог и не касаться непосредственно Георгия Николаевича. И все же он был добрым человеком. Общение прекращал, но обиды не держал, не злился... «А зло и непорядочность в мусорном ящике моей памяти. Туда я не заглядываю», — говорил.

— С артистами не ссорился?

— Нет. Он их всех очень любил. И всегда позволял актерские дубли — сыграть так, как хочет сам актер. Потом подходил и говорил: «Все получилось очень хорошо. Но давай на всякий случай еще вот так попробуем...» Умел воздействовать на людей, с ним почти всегда все соглашались. Даже когда кого-то из актеров не брал после проб, обид не возникало, во всяком случае, я о них не знаю. Только сожаление, что не повезло.

Сняться у Данелии означало открыть себе дорогу на большой экран и считалось «знаком качества». На того же Афоню пробовалось, если не ошибаюсь, пятнадцать человек. Куравлев был последним. Знаю, что Данелия хотел сделать главным героем Брондукова, но по ходу дела передумал. Афоня задумывался как замухрышка, а превратился в обаятельного мерзавца.

Сын Данелии — Коля German Sheyn/из архива Г. Данелии

В «Осеннем марафоне» он категорически не хотел снимать Басилашвили. Ассистентка настаивала на пробах, но Георгий Николаевич ни в какую. Олег ассоциировался у него с аристократом, не видел он в нем потерянного мягкого Бузыкина. Героини уже были утверждены, а главный герой не найден. Все решил случай.

Однажды та самая ассистентка все же привела Басилашвили на «Мосфильм» и буквально втолкнула в комнату, где сидел Данелия. Куда деваться? Пришлось сделать пробы, не отказываться же. После них Георгий Николаевич подвез Олега до Чистых прудов. Оказалось, что его мама жила по соседству. Тот вышел из машины и перебегая бульвар, на глазах Данелии чуть не попал под колеса другого автомобиля. И мгновенно превратился в растерянного, потерянного человека. Бузыкин! Тот, кто должен что-то совершить, да не может.

— Любовный треугольник вроде бы взят из жизни?

— Это личная история драматурга Александра Володина, по сценарию которого и снят фильм. Только в реальности героиня, которую сыграла Неелова, умерла. На этом все и закончилось. Данелия рассказывал, что многие его друзья после премьеры спрашивали: «Гия, откуда ты знаешь МОЮ историю?! Ведь картина про меня...»

— Галина, вы окончили сначала Щукинское училище, затем ВГИК, учились у Таланкина. Режиссерский дебют оказался успешным, фильм «Француз» до сих пор периодически показывают по телевизору. То, что вам пришлось отказаться от творческих амбиций, — ваше решение или пожелание мужа?

— Совместить самореализацию и семейную жизнь с Данелией оказалось невозможным. Я, кстати, поступала во ВГИК, когда курс набирали и Таланкин, и Данелия. Мы уже были знакомы с Георгием Николаевичем, и он, узнав меня, подошел и прямо сказал: «Я тебя к себе не возьму». Именно по той причине, что не может быть объективен.

Когда я снимала дипломную работу, он помогал. Говорил, что я талантливая. Но как только мы поженились, сказал:

— Работать будешь только со мной.

Такие грузинские штучки. Пыталась возразить:

Георгий Николаевич не был способен на подлость. До конца жизни он не признался, что половина «Джентльменов удачи» — его А. Аракелян/РИА Новости

— Как ты это себе представляешь?

Но постепенно все же получилось так, как он хотел. Сам понял, что его запреты могут привести к конфликту, и разрешил снять кино. Вместе с Сережей Бодровым написал для меня сценарий «Француза». Однажды я заболела, лежала с высокой температурой, а сроки поджимали, и он решил меня выручить — поехал на студию и смонтировал один эпизод. Все получилось, конечно, прекрасно, кроме того что почерк Данелии легко узнаваем. Я тут же выздоровела и переделала по-своему. После «Француза» сняла «Божью тварь». Параллельно открыла свою художественную галерею, которой занимаюсь по сей день.

