Эксперт делится важными советами.
Вот уже несколько недель дети проводят дома. Такие меры предосторожности стали причиной родительской тревоги, ведь ребенок должен наверстать школьную программу. О том, как можно мотивировать ребенка на карантине, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.
То, что дети учиться не любят и не хотят — родители подозревали давно, а вот то,что они этого не умеют — стало открытием не только для них, но и для всей страны. На самом деле, эти два факта связаны, и на то есть три причины: у детей нет никаких алгоритмов и технологий самообучения (если они даже в школе с трудом понимают и выполняют домашние задания, то дома стало намного сложнее); у детей не развиты психические процессы (память, внимание, логика), поэтому они просто не понимают текст, не могут долго концентрировать внимание, запоминать информацию и самостоятельно заниматься; у детей есть пробелы в знаниях, из-за чего они не могут осваивать текущий материал, что в школе, что дома.
Исправьте ситуацию: «разогнавшись» на технологиях, возьмите учебники с самого начала предмета и пройдите легко и быстро (убирая все пробелы в предмете). В итоге вы скоро выйдете на текущий материал, поддерживая высокую скорость, без пробелов, но с мотивацией (отработав и применив все технологии). Остается спросить: «Что делать то будем?» Правильный ответ — заключать с ребенком договор. Это самый мощный инструмент мотивации. Но есть нюанс: сейчас перед вами, как в русских сказках, три дорожки. И в зависимости от того, какую вы выберете, получите разные возможности договора.
Можно заставить ребенка учиться
Если вы приверженец способа «главное, чтобы дети что-то делали», огорчу вас, это бесполезно. Если ребенок не умеет учиться, пользы не будет, а вот отторжения — сколько угодно. В будущем важно не то, какую оценку он получил за последнюю четверть, а то, что он умеет работать самостоятельно. Говорить с ребенком о важности обучения тоже бесполезно — дети воспримут вас как назойливую муху, которая зудит над ухом и нудит об учебе. У ребенка нет ни горизонта планирования, ни реального опыта зарабатывания и траты денег. Поэтому все разговоры про «надо» пустые. К тому же, страх большинства родителей — отставание по программе, по сути, сильно преувеличен. Когда ребенок заболевает, страх обоснованный, потому что он один отстает, а все остальные идут по плану. Здесь же, собственно, никто не учится, значит по итогу всю программу будут перепроходить, ориентируясь на отстающих. Кроме того, лето близко, а значит к сентябрю все дети будут равны (как чистые листы). Но и этот ежегодный откат в учебе дети преодолевают и вливаются в процесс.
Теперь о договоре: если вы регулярно напоминаете ребенку про учебники и заставляете его работать по текущему материалу, никакого договора не выйдет. Ребенок уже демотивирован, а материал — дискредитирован. Ребенок не может быть успешен в учебе (он это понимает и понимал предыдущие 5-10 тысяч часов обучения в школе). Не доводите дело до этого, договор — хороший инструмент, который вы сами делаете недоступным, потому что цена для ребенка высока (слишком сложно учиться, так что вы не сможете адекватно договориться).
Можно отстать от ребенка
Это второе радикальное решение. Да, он отдохнет и по предметам сильно не отстанет. Тем не менее, есть опасность, что ребенок полностью уйдет в гаджеты. Карантин рано или поздно закончится, а привычка останется. Если вы сдали позиции, дальше отвоевывать время и необходимость учиться будет непросто. Договор в этом случае вообще не сработает: зачем с вами договариваться, если вы «бесплатно» даете свободу? Поэтому старайтесь не доводить до этого варианта. Если ребенок любит играть в игры и смотреть сериалы, включите это в договор (это должно быть наградой и ценностью, но никак не единственным занятием). О том, как составить адекватный договор, речь пойдет дальше. Он связан с третьей дорогой, которой вы можете пойти.
Можно «перезапустить» мотивацию
С моей точки зрения, он самый правильный. Для этого начните с простого (с тренировки психических процессов: память, внимание и т.д.). Обучите ребенка технологиям запоминания, работы с информацией, и все это закрепляйте на простых, понятных упражнениях со специальной техникой построения занятий. Как это сделать, вы прочитаете в этой статье.
Тренировка психических процессов, приучение ребенка к ежедневным занятиями — все это даст разгон и реанимирует мотивацию, потому что у ребенка будет все получаться, он будет в этом процессе успешным и научится учиться с удовольствием. Что касается договора, будет непросто, но перспективы хорошие. Нужно предложить заменить школьные предметы (сложные, непонятные и ужасные) простыми интересными упражнениями. Что он хочет? Может, новый телефон, одежду, скейт… Это и должно стать конечной целью — основной выгодой. Сначала заключите договор на один день. Скажите так: «Давай сядем на полчасика и попробуем упражнения. Справишься? – Получишь шоколадку или что-то еще». Получилось? Тогда предложите ему вместо 5-6 часов обучения 30 минут новых интересных заданий по технологиям. «Продайте» ему свободу (то, за что боролись Спартак и декабристы).
Важные моменты в заключении договора
Начните с малого (сначала на один день, потом на несколько занятий, на неделю, на месяц). Каждый раз увеличивая срок и сложность, не забывайте о призе. Ребенок привыкнет к этому инструменту и будет придумывать, что хочет, заранее. Установите неустойку. Тогда договор ребенком не будет нарушаться. Мы все не любим терять, поэтому такую мотивацию тоже нужно включать. Если ребенок не выполнит условие, то «отдаст» что-то (например, будет мыть посуду целый месяц). Небольшой нюанс: неустойка не должна быть связана с учебой, потому что будет восприниматься как наказание и дискредитировать обучение.
Важный пункт: договор должен быть выгоден не только вам, но и ребенку. Есть соблазн схитрить и сделать так, чтобы договор работал только на вас. Это чревато — ребенок может перестать вам доверять, и этот инструмент больше никогда не сработает. Заключать договор на выполнение обычных задач неправильно. Ребенок к этому привыкнет и начнет требовать бонусы за все подряд. Поощрять следует достижения выше средних или новую деятельность. Платить за оценки — неправильно.
Договор должен быть заключен в письменном виде. Первый можно сделать устно, но следующие уже в письменном формате. Подробно распишите все условия (обязанности, выгоды, неустойка, вариант форс мажора). Пусть ребенок придумает свою подпись. Повесьте документ на холодильник, продумайте план реализации и первое время помогайте ребенку (чтобы он постепенно улучшал свои навыки). Успеваемость должна стать просто необходимым условием для заключения договоров.
Условия должны выполняться. Если ребенок не выполнил договор, в ход идет неустойка. Но если выполнил — будьте добры добросовестно исполнить обязательства. Никогда не соглашайтесь на условия, в реализации которых не уверены. Следуйте нашим советам, выбирайте правильную дорогу, заключайте договор, и детская мотивация не заставит себя долго ждать. Карантин может стать временем для развития интеллектуального потенциала. Так воспользуйтесь этим!
Статьи по теме:
Свежие комментарии