На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 397 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Непотребко никому не нужна .теперь и мужу.Нетребко обратила...
  • Леонид Ла Рошель
    На фига нам эти подробности?! Попытка Фили доказать, что он "не сильно голубой", а так "по необходимости"?Новая муза заявил...
  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Что это за чмощник родригес? Я знаю только Р. Родригеса и Мишель Родригес. А это чмыри.Жена Тимура Родри...

«Джентльмены удачи» удачи не принесли...

Знаменитую комедию снял забытый зрителями режиссер, покончивший с собой.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый Кадр из фильма

В этом году легендарная комедия «Джентльмены удачи» отмечает полувековой юбилей. В народной памяти осталось не так много советских представительниц этого жанра, снятых малоизвестными режиссерами. Гайдай, Рязанов, Данелия, Меньшов, Захаров, Климов – эти знаменитые кинематографисты и их комедийные творения у публики на слуху. Между тем, «Джентльменов удачи», сценаристом и худруком которых был Георгий Данелия, срежиссировал его товарищ и сокурсник Александр Серый – человек, которого среднестатистический отечественный зритель вряд ли знает по фамилии и помнит в лицо.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый Кадр из фильма

Отсидевший в молодые годы за драку и покончивший с собой во времена жуткого забвения, Серый был не самым типичным советским режиссером. Такой же нетривиальной, если приглядеться повнимательнее, получилась и его комедия. Начиная с нарочито несоветского слова, вынесенного в название, продолжая неудачным повешением одного из героев и заканчивая уголовными разборками, доходящими в сюжете до летального исхода. И если, скажем, у Шукшина в «Калине красной» убийство происходит за кадром, то у Серого Доцент сбрасывает подельника с крыши прямо на глазах у зрителя. Экшн в стиле «Головокружения» Хичкока, только здесь речь не про американский триллер.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый Кадр из фильма

Многократно показанный по телевидению, затертый до дыр и выученный наизусть несколькими поколениями зрителей, фильм Серого сегодня трудно анализировать вне категорий «массовое кино» и «народный хит». Тем не менее с ним не так все просто: тут вам и мотив двойничества, где Доцент – своего рода доппельгангер Трошкина, и прямое влияние на более поздние образцы жанра, и драматический бэкграунд героев, изредка проглядывающий сквозь комическую обертку.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый Кадр из фильма

Названная авторами «нелирической», комедия Серого местами трогательна до неприличного. Каждому из участников основного актерского квартета в сюжете дарована своя минута славы, точнее – минутка человеческого. Евгений Иванович во время «ограбления» собственной квартиры с грустью разглядывает фотографии любимых ребятишек из детского сада. Феде до слез обидно, что его пристыдили при встрече с детдомовским другом. Васе совестно за недостойные поступки и уход со стези добродетели. Гаврила Петрович тоскует по оставленной семье.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый Кадр из фильма

При просмотре «Джентльменов удачи» не поражаешься, а воспринимаешь как должное филигранные актерские работы и то, как органично совершенно разные артисты сочетаются в одном ансамбле. Это тоже заслуга Серого.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый Кадр из фильма

Евгений Леонов играет человека, который, в свою очередь, сам вынужден притворяться другой личностью. Обаятельный экранный тезка Леонова Евгений Иванович, живущий с пожилой матерью, как Юрий Деточкин, по сути, заочный союзник рязановского героя в борьбе с несправедливостью. Обычный советский гражданин, добровольно ввязывающийся в крайне опасную для себя авантюру во имя общественного блага и берущийся за неблагодарное дело перевоспитания уголовников: где, как не в комедии, убедить зрителя принять на веру столь крупную драматургическую условность?

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый Кадр из фильма

Георгию Вицину, который у Гайдая выступал в тройке с Никулиным и Моргуновым, не составило труда (по крайней мере, так кажется) перевоплотиться из жалкого писклявого труса в хриплого угрюмого вора и столь же гармонично вписаться в квартет к новым партнёрам. Что уж говорить про знаменитый диалог о памятнике, который ведут в такси будущие эмигранты Савелий Крамаров и Олег Видов. Бесконечно далекие друг от друга по актерскому типажу и темпераменту, они навсегда покинут Советский Союз в начале 1980-х, оба начнут новую жизнь на Западе и там же ее закончат уже после распада их родной страны.

«Джентльмены удачи», реж. Александр Серый Кадр из фильма

Наконец, «Джентльмены удачи» примечательны тем, что именно они на правах «уголовной» комедии сняли табу на использование воровского жаргона в советском кино. Во всяком случае, прежде так обильно и свободно герои большого экрана по фене не ботали. Более того, бытует мнение, что весёлая комедия про непутёвых уголовников, каждый из которых в глубине души человек неплохой, была обречена на успех в стране, где у каждого мог найтись отсидевший родственник, друг или сосед. Мол, в тоталитарном государстве художественное обращение к тюремно-лагерной теме было актуально, но представлялось возможным только в подобном жанре. Так это или нет, вопрос дискуссионный. Очевидно другое: в очередной раз встречая на кино- или телеэкранах «Джентльменов удачи», было бы нелишним вспомнить и поблагодарить Александра Серого за его яркую режиссерскую работу.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх