На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Непотребко никому не нужна .теперь и мужу.Нетребко обратила...
  • Леонид Ла Рошель
    На фига нам эти подробности?! Попытка Фили доказать, что он "не сильно голубой", а так "по необходимости"?Новая муза заявил...
  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Что это за чмощник родригес? Я знаю только Р. Родригеса и Мишель Родригес. А это чмыри.Жена Тимура Родри...

Кинопрограмма «Новое немецкое кино» в «Гараже»: почему фильмы, снятые 40 лет назад, до сих пор актуальны

Феминизм, борьба за свободу от навязанных обществом ролей и проблемы эксплуатации — темы для искусства не новые. В Германии они поднимались уже в 60-70-е. Рассказываем о самых интересных остросоциальных картинах, которые можно посмотреть на большом экране.

«Прощание с прошлым», реж. Александр Клюге Кадр из фильма

Все новое – это хорошо забытое старое, вот и программа в «Гараже» собрана не из последних новинок, взорвавших немецкие кинотеатры, а из классических, кое-где даже черно-белых картин, снятых еще во времена Берлинской стены (второе название программы – «Как дела на Западе?», явная ироническая рефлексия на эту тему). В Европе «немецкая новая волна» известна куда меньше французской, но от этого она не стала менее значимой – прежде всего для женщин — потому что, в отличие от Франции, в Германии именно женщины становились героинями новой оптики. 

Итак, что мы советуем посмотреть в первую очередь.

«Время взросления» (1976) 

«Время взросления», реж. Тамаш Фейер Кадр из фильма

Тегеранец Сохраб Шахид-Салесс, настоящий «человек мира», получивший образование в Париже и Вене, вынужден был покинуть родной Иран как политический беженец. Неудивительно, что он не вписался в закрытую культуру своей страны: «Время взросления», которое он снял уже на своей новой родине, в ФРГ, поднимает табуированную тему секс-индустрии. Тем более интересно, что рассказ ведется (хотя в фильме предельно мало слов), от лица ребенка, десятилетнего мальчика, который даже не подозревает, чем зарабатывает на жизнь его мама.

Яркий феминистский посыл и интересный киноязык – кстати, фильм Шахеба-Салесса посвящен нашему классику, Антону Павловичу Чехову.

«Прощание с прошлым» (1966)

«Прощание с прошлым», реж. Александр Клюге Кадр из фильма

Черно-белая драма о мытарствах симпатичной девушки, решившей перебраться по другую сторону стены. Но оказавшись в «капиталистическом» ФРГ, она никак не найдет, к чему себя применить – ее образование считают в «новом мире» недостаточным, и все, что предлагают – это продавать пластинки, или жить на содержании у богатого мужчины. У Александра Клюге (главную роль сыграла его сестра), получилась настоящая «бесприданница» из Лейпцига – вот только финал будет пусть почти по Островскому, но с переменой главных ролей. Фильм особенно понравится фанатам «nouvelle vague»: Клюге цитирует Годара почти буквально.

«Пляж под тротуаром» (1975)

«Пляж под тротуаром», реж. Хельма Зандерс-Брамс Кадр из фильма

Докудрама, отчетливо рифмующаяся с главным фильмом января – французским «Событием». Главная героиня осознает себя феминисткой и отказывается заводить семью – но вдруг обнаруживает, что беременна. Действие происходит не в ГДР, а в ФРГ, но от этого не легче: добрый доктор сообщает, что ей разрешает сделать аборт, только если признают психически невменяемой. Действие то и дело прерывают интервью с реальными немецкими женщинами, которые героиня собирает для работы – в них они рассказывают о том, о чем говорить не принято – о пережитом сексуальном насилии, об абортах, о материнстве, далеко не всегда желанном.

«Билет в один конец» (1979)

«Билет в один конец», реж. Ульрике Оттингер Кадр из фильма

«Она любит выпить – этим надо воспользоваться». Настоящий алкотрип по Берлину — от безымянной красавицы, которая прибыла в этот город, чтобы напиться до смерти (буквально). Табеа Блюменшай забирает лавры славы у Венечки Ерофеева и Чарльза Буковски, при этом оставаясь неизменно элегантной, как Кэрри Брэдшоу в лучшие годы. «Билет в один конец» — комедия абсурда, повлиявшая много на кого – из самых очевидных параллелей Рената Литвинова, ее образ и ее роли. И еще, конечно, это фильм, в котором женский алкоголизм показан как свободный выбор женщины, не нуждающейся ни в сильном мужском плече, ни даже в утешении.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх