«Попробуем расшифровать облик самого Михаила Васильевича Нестерова. Мы уже знаем его, так сказать,...
«Попробуем расшифровать облик самого Михаила Васильевича Нестерова. Мы уже знаем его, так сказать, внешние данные, а каков он изнутри, на самом деле? Заглянуть внутрь — в саму правду — позволяет знание о руках и особенностях лица.
Да, снаружи нам многое известно: он живописец, график, пейзажист, мастер портрета и бытового жанра, монументалист, занимался церковной росписью, писал иконы, создал галерею образов русских святых. Что предлагает физиогномика?» — «Контрастное, полное скрытой энергии лицо. Выражает устремленность, даже волосы выписаны так, будто он летит вперед. В целом отражение постоянной деятельности, напряженной работы мысли, души. Высокий лоб, шишковатый сверху, про такой лоб Шкловский сказал, что человек разговаривает с ангелами. Уши расположены выше линии бровей — самоопределение и самореализация происходят у человека довольно рано, до 25, так как цель поставлена рано, человек ясно знает, чего хочет, и работает не покладая рук. Также полагают, что в этом случае человек получит признание заслуг рано, до 30 лет». — «А если уши расположены ниже бровей?» — бросил Слава, озабоченно ощупывая уши. «Цель определяется не сразу. Человек долго ищет себя, все делает неспешно или слишком разбрасывается, оттого успех приходит поздно. Некоторые полагают, что энергия поиска направлена более внутрь, чем во внешний мир, человек пытается ответить на вопросы «кто я?», «зачем я?». Слишком занят собой, это мешает ему социально проявиться». — «Хорошо. — Слава пожал плечами. — А что нос?» — «Нос хорош: заметен, выдвинут вперед — это говорит о воле и активности. Горбинка посередине носа указывает на сильный характер, благородную, самоотверженную натуру, готовность жертвовать собой». — «А если горбинка вверху носа, возле бровей?» — «Такой человек любит командовать. Это смелые, дерзкие, заносчивые люди». — «Хорошо, что еще про нос Нестерова?» — «Кончик немного нависает над губой. В обычном толковании — человек обладает торговой жилкой, он прижимист, скуповат». — «А вот это не так, — возразил Слава, — Михаил родился в религиозной купеческой семье. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, но Михаил не сумел бы продать и воды в засуху, как говорили про него. Он с детства хотел стать художником. Кстати, это твое толкование противоречит горбинке в средней части носа, самоотверженности, благородству, жертвенности ради ближнего, как ты только что сказал». — «Здесь крючковатый нос свидетельствует об особой проницательности, о специфической направленности мысли. Руки поясняют трактовки по лицу. Обрати внимание на левую руку, которой он оперся о подлокотник кресла. Пальцы длинные, тонкие, узловатые, кисть сухая, с жилами, — человек думает о других, неприхотлив, обладает терпением и терпимостью. Длинные пальцы обозначают интеллектуала, который докапывается до сути, а поскольку линии на ладонях Нестерова правильные и изящные, то это непрерывный духовный поиск, духовная работа». — «Я вижу, что у него сильно расставлены средний и безымянный. Что это?» — «Это означает в нашем случае, что человек следует творческому призванию и счастлив в нем. Кроме этого, разведение пальцев указывает на большую духовную свободу, свободу мысли, но так как остальные пальцы тесно сжаты, это говорит о том, что Нестеров учитывает обстоятельства вокруг него. Это свобода невысказанная, желанная, но скрытая». — «Это верно. Всем, кто хотел уцелеть, с 1917-го до 1953 года приходилось помалкивать. Хотя и это не помогало. У Нестерова одного зятя расстреляли, второго арестовывали. Дочь Ольгу сослали в Джамбул. Сам он подвергся аресту, правда на несколько недель, ему было 76 лет». — «Обрати внимание на длинный мизинец левой руки: это зрелость, способности к выражению тончайших переживаний — словом или, как в нашем случае, красками и кистью». — «Я забыл, что означает короткий мизинец?» — «Детскость. Такие люди обижаются, когда кто-то с ними не согласен. Еще им трудно публично говорить». — «Ага, — кивнул Слава. — Слушай, я помню, ты говорил, что у художников преимущественно гладкие пальцы». — «В подтверждение этого мнения: обрати внимание, что пальцы на правой руке гладкие. А безымянный не превышает указательный». — «Но у художника он должен быть длиннее, ведь так?» — «По идее, да, ведь безымянный заведует творчеством. Равенство пальцев здесь говорит об уверенности в себе и рациональном подходе». Слава остановил меня: «Погоди-ка, как это может быть, чтобы на левой руке пальцы были узловатые, а на правой гладкие?» — «Обычно так не бывает. Но Нестеров — выдающийся художник. Зде сь вдохновение правой руки поверяется расчетом и выверенностью левой». — «Стой! — вскричал Слава. — Я и не заметил сперва. Ты посмотри на мизинец правой руки, ты видишь, как он поджат?» — «Я это давно заметил. Это символ отказа от материальности. Мизинец, который занимается деньгами, здесь исключен, чтобы передать все права безымянному, который хочет совершенства, красоты, ищет Бога». — «Это подходит. Если Васнецов увлечен сказочной, былинной частью русского существования, то Нестеров воспевает образы Святой Руси. Он последовательно создает на полотнах идеал русской души. Корни этого стремления в детстве. Он родился болезненным, слабым. Родственники, знакомые не верили, что он выживет, только родители молили Бога о помощи. В семье особенно почитался Сергий Радонежский. Это почитание и любовь к Сергию Радонежскому Нестеров пронес через всю жизнь. — Слава остановился и попытался так же поджать мизинец. — Вот-те раз! Не получается! За ним сгибается безымянный!» — «Мало еще духовных свершений ты соделал, брат Слава, раз безымянный не выпрямляется при согнутом мизинце. Знатоки советуют проверить печень и сердце, если при сгибании мизинца не можешь держать безымянный прямым. Знаешь, художник Павел Корин, писавший этот портрет Нестерова, не мог придумать этот согнутый мизинец, он его явно увидел. И смысл тут — глубочайший! Гениальный творец не только себя, свое время — он суть страны выражает. Материальное, бытовое, полезное плохо удается нашей стране. Оттого русский человек и ругает Россию. Он от ума ее ругает. Но Россия не для ума, потому что не для материального. Россия перескакивает через все это, она все время рождается. Но она рождается не на землю. Она в небо рождается. Оттого русский за нее жизнь отдаст. Когда надо будет».
Свежие комментарии