Пианист — о своих впечатлениях от детского фестиваля-конкурса, прошедшего в казахстанском городе Нур-Султане.
Денис, ваши впечатления от конкурса Astana Piano Passion 2019 года?
Этот конкурс не имеет аналогов в мире не только потому, что проводится на столь высоком уровне, в таком прекрасном зале, как театр «Астана Опера», и с такими большими денежными премиями: призовой фонд составляет 60 тысяч долларов плюс спецпризы.
У нас нет проигравших, все дети получают специальные гранты.Это не просто смотр талантливых детей из разных стран, но и реальный шанс для них начать свой большой путь в большой музыке. Члены жюри, каждый из которых — известный пианист и выдающийся педагог (среди них такие мэтры фортепианного искусства, как Борис Петрушанский, Максим Могилевский, Ли Минцян, директор музыкального фестиваля Вербье в Швейцарии Мартин Энгстрем), не только судят и оценивают, распределяя места и премии, но и дают бесплатные мастер-классы, вручают собственные гранты, приглашают мальчиков и девочек, интерпретация произведений великих композиторов которых им понравилась, выступить с концертами в России, Китае, Казахстане и других странах.
Профессор Ли Минцян пригласил троих пианистов, в том числе обладателя Гран-при россиянина Петра Акулова, выступить в Гонконге. Мартин Энгстрем пригласил на свой фестиваль Вербье двух пианистов, в том числе россиянку Дарью Подорожную, лауреата 3-й премии. А ваш покорный слуга пригласил семь призеров и лауреатов конкурса выступить на моем международном музыкальном фестивале «Звезды на Байкале», который проходит в Иркутске.
Сейчас наметилась, на мой взгляд, не самая хорошая тенденция — у детских конкурсов появился такой неприятный привкус скандальности. На нашем конкурсе такого, к счастью, нет. Потому что это — не фабрика, не индустрия юных талантов, но каждый ребенок, приезжающий на финал конкурса в столицу Казахстана, уникален и обязан быть на сцене, потому что рожден для нее.
Слово «конкурс» присутствует в названии нашего музыкального фестиваля, но все, кто сюда приезжает — уже победители, и у них есть огромный шанс стать серьезными музыкантами. Все эти дети — исполнители высочайшего класса. Они рождены для сцены, но выход в финал конкурса — самое начало их карьеры, их большого творческого пути, и я уверен, что каждый из этих ребят запомнит, что начался он здесь, в Нур-Султане, на фестивале-конкурсе Astana Piano Passion.
Я счастлив, что из года в год в Казахстане делаются такие удивительные открытия звездочек фортепианного искусства со всего мира.
А если подвести итоги первых пяти конкурсов?
За пять лет работы у нас есть потрясающие результаты: дети, которые побеждали здесь, в Казахстане, уже выросли и делают большую карьеру, побеждают на других конкурсах. В этом году на XVI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского выступят пять наших лауреатов, в том числе казахский молодой пианист.
Все они прошли через сито отборов и вошли в число 25-ти лучших пианистов мира из 265-ти стран, которые выступят в июне в Москве, на самом престижном в мире музыкальном конкурсе, которого так ждут — без преувеличения! — все музыканты и ценители классической музыки, ведь проводится он один раз в четыре года. Можете представить, какой был жесткий отбор?! Но наши лауреаты его прошли, и это лишь подтверждает высокий класс Astana Piano Passion.
Среди пианистов, педагогов есть мнение (и вы говорили об этом не раз в своих интервью), что родились несколько поколений совершенно уникальных детей, которые сегодня покоряют сердца публики – российской и мировой. Чем дети-виртуозы XXI века, миллениалы, отличаются от виртуозов, которые рождались раньше?
Могу точно сказать, что они отличаются от нашего поколения музыкантов своим темпоритмом, потому что они живут в более сумасшедшее время. Сегодня — век цифровых технологий и безумного темпа жизни, работы, но они все успевают. Помимо своей основной профессии — музыки, дети занимаются всем тем, что их облагораживает, подпитывает культурно и морально: ходят в театр-кино, читают книги, занимаются спортом, осваивают компьютерные технологии, владеют несколькими языками.
Но самая главная их уникальность — это умение настроиться и выйти на сцену. Представляете, как надо собраться, чтобы выйти на большую сцену и сыграть в прямом эфире с оркестром, как это было время конкурса Astana Piano Passion?! Тебя же видят все, когда ты играешь, ты весь на виду и ничего не скрыть — ни движения, ни эмоции, ни волнение, ни напряжение, ничего...
С нами сотрудничает профессиональная команда Московской филармонии, которая вела все онлайн-трансляции конкурса из Нур-Султана, операторы и режиссеры делают практически мини-спектакль из каждого выступления юных пианистов с оркестром, причем даются такие ракурсы, которые передают эмоции детей. И видно, что они умеют точно настроиться, скрыть все нервы и выдать свою лучшую игру.
От этих ребят я получаю колоссальный заряд энергии, даже не играя, заряжаюсь от них. Когда слышу талантливую игру, у меня все горит, и я бегу заниматься к инструменту. Я у них тоже учусь — их непосредственной, не по годам свежей интерпретации классических произведений. Понятно, что педагоги их учат, но тому, о чем говорю я, не научить.
Это называется дар божий, у каждого из наших финалистов он есть, и этот свет появляется, когда они выходят на сцену и начинают прикасаться к клавишам. А чем они не отличаются от нас — так это тем, что они — нормальные дети, какими были и мы когда-то.
С точки зрения исполнительского мастерства чем они отличаются?
Не могу сравнивать несколько поколений, потому что в каждом были и есть выдающиеся исполнители. Про технику игры мы уже не говорим, потому что этим никого не удивишь сегодня, как, например, и в фигурном катании. Но в нашей профессии техника — это лишь одно из средств достижения конечного образа произведения, все они — абсолютно разные и к каждому нужен свой подход.
Когда эти дети, наши искорки, как мы их называем, выступают, если не смотреть на сцену или закрыть глаза, у меня полное ощущение, что играет какой-то зрелый, уже сложившийся музыкант со своей интерпретацией, со своим подходом, несмотря на, порой, крошечный возраст.
Что необходимо для развития молодому музыканту? Сильный педагог, ежедневные многочасовые занятия, удача?...
Самое главное — это триумвират, в который входят само чадо, родители и педагоги. Если все три пункта работают, значит, у ребенка есть шанс развиваться дальше. Я всегда говорю детям, приезжающим на финал нашего конкурса: «У вас сегодня триумф, но завтра все — с чистого листа, и так будет каждый день». Такова жизнь музыканта.
У меня то же самое: в какой бы столице мира я сегодня ни играл, завтра я играю уже в другой, и надо играть и забыть о том, что было, настроиться на настоящий момент, в котором ты живешь и дышишь. Публика приходит в залы на тебя и надо делать так, чтобы у зрителей не было разочарования, надо постоянно подтверждать своим мастерством виртуальный роман с публикой, она — самый главный критик в жизни музыканта.
Благодаря этому каждодневному экзамену на профессионализм, мы имеем счастье находиться на сцене. Искренне желаю, чтобы каждый талантливый юный пианист находился как можно дольше на самом святом, самом сказочном и магическом в хорошем смысле слова месте — на сцене.
Статьи по теме:
Свежие комментарии