О режиссуре пришлось забыть. Георгий Николаевич видел, что я скучаю по творчеству, и когда приступил к «Кин-дза-дза!», позвал меня вторым режиссером. Полностью провела подготовительный период и... с проекта ушла. Если супруги сидят в одной профессиональной лодке, конфликты неизбежны, а я этого не хотела. За те тридцать семь лет, что мы прожили вместе, ни разу не поссорились. Может, несколько раз голос повысили друг на друга, и только. Стоило возникнуть раздражению или волнению в воздухе, Гия поворачивался и уходил в кабинет. Через час-два появлялся рядом: «Ну все?» Он был мудрым. Конечно все. Я тоже неконфликтный человек. Мы прожили все это время мирно — меня саму это удивляло.

— И даже когда Данелия выпивал, это не было поводом для ссор?

— Однажды, это было в начале нашей семейной жизни, я собрала вещи и ушла. Сказала, что больше так не могу. Он ведь не бокал вина за обедом выпивал — ситуация была серьезнее. Но работе это никогда не мешало. Мало того, практически никто и не знал об этой привычке, он тщательно ее скрывал. Понимаю причину пристрастия: Данелия человек не агрессивный, не вспыльчивый — как тогда разряжаться?

С одной стороны, выпив, он становился очень веселым. Шутил, брал гитару и пел «Ой, не жалко, ой, не жалко, полюбила меня Галка...» Но с другой... Как вы понимаете, возлияния — это беда для семьи. Я поехала в Феодосию выбирать натуру для своего фильма и договорилась с тем самым легендарным доктором Довженко, который там принимал. За компанию закодировались и друзья Гии — Кушнерев, Юсов. «Мосфильм» был спасен! У всех сразу появилось много времени на творчество.

С Евгением Примаковым и его супругой из архива Г. Данелии

— Что вас притянуло когда-то в Данелии?

— Он обаятельный, умный и очень талантливый. Мы познакомились, когда мне было всего восемнадцать. В баре гостиницы «Москва» на кинофестивале. Он не скрывал, что я ему понравилась. Сказал, что режиссер, а я его отбрила.

— Отстаньте! Вы мне не нравитесь! — эта фраза и стала нашим знакомством.

— А кто нравится?

— Чухрай например! — показала на Чухрая, который сидел за нашим столом и был уже знаменит.

Ничего тогда не случилось, жизнь потекла своим чередом. Я работала в журналистике, писала репортажи для радио, сама читала свои тексты в эфире. И даже брала у Данелии интервью. «Это ты?! Та самая?» — спросил он на первой встрече.

Видимо, наш брак был предопределен. Мы периодически пересекались, встречаясь то на мероприятиях, то в гостях у общих знакомых. Разговаривали, выпивали, он рассказывал о планах, приглашал на премьеры. Наша история — история всей жизни, а не только последних тридцати семи лет.

— Удивительно, что вы не сразу рассмотрели в Данелии свою судьбу. Вышли замуж, родили сына, и только потом начался роман, закончившийся свадьбой. Он что, казался легкомысленным?

— Просто не сразу понравился как мужчина. Человек интересный однозначно. Но роман? Нет. Однажды встретила его в коридорах «Мосфильма» после тяжелой болезни. Он был изможденным, худющим, еле ноги передвигал.

Оказалось, что была операция, ему вырезали желчный пузырь. Начался перитонит, он пережил клиническую смерть. Мне стало его очень жаль, и я предложила обратиться к Джуне. Мы с ней дружили. Оказалось, что они знакомы. Мы почти каждый вечер встречались и отправлялись в ее арбатскую квартиру. Это нас сблизило, мы много общались, постепенно привыкая и привязываясь друг к другу.

— Целительница помогла?

— Нет, энергетически Георгий был сильнее Джуны. До этого я приходила к ней с Тарковским, у нас с Андреем был легкий роман. И ему она не смогла помочь, потому что у Тарковского тоже была невероятная энергетика — настолько сильная, что он самой Джуне легко снимал головные боли.

Еще один друг Данелии — Тонино Гуэрра Ю. Феклистов

Позже я поняла: наша с ней дружба была завязана на том, что Джуне требовалась моя энергия, поэтому она всегда была рада приездам и даже считала, что поженила нас с Данелией.

Мы ее навещали, потом гуляли или ехали ко мне. Георгий Николаевич учил моего сына играть на гитаре. Кириллу тогда было лет девять-десять. Планов на совместное будущее мы не строили, хотя даже завели общую собачку Бульку. Данелия жил в одной квартире с Любовью Соколовой, матерью его сына Коли.

Но однажды раздался звонок в дверь. На пороге — Гия с чемоданчиком: «Вот моя зарплата, вот моя бритва, я остаюсь». Это стало неожиданностью.

