«7 Дней» продолжает цикл публикаций об артистах ленинградской эстрады. Восьмого июля исполнилось бы...
«7 Дней» продолжает цикл публикаций об артистах ленинградской эстрады. Восьмого июля исполнилось бы 85 лет Лидии Клемент. Она ушла из жизни почти 60 лет назад — в возрасте 26.
Но ее песни живы до сих пор. На телеканале «Россия К» выходит фильм Дмитрия Маркова «Лидия Клемент. Яркая комета».Личный феномен Лидии Клемент — как отражение феномена всей ленинградской эстрады эпохи 50—70-х. Тогда звездами становились лишь те, кто обладал настоящим ярко выраженным талантом, и для этого не обязательно было оканчивать консерваторию. В Ленинграде 60-х было три безусловных любимицы публики: одногодки Эдита Пьеха, Мария Пахоменко и Лидия Клемент. К Эдите популярность пришла чуть раньше, еще во второй половине пятидесятых — она начинала солисткой в популярном профессиональном ансамбле «Дружба». Для артистов того времени было настоящим событием достать или сшить концертный наряд. В Ленконцерте, конечно, это понимали и помогали чем могли. Для Пьехи сшили несколько костюмов, но когда она приехала на очередной сборный концерт, то увидела в одном из своих нарядов дебютантку Лидию Клемент. Эдита была неприятно удивлена. На что Клемент лишь смущенно ответила: «Я не знала, что это ваше платье. Мне его дали костюмеры». Спустя годы Эдита Станиславовна себя корила: «До сих пор жалею, что обидела тогда словом Лидочку Клемент. Если бы я знала, какая короткая жизнь отпущена этой замечательной певице…»
Вся жизнь Лидии Клемент прошла в Ленинграде, в доме номер 26 по Подольской улице. Еще в 1919 году ее бабушка со своими детьми поселилась там, переехав после расстрела мужа из Финляндии в Петроград. К моменту рождения Лидии квартира стала коммунальной — семья разрослась и родственники стали соседями. В комнатке этой самой квартиры будущая звезда со своей мамой Марией Гордеевной пережила блокаду. Мать уходила на работу, а маленькая Лидочка замирала на весь день у окна. Очень боялась бомбежек — от которых был разрушен соседний дом. Но им суждено было выжить... Отец будущей певицы, Ричард Клемент, эстонец из Таллина, скончался еще до войны.
В 1944 году Лида пошла в школу, где записалась в драмкружок. Довольно быстро проявились ее музыкальные способности, и девочка стала посещать музыкальную школу — училась игре на фортепиано, пела в хоре. Дома в комнате стоял огромный рояль, на котором она сама себе аккомпанировала, на слух подбирая музыку к песням, услышанным по радио. Лида мечтала связать свою жизнь с музыкой, сценой. Но семья была категорически против. По настоянию и рекомендации отчима, архитектора по профессии, Лидия в 1955 году поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт. Тогда считалось, что надо получить специальность, которая тебя гарантированно прокормит, а уж потом думать о сцене. Но Лида не думать не могла — и первое, чем она стала интересоваться в институте, так это самодеятельностью. Надо сказать, что в пятидесятые годы в СССР самодеятельность получила мощное развитие. Из непрофессиональных творческих коллективов вышли не только отличные артисты, но и режиссеры, драматурги, позднее завоевавшие авторитет во всем мире. Вот и в ЛИСИ самодеятельность была на высочайшем уровне. При институте существовал оркестр, которым руководил пианист Наум Темкин, и Клемент сразу стала участницей этого коллектива. Оркестр неплохо знали в городе — студенты часто выступали в Домах культуры Ленинграда. Очаровательная способная солистка не осталась незамеченной — и ее пригласил в свой ансамбль Владимир Федоров, руководитель оркестра Дома народного творчества. Очень быстро Лидия получила прозвище Соловей ЛИСИ. Конкуренцию ей мог составить разве что Евгений Нестеренко, исполнявший в институтских концертах оперные арии. Будущий солист Большого театра, народный артист СССР по совпадению учился в ЛИСИ одновременно с Клемент.
