Феминизм, борьба за свободу от навязанных обществом ролей и проблемы эксплуатации — темы для искусства не новые. В Германии они поднимались уже в 60-70-е. Рассказываем о самых интересных остросоциальных картинах, которые можно посмотреть на большом экране.
- «Время взросления» (1976)
- «Прощание с прошлым» (1966)
- «Пляж под тротуаром» (1975)
- «Билет в один конец» (1979)
Все новое – это хорошо забытое старое, вот и программа в «Гараже» собрана не из последних новинок, взорвавших немецкие кинотеатры, а из классических, кое-где даже черно-белых картин, снятых еще во времена Берлинской стены (второе название программы – «Как дела на Западе?
», явная ироническая рефлексия на эту тему). В Европе «немецкая новая волна» известна куда меньше французской, но от этого она не стала менее значимой – прежде всего для женщин — потому что, в отличие от Франции, в Германии именно женщины становились героинями новой оптики.Итак, что мы советуем посмотреть в первую очередь.
«Время взросления» (1976)
Тегеранец Сохраб Шахид-Салесс, настоящий «человек мира», получивший образование в Париже и Вене, вынужден был покинуть родной Иран как политический беженец. Неудивительно, что он не вписался в закрытую культуру своей страны: «Время взросления», которое он снял уже на своей новой родине, в ФРГ, поднимает табуированную тему секс-индустрии. Тем более интересно, что рассказ ведется (хотя в фильме предельно мало слов), от лица ребенка, десятилетнего мальчика, который даже не подозревает, чем зарабатывает на жизнь его мама.
Яркий феминистский посыл и интересный киноязык – кстати, фильм Шахеба-Салесса посвящен нашему классику, Антону Павловичу Чехову.
«Прощание с прошлым» (1966)
Черно-белая драма о мытарствах симпатичной девушки, решившей перебраться по другую сторону стены. Но оказавшись в «капиталистическом» ФРГ, она никак не найдет, к чему себя применить – ее образование считают в «новом мире» недостаточным, и все, что предлагают – это продавать пластинки, или жить на содержании у богатого мужчины. У Александра Клюге (главную роль сыграла его сестра), получилась настоящая «бесприданница» из Лейпцига – вот только финал будет пусть почти по Островскому, но с переменой главных ролей. Фильм особенно понравится фанатам «nouvelle vague»: Клюге цитирует Годара почти буквально.
«Пляж под тротуаром» (1975)
Докудрама, отчетливо рифмующаяся с главным фильмом января – французским «Событием». Главная героиня осознает себя феминисткой и отказывается заводить семью – но вдруг обнаруживает, что беременна. Действие происходит не в ГДР, а в ФРГ, но от этого не легче: добрый доктор сообщает, что ей разрешает сделать аборт, только если признают психически невменяемой. Действие то и дело прерывают интервью с реальными немецкими женщинами, которые героиня собирает для работы – в них они рассказывают о том, о чем говорить не принято – о пережитом сексуальном насилии, об абортах, о материнстве, далеко не всегда желанном.
«Билет в один конец» (1979)
«Она любит выпить – этим надо воспользоваться». Настоящий алкотрип по Берлину — от безымянной красавицы, которая прибыла в этот город, чтобы напиться до смерти (буквально). Табеа Блюменшай забирает лавры славы у Венечки Ерофеева и Чарльза Буковски, при этом оставаясь неизменно элегантной, как Кэрри Брэдшоу в лучшие годы. «Билет в один конец» — комедия абсурда, повлиявшая много на кого – из самых очевидных параллелей Рената Литвинова, ее образ и ее роли. И еще, конечно, это фильм, в котором женский алкоголизм показан как свободный выбор женщины, не нуждающейся ни в сильном мужском плече, ни даже в утешении.
Статьи по теме:
Свежие комментарии