— А предложение он когда сделал?

— В тот же день в своей особенной манере. Мы вдвоем вошли в лифт, он сказал: «Совсем забыл! Выходи за меня!» Достал из кармана кольцо и надел мне на палец. Оказалось, это колечко его мамы. Потом он шутил, что женился на мне, потому что я жила в доме номер 13 на 13 этаже и родилась 13 марта, а это его любимое число.

Кольцо он позже забрал и носил сам. Но со временем и оно пропало. То ли кому-то подарил, а может, дома лежит и найдется еще... В квартире столько его вещей, разных коробочек, что не исключаю и такое.

— Торжественно отметили свадьбу?

— Мы не в первый раз женились, поэтому пир не устраивали. Расписались в районном ЗАГСе, получили документы, приехали домой, накрыли стол. Даже в ресторан не пошли. Гостей было немного, только самые родные, несколько человек.

— Ни платья особенного у невесты, ни костюма у жениха?

— Почему же? Мы оба были в строгих костюмах. У меня пиджак, застегнутый на все пуговицы, юбка ниже колен. И вообще первое время все было очень строго. Георгий Николаевич сказал, чтобы никаких вольностей в гардеробе не было. Какое-то время я подчинялась, но потом надоело. Расстегнулась и сказала: «Отстань, я другой человек. Что хочу, то и ношу».

— Вы взяли фамилию мужа?

— Конечно, а как иначе? Только почему-то мою фамилию везде пишут через дефис: Юркова-Данелия или наоборот, но это неправильно. Я — Данелия. Решила это раз и навсегда.

На съемках «Афони» с Евгением Леоновым и Леонидом Куравлевым Legion-media

— Вы много времени проводили вместе?

— Мы редко расставались. Я участвовала во всем, что делал Георгий Николаевич. То у нас дома располагалась мастерская художников-аниматоров «Ку! Кин-дза-дза», потому что времена наступили трудные и студия закрылась. До этого я разрешила разгромить нашу квартиру для «Орла и решки», до сих пор никак не могу привести в порядок. Ради кадров с Ярмольником нам раскурочили туалет, вынесли ванну, потом взамен поставили какие-то чудовищные двери, которые до сего дня нет времени заменить.

Герои Данелии носят мои майки в «Кин-дза-дза!». У нас так было принято — распахивался гардероб и вынималось все, что надо. Не потому что купить было нельзя, а просто по ходу, прямо у нас дома, придумывали костюмы. Мераб в фильме «Паспорт» одет во все Гиино, снятое прямо с его плеча. Мне пришлось сыграть жену героя Любшина, которая посылает его в магазин, потому что не нашли актрису и Георгий Николаевич велел мне войти в кадр. Я-то всегда рядом.

— Это была любовь?

— Конечно. Безмерная. Мы ведь почти сразу создали семью, Георгий не бегал из дома в дом как Бузыкин. Любовь была очень серьезной. Правда сначала ее немного подкосили пьянки, но мы быстро справились. У меня такое ощущение, что мы с Георгием Николаевичем давно соединились в одно целое. И это чувство не проходит, даже когда его с нами нет.

В последний год ему было очень тяжело. Постоянные воспаления легких. Ходил и дышал с большим трудом. Перестал выходить гулять, потом и вовсе не покидал свою комнату. Но, правда, продолжал работать. Иногда среди ночи я слышала, как он включает потихоньку джаз или танго. Он был очень музыкальным человеком. Всегда знал, какую именно музыку хочет к своему фильму. Композитору ставил пластинку или напевал: «Напиши что-то в таком духе».

Гия Канчели говорил:

— Садись и сам пиши. Потому что те пятнадцать вариантов, которые я предлагаю, ты отвергаешь.

— Нет, все хорошо! Но ты все же поищи еще...

И так было каждый раз, когда они сотрудничали. Данелия не мог успокоиться, хотел получить самое лучшее. Знал бы нотную грамоту, писал бы песни сам. В фильме «Слезы капали» мы заставили его спеть в кадре: «Людей теряют только раз и след, теряя, не находят...» Канчели сказал: «Гия, покажи, как надо». Он надел наушники, спел, и это оставили в фильме. Канчели остался доволен.

Когда Данелия заметил, как Басилашвили перебегает дорогу, чуть не попав под машину, он увидел в нем героя «Осеннего марафона» UnionWestArchive/Vostock Photo

— Что Мастера волновало в последнее время?