Однокурсники влюблялись поголовно
Несмотря на постоянные репетиции и выступления, к основным занятиям в институте Лидия тоже относилась ответственно. Благо учеба давалась ей легко. Ее однокурсники вспоминали: у нее была отличная память. Стоило ей разок прочесть конспект — все запоминала. Ее выручало и необыкновенное обаяние — преподаватели относились к девушке с большой симпатией. А некоторые и вовсе были влюблены — например, педагог по сопромату. Лида могла вообще не учить этот сложнейший предмет, отлично было ей обеспечено. Что уж говорить о студентах — однокашники влюблялись в Клемент поголовно. Статная, красивая, улыбчивая — от нее исходил свет, даже когда она не пела. К тому же Лидия отличалась благородством и обостренным чувством справедливости — она всегда была готова прийти на помощь. Однокурсникам запомнился случай, когда на выборах секретаря комсомольского бюро один парень на бюллетене написал: «С большим удовольствием проголосовал бы за Эйзенхауэра». Несмотря на то что голосование было тайным, вольнодумца вычислили и раздули грандиозный скандал. Так вот Клемент не только вступилась за бедолагу перед комсомольской организацией, но в поисках справедливости не побоялась даже пойти в Смольный. К сожалению, это не помогло — парня выгнали из комсомола и отчислили из института.
Лида выглядела веселым, легким в общении человеком, но при этом в ее характере чувствовались некоторая отстраненность, даже закрытость, и потаенная грусть. Несмотря на очевидные сценические удачи и успехи в учебе, на выпускной фотографии она написала своей подруге Марианне Прохоровой: «От вечной неудачницы Лидии Клемент». Неужели чувствовала, что судьба ее не будет счастливой?
Но пока ничто не предвещало беды. Окончив ЛИСИ, Клемент примерно год проработала в проектном бюро, хотя радости и удовлетворения эта деятельность ей, конечно, не приносила. Параллельно она пела в коллективе при Дворце культуры промкооперации, где познакомилась с композитором Александром Колкером. Здесь же состоялась судьбоносная встреча с Анатолием Бадхеном — главным дирижером Ленинградского театра эстрады. Бадхен стал для Лидии музыкальным наставником, его вкусу она безоговорочно доверяла и следовала его советам. Так, например, с подачи Анатолия Семеновича в 1960 году Лидия Клемент записала свою первую песню для сборной пластинки — называлась она «Песенка почтальона», музыку сочинил Александр Колкер. Но все же до профессиональной сцены предстояло еще дотянуться — а как это сделать, когда каждое утро приходится отправляться на нелюбимую работу в Ленпроект? Спасло замужество…
С музыкантом Борисом Шафрановым Клемент познакомилась, когда они оба были еще подростками. Лида и Боря жили в соседних домах и занимались в одной музыкальной школе. Но роман, конечно, случился позже — Лида уже училась в институте, а ансамбль, в котором играл Шафранов, приезжал в ЛИСИ с выступлениями. Борис серьезно занимался джазом, но это не помешало ему увлечься красавицей певицей, работавшей совсем в другом жанре. Они поженились, и в 1961 году родилась дочь Наташа. Жили трудно — вчетвером ютились в комнатке коммунальной квартиры: молодожены, новорожденная и мама Лидии. Впрочем, их быт мало чем отличался от быта большинства рядовых ленинградцев. С маленькой Наташенькой Лида ходила гулять в сад «Олимпия», но чаще всего в безымянный сквер, граничащий с их домом. Продолжая мысленно репетировать, Лидия вполголоса напевала что-нибудь доченьке.
