Пока российский прокат ограничен и лишен таких крупных американских хитов, как «Фантастические твари» или «Доктор Стрэндж», в кинотеатры просачиваются картины из других стран.
В конце апреля в прокат вышел индийский триллер, основанный на реальных событиях, — «Полоса 34».
Разбираемся, каким получился фильм и сможет ли индийское кино завоевать российского зрителя.О чем?
В основу фильма легли события 18 августа 2015 года. Рейс 9W 555 авиакомпании Jet Airways чудом не разбился при посадке из-за ужасных погодных условий и нулевой видимости.
Капитан Викрант Кханна (Аджай Девган) — выдающийся пилот. О нем ходят чуть ли не легенды. Он обладает редким даром — фотографической памятью. Чтобы запомнить кучу важнейших данных, ему требуется всего несколько секунд. Викрант — красивый, успешный и самоуверенный мужчина. Очередной его полет ничем не отличался бы от предыдущих, если бы не резкая смена погоды. Не сумев посадить самолет в одном аэропорту, Викрант направил летающую махину в другой, но погода там оказалась еще хуже. Топливо на исходе, видимость нулевая, в салоне истерика. Капитан вынужден рискнуть и посадить самолет вслепую.
Аджай Девган и Аджай Девган
Хронометраж фильма аж 2 часа 25 минут, что для современного кинематографа очень рискованно — зритель может не досидеть до конца. И если бы эти два с лишним часа были наполнены интригой и острым саспенсом, то тогда понятно. Но нет. «Полоса 34» делится на две практически равные и одинаково монотонные части — роковой полет и судебное разбирательство после. И в обеих частях все внимание концентрируется на исполнителе главной роли Аджае Девгане (он же режиссер, он же продюсер картины). Он затмевает собой даже сюжет.
Фильм вдохновлен реальными событиями, но вся ценность реальной основы утрачена из-за смещения фокуса на личность одного только капитана Викранта. Полет, пассажиры, подковерные интриги владельцев корпораций — все это блекнет на фоне Девгана. При этом не сказать, что его игра настолько хороша, чтобы перетянуть внимание заслуженно, нет. Это просто бенефис одного актера, которого иногда прерывают другие. Это история не про рейс 9W 555, а только лишь про лихого пилота с твердым характером и томным взглядом.
Кроме Девгана на экране появляется еще одна крупная звезда индийского кино — Амитабх Баччан. Он становится главным обвинителем по делу капитана Кханна. Противостояние героев Девгана и Баччана выглядит нарочито преувеличенным, театральным. Каждое слово — с апломбом, каждый взгляд — молния! Надо отдать должное Баччану. В свои 79 он не просто прекрасно и свежо выглядит, и с легкостью переигрывает коллегу Аджая. Но сколько ни метай молний, все равно получается слишком искусственно.
И все же лучше Голливуд
Ощущение гротеска и вычурности не покидает от начала и до конца фильма. Все два с лишним часа щедро нашпигованы уже устаревшими, скучными приемами Голливуда чуть ли не двадцатилетней давности. Главный герой-красавец, Альфа-мэн (прямо так и поется в начальной песне) постоянно носит очки-авиаторы (пилот же), и в них постоянно отражаются огни то проезжающих машин, то лампочки бортового компьютера. Такой прием, может быть, и выглядит эффектно (хотя тоже спорно), но тратить на него львиную часть экранного времени — несерьезно.
Вообще образ капитана вышел просто пафосным и поэтому скучным. Он опытный пилот, счастливый семьянин, озорной кутила и дерзкий парень, может заполучить любую девушку за пару минут и внушить доверие старушке. Прямо супермен. Но бесконечные крупные планы и брутальное хмурое выражение лица — таких героев а-ля Джейсон Стейтем мы уже видели в 2000-х и, честно говоря, лучше бы там они и оставались.
Еще один махровый архаизм — крылатые крутые фразочки героев. Конечно, у главного героя не может не быть такой фразы. И у капитана Кханна это «Я еще не прикурил» в ответ на замечания о том, что курить тут или там нельзя. У его главного противника-обвинителя тоже такая имеется: «Когда вы совершаете ошибку, у вас есть только три пути — признать ошибку, научиться на ней и никогда не повторять». Эту несвежую истину обвинитель повторяет слишком часто и слишком строго, так что она теряет свой накал и мудрость.
Индийский кинематограф — настоящий конвейер. Никто не производит в год столько фильмов, сколько Индия. Но в погоне за количеством серьезно страдает качество. И если бы «Полоса 34» вышла, например, в 2002 году, а не в 2022, претензий было бы существенно меньше. Но актуальные тренды и новые приемы приходят в индийское кино с серьезным опозданием. Поэтому современный российский зритель, избалованный размахом Marvel и качеством проектов Netflix, заскучает. По крайней мере, «Полоса 34» точно не сможет стать лидером проката.
Статьи по теме:
Свежие комментарии