«Мед питает любовь и брак — капля за каплей он наполняет сладостью чувства, укрепляя их и даруя им долголетие» — это старинное восточное изречение глубоко запало в душу французского философа Вольтера.
Поразмыслив над мудрой фразой, Вольтер, видимо, решил, что «медовые чувства» и брак - вещи абсолютно несовместимые, и в своей книге «Судьба» написал: «Первый месяц брака является медовым, а второй следует назвать полынным».
Про последующие месяцы и годы философ ничего не сообщил — да и зачем: все и так об этом знают.К слову, именно с легкой руки мудрого француза выражение «медовый месяц» в конце XVIII века перекочевало во многие европейские языки, а затем прижилось и в русском.
Впрочем, существует и другая версия, по которой это выражение имеет исконно русские корни. Оказывается, на Руси существовала такая традиция: молодоженов на свадебном пиру одаривали «на счастье» бочонками с медом, съесть который надлежало в течение месяца, и потчевали легким и очень вкусным напитком — медовухой.
Некоторые рецепты медовухи сохранились в старинных источниках: сначала свежие ягоды малины, ежевики или вишни складывали в бочку с водой, затем добавляли в нее мед и кусочки поджаренного ржаного хлеба и на несколько дней оставляли все это великолепие «набродиться».
Иногда для улучшения вкуса напитка в него добавляли фрукты, и на свет появлялся на диво ароматный слабоалкогольный мед-пиво. Помимо легких медовых, на Руси испокон веков делали и очень крепкие, забористые напитки, а называли их «вареными медами». Медовые соты заливали теплой водой, процеживали сквозь частое сито, чтобы отделить примеси воска, добавляли хмель (полведра на пуд меда) и варили в течение нескольких часов.
Затем содержимое выливали в медную посуду, бросали в нее ржаной хлеб, смазанный патокой, переливали в бочки, укупоривали их и спускали в холодный погреб. Особой любовью издавна пользовались монастырские меды — монахи, знавшие немало секретов и тонкостей медоварения, поставляли ароматные напитки даже для царской трапезы.
Казалось бы, вкусной медовухе самой судьбою был уготован вечный почет, однако при Петре I этот напиток начали забывать, заменяя его водочкой и крепкими настойками. Зато сам продукт — мед, без которого не обходилось ни одно застолье, в русской кухне всегда пользовался популярностью: из него делали вкусные соусы, добавляли в выпечку, тушили в нем мясо и дичь, подавали к блинам и оладушкам. Впрочем, в те далекие времена мед был известен и любим не только на Руси.
Свежие комментарии