Долго усидеть в декрете Клемент не смогла и весной 1962 года вернулась к работе, но не в проектном бюро — она стала участницей квартета под управлением Румянцева. Этот коллектив сотрудничал с маститым Василием Павловичем Соловьевым-Седым — орденоносцем, лауреатом двух Сталинских и Ленинской премий, на тот момент народным артистом РСФСР. Под его авторитетным покровительством квартет имел возможность выезжать за границу. Лидии повезло оказаться на гастролях в Венгрии. Для нее это был первый — и единственный — выезд за рубеж.
В том же году Клемент пригласили певицей в кафе «Север» на Невском проспекте, где работал коллектив замечательных музыкантов еще довоенной джазовой школы, да и само кафе было с историей, когда-то носило название «Норд». Заведение это пользовалось популярностью у ленинградцев, особенно у творческой интеллигенции. Эдита Пьеха вспоминала, как туда порой выстраивались очереди, потому что там варили очень вкусный кофе, который подавали со свежими взбитыми сливками. Теперь помимо кофе в «Севере» появился еще один «магнит» — молодая красивая певица с чистым проникновенным голосом.
Клемент от других артисток той поры отличала какая-то внутренняя свобода, выражавшаяся в необыкновенной искренности, открытости, доверительности. Композитор Анатолий Кальварский считает, что именно Клемент «поломала» традицию довоенной эстрадной исполнительской школы, когда певица на сцену не выходила, а выплывала; облокотившись на рояль, многозначительно кивала аккомпаниатору и, закатив глаза, запевала что-нибудь патетическое, сопровождая это пафосными жестами… Клемент же держалась естественно и словно приглашала зрителя к диалогу — именно поэтому для каждого, кто впервые видел и слышал ее, она мгновенно становилась родной. Многие современницы-певицы учились у нее, копируя стиль, который привнесла на эстраду Клемент. При этом она вовсе не выглядела простушкой! Тот же Кальварский вспоминал: «Не забыть ее горделивую осанку. Я всегда любовался ее царственно поднятой головой. Она следила не только за собой, но и за своей интонацией — пела чисто, красиво, разнообразно ритмически, с пониманием того, что делает и о чем поет».
Выступления Клемент на сцене кафе «Север» имели огромный успех, и однажды ее там увидел телевизионный режиссер Лев Цуцульковский, подбиравший участников для только-только зарождавшегося «Голубого огонька». Редактором «Огонька» был все тот же Анатолий Бадхен — он-то и пригласил Цуцульковского посмотреть на свою протеже. Правда, самого названия «Голубой огонек» еще не существовало — готовился всего лишь третий выпуск программы Ленинградского телевидения, именовавшейся «На огонек». Выступление Лидии, естественно, произвело впечатление на режиссера — как только она вышла на сцену, он мгновенно забыл про еду.
Так Клемент оказалась среди счастливчиков, отобранных для участия в программе. В День Военно-морского флота 28 июля 1962 года состоялась ее первая съемка. Снимали программу на открытом воздухе, а «декорацией» стали корабли, зашедшие в этот день из моря в Неву. Дебютантка Лидия Клемент спела песню Андрея Петрова «Здравствуй». С этого момента ее узнала вся страна.