— Он очень устал от болезни и хотел умереть. Признавался мне в этом. Беспомощность его угнетала, ведь всю жизнь он был активным человеком, находился в поиске.

Георгию Николаевичу было семьдесят шесть, когда он приступил к анимационному фильму «Ку! Кин-дза-дза». Семь лет каждое утро ходил на студию, в офис в соседнем доме. И даже когда болезнь легких начала быстро прогрессировать — они работали всего процентов на пятнадцать, он брал трость и все равно шагал на работу. Всегда носил с собой кислородный аппарат.

В последний год легкие функционировали всего на восемь процентов — он практически не мог сам дышать. И все же работал, был активным почти до самого ухода. Мы с ним создали антрепризный театр, которым теперь руковожу я. Получилось так, что к нему несколько лет назад обратились питерские актеры с просьбой:

— Георгий Николаевич, станьте нашим художественным руководителем!

— Но как? Я в Москве, из дома не выхожу.

— Так сейчас все можно делать онлайн. Репетиции будете смотреть в компьютере.

Он подумал и согласился. Поставили роскошные музыкальные спектакли «Ханума» и детский «Шер-Лок и Дюймовочка», с которыми мы успешно гастролируем. Нас везде отлично принимают — и в Москве, и в Прибалтике, и даже в Китае. Сейчас выпускаем новый спектакль «Божественная трагедия» — это рабочее название. Все, что создал Георгий Николаевич, живо.

Еще Данелия писал книги. Последняя работа — он объединил «Тостуемый пьет до дна», «Безбилетный пассажир» и «Кот ушел, а улыбка осталась», переписав многие новеллы. Помощница Лена Машкова, его бывшая ученица, записывала то, что он диктовал. Переделывать приходилось раз по десять, а то и больше. Доходило до скандалов, потому что Лена прекрасно знает все события семьи, во многих сама участвовала, и когда Данелия начинал менять их ход, Лена спорила:

— Но это же было совсем не так!

— Нет, Лена, именно так.

С помощью бурной фантазии и воображения Данелии история менялась. В конце концов, он художник и писал не биографию, а новеллы.

Говорил: «Когда я смотрю на своих ровесников, вижу их старыми, обрюзгшими... Хочу, чтобы меня запомнили таким, каким я был» из архива Г. Данелии

— Что из своей долгой жизни, кроме фильмов, он вспоминал с большим удовольствием?

— Любил рассказывать о маме, кинорежиссере Мери Анджапаридзе: «Самое лучшее мое воспоминание — это свет в окне комнаты, где жила мама. Когда я подходил к дому и видел ее освещенное окно, на душе становилось спокойно и радостно».

В 2018-м, за год до смерти, последняя книга «Кошмар на цыпочках» вышла в свет. Спросила его, почему именно так назвал. Ответил: «А как еще? Кошмар — это старость...»

Уходил Георгий Николаевич очень тяжело. Врачи ввели его в кому, потом вывели. Говорить он мог только шепотом. Я была рядом до последнего, даже в реанимации. Добилась, чтобы ему разрешили двух сиделок — дневную и ночную, чтобы не оставлять его без присмотра, когда я уезжала домой немного передохнуть. То, что ему повезло с женой, абсолютно точно.

— Как Георгий Николаевич воспринимал возраст и само время?

— Говорил: «Когда я смотрю на своих ровесников, вижу их старыми, обрюзгшими, никакими... Хочу, чтобы меня запомнили таким, каким я был, а не старым». Поэтому последние лет десять-пятнадцать он не снимался, интервью давал только по телефону.

Исключение сделал для своего друга Юры Роста. Они были неразлучны, тот каждый вечер спускался к нам — он живет этажом выше, и они часами беседовали с Георгием Николаевичем. Он сделал потрясающие портреты Данелии. По одной из фотографий скульптор Георгий Франгулян создал мемориальную доску. Она же — на могиле на Новодевичьем кладбище.

Недавно с Ланочкой — дочкой Георгия Николаевича, с которой мы очень дружны, ходили туда, и она сказала: «Как папа хорошо выглядел до самого конца... Импозантный, по-настоящему красивый человек».

Двадцать пятого августа Георгию Николаевичу исполнилось бы девяносто лет. Он не думал, что жизнь будет такой долгой, но предполагал и даже был уверен в том, что фильмы его переживут.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх