На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 321 подписчик

Свежие комментарии

  • Лидия Санникова
    Смешно. Тетки больные или подстава?Из-за Меладзе под...
  • Ирина Галивец
    А потом на сцену вынесет опять хохляцкий флаг?Клара Новикова по...
  • Виталий
    Еще одна попытка бездарей пробраться "на Олимп". Ну точно ведь не выйдет! Ну не "переплюнуть" ни по одному параметру ...Роман «Земля Санн...

»Улица страха. 1994», или Есть ли слэшеры после «Крика»

Трилогия Netflix по книгам Р.Л. Стайна стремится перехватить знамя главного ностальгического хоррора, заявляя в названии первой части любовь к 90-м. На деле ее интересы обширнее, но в то же время уже.

«Улица страха. Часть 1: 1994», реж. Ли Джаньяк Кадр из фильма

После затянувшейся моды на 80-е самое время переместиться в следующую декаду.

Ведь в 90-е было много интересных хоррор-серий.

Это каких? «Крик» и… «Крик», а еще… «Крик»? 

Проблема 90-х как хоррор-декады не в отсутствии фильмов ужасов как таковых. Их было много, но сильнее всего на массовую культуру повлиял «Крик» Уэса Крэйвена. В 90-е режиссер активно занимался переосмыслением жанра, который принес ему популярность. Он выпустил «Новый кошмар», который замыкал истории о Фредди Крюгере на самих себе, а затем и «Крик», препарировавший самые распространенные приемы слэшеров в виде ироничного ужастика для тех, кто знает эти приемы как свои пять пальцев.

«Улица страха. Часть 1: 1994», реж. Ли Джаньяк Кадр из фильма

Так уж получилось, что главные слэшеры категории B, выходившие в 90-е («Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Городские легенды») пытались подражать франшизе, высмеивающей жанр как таковой. 

В таком контексте первая часть трилогии «Улица страха» оказалась в незавидном положении. К чему же отсылать, если декада, вынесенная в подзаголовок, ассоциируется с пародией? 

Архетипы жанра 

«Улица страха. Часть 1: 1994», реж. Ли Джаньяк Кадр из фильма

Стыдиться родства с «Криком» фильм не стал. Отсылки к знаменитой серии читаются сразу — в нарочито драматическом вступлении, убийце в маске с ножом, телефонных звонках и полицейском, одним из главных действующих лиц. Чтобы отличить свой ироничный слэшер от ироничного слэшера, к которому он отсылает, постановщица Ли Джаньяк, оператор Калеб Хейманн и художник-постановщик Скотт Кузио наполняют кадр неоном магазинов в торговом центре, мигалок полицейских машин и неработающего супермаркета. Игра актеров выкручивает на максимум кэмп, декорации заполняют атрибуты времени. 

Постой, но разве неон ассоциируется не с 80-ми? А еще был Ардженто…

Образ маньяка с ножом в черном плаще и маске-черепе активно использовался в рекламной кампании, но он — всего лишь часть истории. После вступления фильм перестраивается в некое тональное подобие «Факультета», выводя на первый план подростковую драму. На этот раз, правда, не в декорациях колледжа, а старшей школы, где по канонам американского кино тоже хватает архетипных персонажей. 

«Улица страха. Часть 1: 1994», реж. Ли Джаньяк Кадр из фильма

Последователь «Крика» не мог оставить эти архетипы нетронутыми, поэтому главная героиня страдает от расставания с чирлидершей; популярный тусовщик — наивнейший нарцисс, приторговывающий запрещенными веществами, который то и дело рассыпает отсылки к старым ужастикам; местный гик, активно пользующийся онлайн-чатами, становится серьезным персонажем, который больше всех разбирается в истории города.

Эта веселая компания, то и дело отвлекающаяся на личные разборки, противостоит сверхъестественному злу, которое на протяжении уже нескольких веков просыпается в городе и приводит к кровавым убийствам. Концепция слишком близка к «Оно», чтобы не заметить сходства, и действительно — первая телевизионная экранизация книги Стивена Кинга вышла в 1990 году. Все сходится. К тому же имя писателя не раз мелькает на экране.

«Улица страха. Часть 1: 1994», реж. Ли Джаньяк Кадр из фильма

Главное развлечение слэшеров — убийства — компенсируют определенный недостаток изобретательности кровавостью. Это, пожалуй, самое любопытное, что есть в фильме. Лента не стесняется жестокости и ругательств, так что без изуродованных трупов и обилия кровищи не обойдется.

Но ведь слэшеры 90-х не отличались кровавостью! Наоборот, по сравнению с современными ужастиками, они смотрятся весьма наивно: пара ударов ножом — и все…

В целом логично. Декаду, символом которой стал постмодерновый слэшер, вспоминаем слэшером, который постмодерново переосмысливает постмодерновый слэшер. Благо современному кино, особенно на стриминговых сервисах, позволено гораздо больше, поэтому лишняя серьезность ни к чему.

Прошлое не отпускает 

«Улица страха. Часть 1: 1994», реж. Ли Джаньяк Кадр из фильма

Следующие части уходят глубже в прошлое, но и «1994» стремительно выдыхается в своих исследованиях 90-х. На удивление быстро в сюжете появляются и «Полтергейст», и «Челюсти», и «Пятница, 13-е. Часть вторая», и «Хэллоуин». Фильмы эти, конечно, прекрасные, но их мы проходили еще на стадии ностальгии по 80-м. 

«Пятницу 13-е» только ностальгия и спасает. Тоже мне, прекрасный фильм.

«Улица страха. Часть 1: 1994», реж. Ли Джаньяк Кадр из фильма

Когда же на сцену выходят злодеи и убийцы разных мастей, сразу же начинаешь сравнивать «Улицу страха» с «Хижиной в лесу». Не в пользу первой. «1994» как будто осознает, что в заявленном времени вдохновляться особо нечем, и отправляется уже протоптанными путями. 

Главное — включить музыку из 90-х и обвешать декорации постерами того времени. Тогда никто не заметит подмены.

Как ни странно, больше всего «Улица страха» становится похожа на спин-офф «Очень странных дел» в 90-х. От прежнего стиля ей отойти сложно, но необходимый минимум по переносу действия в следующее десятилетие она выполняет. Вот только неон 80-х плохо сочетается с пленочным изображением пониженной насыщенности слэшеров эры «Крика». Как и сверхъестественные элементы. Как и нарочитая кровавость. И тут вдруг начинаешь понимать, что фильм использует время действия не как объект исследования, а как декорацию для развлекательного подросткового ужастика, который, несмотря на всю нарочитую абсурдность, серьезно относится к своим зрителям.

Еще бы, иначе в третьей части о 1666-м ничего бы не было, потому что в XV веке кино еще не изобрели.

Остается только отбросить надуманные ожидания и получать удовольствие от необычных ситуаций, незаезженных персонажей и на удивление жестоких убийств. 

«Улица страха. Часть 1: 1994», реж. Ли Джаньяк Кадр из фильма

По крайней мере одного первая часть «Улицы страха» точно добилась — за персонажей переживаешь, а не ждешь с нетерпением, когда они умрут. Для легкомысленного слэшера — уже достижение.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник
наверх