Очаровала композитора Андрея Петрова
Андрей Петров на тот момент был уже знаменитым композитором — он написал песни к таким популярным фильмам, как «Человек-амфибия» и «Путь к причалу». Вот как описывал свое знакомство с Клемент сам Петров: «Это был ленинградский «Огонек». Он снимался прямо у Петропавловской крепости, на пляже. Меня познакомили с молодой певицей, которая в этой программе исполняла мою песню «Здравствуй» на стихи Фогельсона. Ее появление в кадре сразу приковывало к себе внимание зрителей и коллег. Она подкупала своим артистизмом, какой-то элегантностью и интеллигентностью, что встречается на нашей эстраде довольно редко. А самое главное — очень красивым тембром голоса и проникновенной, благородной, я бы даже сказал европейской, манерой исполнения. Когда программа вышла в эфир, на телевидение пришло очень много писем, касающихся необыкновенной певицы. В то время были частыми авторские встречи, концерты, и конечно же я сразу пригласил Лиду в них участвовать. Она замечательно пела песни «На кургане», «Я шагаю по Москве», а специально для нее я написал «Звезды в кондукторской сумке». Когда принес песню на радио и сказал, что хочу, чтобы ее записала Лидия Клемент, мне ответили: «Зачем тебе эта малоизвестная певица? Мы можем вызвать для записи любую артистку — хоть Майю Кристалинскую из Москвы!» Но я настоял на своем, и Лида отлично справилась с поставленной задачей. Потом «Звезды в кондукторской сумке» сняли для телевидения. Думаю, что это был один из первых телевизионных клипов, и в свое время он имел большую популярность. Потом Лида записала мою песню для фильма «Два воскресенья». Но, к несчастью, дальнейшим планам не суждено было осуществиться…»
Современники тех событий вспоминают: Петров был просто очарован талантливой певицей. Примерно в то же время она рассталась со своим супругом Борисом Шафрановым. Дочь Лидии Наталья Шафранова вспоминает: «Когда мне было около двух лет, родители развелись — и мама вернула себе девичью фамилию. Родители все время пропадали на гастролях, а моим воспитанием в основном занималась бабушка, мамина мама. Она меня очень любила и баловала...»
В сентябре 1962-го Лидия Клемент переходит солисткой в оркестр Ленинградского театра эстрады, куда ее пригласил, конечно, руководитель этого коллектива Анатолий Бадхен. После удачного дебюта на телевидении композиторы косяком потянулись к восходящей звезде с творческими предложениями. Ведь стоило Клемент спеть песню — та сразу становилась шлягером. На музыку Соловьева-Седого Лидия записала «Когда вам двадцать лет», Станислава Пожлакова — «Первые шаги». И хотя сегодня у многих знаменитые строчки «Топ, топ, топает малыш…» ассоциируются с голосом Майи Кристалинской, именно Клемент стала первой исполнительницей. Но всенародную славу и любовь ей принесла песня Александра Колкера «Карелия». О создании этого шлягера Колкер вспоминает в своей книге «Лифт вниз не поднимает». Сам композитор, поэт Ким Рыжов, драматурги Михаил Гиндин и Генрих Рябкин приехали с выступлениями в местечко Кирьявалахти под Сортавалой. Творческих деятелей разместили в большом номере гостиницы, которая была переоборудована из бывшего финского борделя для офицеров. Гуляя по берегу Ладожского озера, Ким Рыжов вдохновился красотой местной природы, и у него родились стихи:
В разных краях оставляем мы сердца частицу,В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня...Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться —Как не любить несравненные эти края.
Долго будет Карелия сниться,Будут сниться с этих порОстроконечных елей ресницыНад голубыми глазами озер…
Колкер услышал эти стихи и безотлагательно принялся за дело. И в тот же день написал музыку, для чего ему пришлось запереться в гостиничном туалете — больше уединиться было негде. Изначально художественный совет Ленинградского радио песню не принял и не рекомендовал к исполнению: «Банальный дешевый вальсок!» Может быть, поэтому песню не взяла себе Мария Пахоменко — жена Колкера. Он сам, впрочем, рассказывал, что Пахоменко отказалась записывать песню потому, что в то время пела в составе квартета. Она, как и Клемент, не имела высшего музыкального образования и очень боялась начинать сольную карьеру. Словом, свою «Карелию» авторы предложили Лидии, и песня пришлась ей по душе. А как могло быть иначе, ведь для нее эти стихи были словно биографическими — после войны Лида каждое лето вместе с мамой, теткой и двоюродным братом проводила в Карелии. С кузеном они ходили в лес, собирали ягоды, грибы, а их матери пекли незабываемо вкусные пироги с черникой.
