Несколько месяцев в родном городе Алексея Балабанова Екатеринбурге не утихают споры по поводу памятника режиссеру.

Несколько месяцев в родном городе Алексея Балабанова Екатеринбурге не утихают споры по поводу памятника режиссеру, подарившему нам культового «Брата», полные черного юмора «Жмурки» и мрачный «Груз 200».
Если честно, памятники режиссерам — вещь сомнительная. Фигуры это, как правило, не слишком медийные, народными кумирами, в отличие от актеров, не являющиеся. Если речь о таких мастерах, как Данелия, Гайдай или Рязанов, — они сами воздвигли себе монументы в виде своих картин и вряд ли нуждаются в признании заслуг в виде статуй или бюстов. Тем не менее подобные памятники у нас есть, хоть их и не много. И стоят они в нужных местах.

Вот, к примеру, целая скульптурная композиция у входа во ВГИК — Геннадий Шпаликов, Василий Шукшин, Андрей Тарковский. Три фигуры шестидесятников, выпускников этого института, олицетворяющих самую яркую эпоху в советском кино. Каждый день мимо них по ступенькам идут на занятия студенты — будущие актеры, режиссеры, операторы, художники, продюсеры. Те, кто должен будет подхватить эстафетную палочку, которую уже не одно поколение российских кинематографистов передает друг другу. Символично? А то!
Еще один памятник стоит на берегу речки Каменки в Суздале, и здесь снова в центре Андрей Тарковский. Рядом с режиссером — герои его фильма: монах-иконописец Андрей Рублев (Анатолий Солоницын) и литейщик Бориска (Николай Бурляев). Где, как не в Суздале, стоять такому монументу, ведь именно здесь снимался «Андрей Рублев», эта земля буквально дышит русской историей.

Больше подобных памятников в России нет (если не считать скромного Рязанова на лавочке в Самаре), но зато имеется множество «развлекательных» уличных скульптур, изображающих любимых героев из фильмов Гайдая, Рязанова, Данелии. Их отдельный вид — «ведомственные» монументы. В Москве рядом с Минобороны — скульптурная композиция из фильма «Офицеры»; таможенники выбрали своим символом героя Павла Луспекаева из «Белого солнца пустыни»; сотрудники МВД — Жеглова и Шарапова из «Место встречи изменить нельзя».

На этом фоне, если рассуждать логически, больше достоин памятника не Балабанов, а герой его культовых картин Данила Багров — защитник угнетенных, борец за правду и справедливость, как ее понимали в 90-е. Эта идея давно витает в воздухе, но не нашла поддержки у властей — инициаторы кампании за «народный памятник» Сергею Бодрову в Москве пока коллекционируют отказы на свои обращения. Да и ведомство, согласное выбрать героя «Брата» своим символом, вряд ли удастся отыскать.
Но в Екатеринбурге с этим попроще. На улицах уральской столицы уже есть множество самых странных монументов. В ознаменование рекордной жары поставили памятник вентилятору. Есть памятник человеку-невидимке, сантехнику, Бабе-яге, челнокам 90-х и даже компьютерной клавиатуре. Если говорить о киногероях, екатеринбуржцы и тут мыслят нестандартно: у одного из торговых центров — изваяние Гены Букина, героя сериала «Счастливы вместе». Если уж Гене можно, почему Балабанову нельзя?

«Задача оказалась максимально сложной из-за того, что каждый видит режиссера по-разному», — объясняет проблемы начальник департамента архитектуры Екатеринбурга Руслан Габдрахманов. А тем временем по городу ходят мутные слухи, что якобы в процесс вмешался сам Никита Михалков — позвонил кому-то из начальства и «озвучил» свои сомнения насчет самой идеи монумента режиссеру. Правда это или нет, но рассмотрение заявок отложили до 1 апреля — именно на День дурака назначили второй этап конкурса. Будем надеяться, что автор культовых фильмов все же удостоится на родине памятника в свою честь. Тем более что поставить его планируют у входа на Свердловскую киностудию. Возможно, вместе с режиссером воплотят в бронзе и Данилу Багрова — среди представленных на конкурс работ были такие варианты.
Статьи по теме:
Свежие комментарии