
Известный русский предприниматель и благотворитель Савва Тимофеевич Мамонтов ушел из жизни 26 мая 1905 года во французских Каннах, ровно 111 лет назад. Будущий меценат родился 15 февраля 1862 год в старообрядческой купеческой семье. Его отец — Тимофей Морозов, был младшим сыном основателя знаменитой династии предпринимателей Саввы Васильевича Морозова.
Савва-младший с детства увлекался химией. После гимназии он поступил в Московский императорский университет, который окончил с дипломом химика. Затем два года изучал любимую науку в английском Кембридже, а параллельно с учебой знакомился с организацией текстильного дела на фабриках Манчестера.Вернувшись в Россию, Савва написал целое исследование о красителях и уже хотел открыть собственную химическую лабораторию, но этому помешал громкий скандал на Никольской мануфактуре, принадлежащей его отцу. Тимофей Саввич слишком круто управлял делами, изводя рабочих непомерными штрафами. Они устроили стачку, дело дошло до суда, на котором правыми были признаны рабочие. Конфликт удалось замять лишь после передачи управления делами старшему сыну. И он блестяще справился с новыми обязанностями — упразднил драконовские правила, модернизировал производство на английский лад и даже построил диковинную для Москвы турбинную электростанцию.
Несмотря на протесты отца, Савва Морозов упрямо гнул свою линию управления. И очень скоро выяснилось, что все нововведения пошли делу на пользу — морозовские изделия вытеснили английские ткани не только в России, но даже в Персии и Китае. Словом, Савва стал достойным наследником своего великого деда.
В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем читателям, как сложилась дальнейшая карьера русского мецената, а также о том, почему любовные отношения предпринимателя наделали в Москве много шума.Мыслимое ли дело, чтобы фабрикант давал деньги на революцию да еще сам завозил на собственную фабрику прокламации! Великий оригинал Савва Морозов именно так и поступал. «Может, хоть господа-революционеры поставят Россию на европейские рельсы!» — усмехался он. Впрочем, признавался, что субсидирует большевиков лишь оттого, что ему чрезвычайно опротивели люди вообще, а уж люди его круга — в особенности. Но лучше бы Савва никогда не выходил из своего круга...
Май 1905 года. Канн определенно шел Савве на пользу. Утром он даже раскритиковал духи жены, сочтя их слишком сладкими, а Зинаида Григорьевна возьми и бросься мужу на шею! Как в былые времена… Просто тот факт, что к Савве возвратилось утраченное было обоняние, свидетельствовал, что нервное расстройство проходит.
Свежие комментарии