«Карелия», попав на радио, сразу ушла в народ, сделавшись невероятно популярной (очевидно, мнение рядовых слушателей разошлось с мнением худсовета). Более того, это произведение стало неофициальным гимном Карелии. Было время, когда под нее с вокзала Петрозаводска уходили поезда в Москву. После ухода из жизни Лидии Клемент песню — правда, в несколько другой аранжировке — все же записала Мария Пахоменко. К тому времени она уже решилась начать сольную карьеру…
Еще одним безусловным хитом Лидии Клемент стала песня «Дождь на Неве». В 1963 году студент режиссерского курса Георгия Товстоногова Борис Гершт вместе с другом, актером Константином Григорьевым (впоследствии прославившимся ролями в фильмах «Раба любви», «Трактир на Пятницкой»), ставили на Ленинградском телевидении спектакль — музыкальное обозрение. Для него они написали несколько стихотворений, которые положил на музыку композитор Вадим Шеповалов. Были и такие стихи:
Не изменяя веселой традиции,Дождиком встретил меня Ленинград.Мокнут прохожие, мокнет милиция,Мокнут которое лето подряд.
Дождь по асфальту рекою струится,Дождь на Фонтанке и дождь на Неве.Вижу родные и мокрые лицаГолубоглазые в большинстве…
Для записи песни композитор пригласил Лидию Клемент, она ведь была коренной ленинградкой. Когда Клемент записала первый дубль, авторы поняли: их ждет успех — таким красивым, нетривиальным, искренним и нежным было исполнение. Чутье авторов не подвело: как только спектакль вышел на экран — «Дождь на Неве» запел весь город, а потом и вся страна! Песня органично вошла в питерский быт — она точно выражала настроение города. А исполнительница стала олицетворением Ленинграда начала 60-х годов…
Жизнь Лидии оборвалась через год после записи «Дождя на Неве». Автор песни Борис Гершт вспоминал: «Спустя некоторое время после ухода Лиды мы отправились в шефскую поездку по воинским частям Забайкалья. И на первом же концерте пришло множество записок: «Дорогие ленинградцы, пожалуйста, исполните песню, которую мы часто слышим по радио в исполнении Лидочки Клемент…» Ее все и всегда называли Лидочкой… И мы на каждом концерте пели «Дождь на Неве», и всякий раз нас просили повторить песню на бис. А после концертов кто-нибудь из зрителей, бывало, спрашивал с укором: «Как же вы, ленинградцы, могли допустить, чтобы Лидочка ушла из жизни?»
К несчастью, помочь Лидии Клемент было невозможно. Причиной ее ухода стала редкая болезнь — меланобластома. После случайной травмы банальная родинка на ноге вдруг стала увеличиваться в размерах, и, когда певица обратилась к врачам, ей буквально вынесли смертный приговор — наука еще не знала, как лечить подобную болезнь. Но ни сама Лидия — молодая, цветущая девушка на пике активности и успеха, ни окружающие не могли поверить в летальный исход, такое просто невозможно было представить! Супруга Андрея Петрова Наталья доставала редкие лекарства, лучшие врачи-онкологи консультировали артистку… Был шанс если не излечить ее, то хотя бы продлить жизнь — все верили, что молодой организм справится. Надеялась и сама Лида. После первого этапа лечения бросилась с головой в работу и уже не останавливалась до конца. Мало кто подозревал, чего ей это стоило. А она, возвращаясь с очередной записи, каталась от нестерпимой боли по кровати. Ее однокурсница Марианна Прохорова вспоминала: «Когда Лида лежала в больнице, я пришла ее навестить. Ей только сделали операцию, поэтому в палату меня не пустили, но Лида сама спустилась вниз. В хорошем настроении, улыбалась. Я спросила: «Как дела?» — «Да все в порядке, пока отдыхаю, жду вторую операцию…» Рассказывают, что в больнице между докторами разгорелась настоящая конкурентная борьба, каждый хотел быть лечащим врачом Лидии Клемент!»
