Вместе с Дедушкой Рубусом выясняем, как распознать таланты ребенка и выбрать занятие, исходя из его способностей и интересов.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок реализовал свой потенциал и занимался любимым делом. Неудивительно, что с младенчества мамы и папы пытаются разглядеть таланты у своего малыша и вовремя развить их.
Но на что обратить внимание и как выявить способности у своего ребенка, когда он еще совсем мал?Во-первых, не спешите. Творческие способности начинают проявляться у ребенка примерно с 3 лет. До этого возраста вряд ли вы сможете разглядеть таланты малыша. К тому же интересы в таком возрасте меняются чаще, чем погода за окном, так что простого наблюдения в этот период будет достаточно.
В возрасте 3-4 лет вы можете изучить поведение ребенка во время игр. Что он любит делать больше всего? Танцевать, петь, лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы и так далее. Запишитесь на разные кружки – сейчас почти во всех центрах развития и творческих студиях есть пробные уроки. И в то же время не зацикливайтесь на конкретном типе занятий. Если ребенок любит двигаться под музыку и собирать конструктор – это не значит, что ему обязательно понравятся танцы или моделирование. Но, возможно, он оценит занятия плаванием.
В возрасте 5-6 лет уже можно более осознанно подойти к выявлению способностей у ребенка. Попробуйте для начала определить его тип интеллекта по классификации американского психолога Говарда Гарднера. Это поможет выбрать секции и кружки, которые могут заинтересовать ребенка в долгосрочной перспективе и развить его таланты.
Гарднер выделил семь различных видов интеллекта, каждый из которых отражает разные аспекты человеческой способности к обучению.
Лингвистический интеллект (языковой): Это способность к использованию языка для выражения мыслей и эмоций, в том числе понимание значения слов, создание текстов и сценариев, а также навыки в чтении и письме. Люди с высоким уровнем лингвистического интеллекта часто становятся писателями, поэтами, ораторами и журналистами.
Логико-математический интеллект (логический): Этот тип интеллекта связан с умением анализировать проблемы, применять математические концепции и использовать логические рассуждения. Он часто проявляется у ученых, математиков и инженеров.
Пространственный интеллект: Способность воспринимать визуальные образы, манипулировать ими в сознании и создавать ментальные схемы. Люди с высоким пространственным интеллектом могут быть архитекторами, художниками, дизайнерами и картографами.
Телесно-кинестетический интеллект: Это способность использовать тело для выражения своих мыслей и эмоций. Люди с данным типом интеллекта часто становятся актерами, танцорами, находят себя в спорте и ремесленном труде.
Музыкальный интеллект: Способность воспринимать, создавать и воспроизводить музыку. Люди с высоким музыкальным интеллектом обладают хорошим слухом, могут распознавать ритм, мелодию и гармонию. Этот тип проявляется у композиторов, музыкантов и певцов.
Социальный интеллект (интерперсональный): Это умение понимать и взаимодействовать с другими людьми, распознавать их эмоции и желания. Люди с высоким социальным интеллектом часто становятся психологами, учителями, менеджерами и политиками.
Самопознательный интеллект (интраперсональный): Способность понимать свои собственные эмоции, цели и мотивы. Это включает в себя саморефлексию и осознание своих сильных и слабых сторон. Люди с высоким уровнем самопознательного интеллекта могут стать коучами, философами и писателями.
Тип интеллекта выявлен – что дальше?
Отберите несколько подходящих секций, сходите на пробные занятия или на Дни открытых дверей, которые регулярно проводятся во многих школах и студиях. Когда кружок выбран – наблюдайте за настроением ребенка после занятий. Главное, чтобы процесс его увлекал.
Поддерживайте ребенка. Если ему разонравилось то или иное занятие – обязательно примите это к сведению. Попытайтесь разузнать, из-за чего ребенок расхотел заниматься – возможно, дело в учителе или слишком высоких нагрузках. Тогда можно не забрасывать занятия, а просто сменить педагога и немного отрегулировать режим дня.
Не критикуйте и не высказывайте свои сомнения из-за выбора ребенка. И не вините его за угасший интерес к тому или иному занятию. Навязанное чувство вины может негативно повлиять на будущее ребенка. Он просто перестанет пробовать что-то новое, заранее переживая о вашем неодобрении.
«Твой кружок мне дорого обходится, поэтому ты должен усердно заниматься», «Я трачу на тебя столько времени и сил, а ты этого не ценишь» - фразы в этом духе пагубно влияют на развитие ребенка.
Статьи по теме:
Свежие комментарии