Редактор Ленинградского телевидения Александр Бродский (Бредов) вспоминает: «Вдруг узнаем, что у Лиды неоперабельный рак. Это повергло в шок всех, кто ее знал! Тогда мне пришло в голову сделать на телевидении ее творческий вечер — это могло бы морально поддержать певицу. Я написал сценарий, включив туда самые лучшие ее песни. Лида согласилась, но попросила репетицию и съемку программы провести в один день. Помню, мы с коллегой переглянулись, оба почему-то почувствовали, что это одно из ее последних выступлений... В назначенный день я приехал за ней к дому, где она по-прежнему жила в комнатке коммунальной квартиры. Ради Клемент на телевидении мне даже выделили служебный автобус, что по тем временам было редкостью. Лида попросила меня немного подождать, а сама вышла к соседке переодеться. Вернувшись, поставила перед маленькой дочерью тарелку с супом. В комнате была простенькая мебель, большой фанерный некрашеный шкаф. Почему-то я это навсегда запомнил… Автобус на студии мне выделили просто кошмарный: трясло на ухабах, казалось, этот видавший виды драндулет вот-вот рассыплется. Лида сидела со стиснутыми зубами — было заметно, как ей плохо. Если бы знал, в каком она состоянии, глупую идею с передачей я бы отмел. Репетицию, как договаривались, провели без света, Лиду изнуряла жара от софитов... Через час после репетиции был назначен эфир. И к этому времени певица преобразилась! В кадре она легко двигалась и была просто великолепна! Все, кто находились в студии, не могли глаз от нее оторвать. Домой я повез Лиду уже на другой, директорской, машине. Понимал, что второго путешествия в трясущемся автобусе она не выдержит. Через несколько месяцев Клемент не стало».
Менее чем за два года на сцене она записала более 40 песен. Последней ее съемкой стала запись на Ленинградском телевидении песни Андрея Петрова «Я шагаю по Москве», написанной к одноименному фильму. В этом клипе певица снова ничем не выдала ни своей болезни, ни своего душевного состояния, а было это за две недели до 16 июня 1964 года — дня ее ухода из жизни. Такой ее и запомнили зрители — молодой, лучезарной, загадочно-прекрасной…
Прощаться с Лидией в ленинградский Театр эстрады пришел практически весь город — из-за огромного скопления людей на Невском остановилось движение. В этот день на Всесоюзном радио песня «Карелия» звучала двенадцать раз...
Композитор Вадим Шеповалов так вспоминал о Лидии Клемент: «В ее работе никогда не было видно труда — это как пение птиц, это шло от сердца. Не требовалось долгих репетиций: у нее было безошибочное чутье, чистая интонация, отменный слух, музыкальность и какая-то удивительная природная культура — то, что не дается никаким специальным образованием». Может быть, поэтому даже спустя шестьдесят лет память об артистке живет. О Клемент до сих пор снимают фильмы — один из них выйдет на канале «Россия К», ей посвящают стихи и песни. Например, Алла Пугачева написала и посвятила ей песню на стихи Осипа Мандельштама. Большинству она известна как «Ленинград», но оригинальное название — «Монолог Лиды». Почитатели певицы создали сайт ее памяти, в рамках которого по крупицам собирают и систематизируют все, что могут о ней найти.
В 2014 году власти Санкт-Петербурга назвали безымянный сквер в районе Подольской улицы именем Лидии Клемент. Здесь когда-то певица гуляла со своей маленькой дочкой под таким привычным невским дождем. И мечтала — о сцене, о будущем...
Фильм «Лидия Клемент. Яркая комета» выйдет на телеканале «Россия К» 9 июля в 14:50.
Р. S. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала модераторов и создателей сайта lidia-klement.ru.
Статьи по теме:
Свежие комментарии