Юные звезды из культовых отечественных лент, которые в дальнейшем не связали свою судьбу с кинематографом.
Многим детям, прославившимся благодаря ролям в советских кинохитах, прочили успешную кинокарьеру в будущем. Однако далеко не все юные дарования продолжили сниматься в кино. 7Дней.ru вспомнил, кто из талантливых детей-артистов по разным причинам так и не связал свою судьбу с кинематографом.
Татьяна Проценко и Роман Столкарц — Мальвина и Пьеро из сказки «Приключения Буратино» (1975)
Когда в 1975 году состоялась премьера двухсерийной сказки «Приключения Буратино», вся страна заговорила о Диме Иосифове (Буратино), Тане Проценко (Мальвина) и Романе Столкарце (Пьеро).
Судьба звезд полюбившейся миллионам картины сложилась по-разному: Иосифов остался в кинематографе, снимался в кино сам, а потом и снимал фильмы как режиссер. А вот Таня Проценко и Роман Столкарц так больше нигде и не сыграли. «Девочка с голубыми волосами» и влюбленный в нее грустный Пьеро так и остались их единственными киноролями.
Вскоре после выхода знаменитого фильма Тане предложили главную роль в новой ленте «Про Красную Шапочку». Однако накануне съемок девочка неудачно упала с велосипеда и получила черепно-мозговую травму. Врачи диагностировали у нее сотрясение мозга и запретили эмоциональные нагрузки. Родители Тани прислушались к совету докторов и сказали: «Никакого кино». В итоге Красную Шапочку сыграла Яна Поплавская, а Проценко отказалась и от всех дальнейших предложений сниматься.
«Врачи запретили перенапрягаться и вообще оказываться в центре стрессовых ситуаций. А съемки — это всегда стресс. Поэтому в тот период родители отметали все предложения, здоровье дочери им, слава Богу, было дороже ее славы. Но когда Быков предложил мне роль в «Чучеле», все уже было в норме. Отказ был сознательным решением. Жалею ли я? Нет!» — рассказывала Проценко.
Впоследствии Татьяна окончила киноведческое отделение ВГИКа, дважды выходила замуж. Вторым стал актер Алексей Войтюк, в молодости сыгравший Ивана-подкидыша в сказке «После дождичка в четверг». Татьяна родила двоих детей — дочь Аню (1999, от первого брака) и сына Володю (2004, от Войтюка).
В 2018 году у Проценко был диагностирован рак и проведена операция, после которой она вернулась к обычной жизни. К несчастью, вскоре болезнь снова начала прогрессировать. 19 мая 2021 года Татьяны ушла из жизни в возрасте 54 лет.
О своей несложившейся актерской карьере Татьяна говорила: «Я не комплексую. Иногда достаточно сыграть всего одну роль, чтобы о тебе помнили всю жизнь».
Для Романа Столкарца роль Пьеро, сыгранная им в пятилетнем возрасте, также стала единственной. В конце 80-х его семья эмигрировала в Израиль. Там Роман получил медицинское образование и стал работать педиатром в частной клинике. В кино больше не снимался. В счастливом браке у него родились четверо детей.
Кстати, после этого фильма перестали сниматься и исполнители ролей Артемона и Арлекина — Томас Аугустинас и Григорий Светлорусов. Семья Аугустинаса в 1985-м эмигрировала в Канаду, где он вырос, получил образование и в настоящее время занимается бизнесом. Светлоусов занимался бизнесом в Белоруссии и сейчас, по слухам, скрывается от белорусского правосудия в США.
Игорь Клименков — мальчик-паж из фильма «Золушка» (1947)
На роль мальчика-пажа в легендарный фильм 1947 года «Золушка» 13-летний Игорь Клименков был отобран более чем из 25 тысяч мальчишек. Съемки уже были практически на грани срыва: никто из колоссального количества претендентов категорически не устраивал режиссера сказки Надежду Кошеверову. «Спасение» произошло случайно: помощник режиссера нашел Игоря в библиотеке ленинградского Дворца пионеров.
Однако сниматься Игорь отказался, и, чтобы получить согласие мальчика на съемки, Кошеверовой пришлось на коленях умолять его отца повлиять на сына. После премьеры на молодого артиста, произносящего в ленте знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь», обрушилась всесоюзная слава. Талантливому мальчику прочили успешную карьеру и множество ролей в будущем, а Фаина Раневская взяла одаренного юношу под свою опеку.
Однако, сыграв спустя два года в ленте Николая Лебедева «Счастливого плавания», всенародный любимец провалил пробы в новый фильм и в 15 лет неожиданно завершил кинокарьеру. Лишь спустя много лет Игорь Клименков рассказал о причине своего решения.
«Прихожу на киностудию, в комнате сидят четверо мальчишек и одна девушка. Мне она так понравилась… по фильму я должен был быть ее партнером. Мне тогда было 15, девушка на пять лет старше. Она училась на втором курсе театрального института, за ней ухаживали более старшие ребята, а я был в нее тайно влюблен. Это была совсем тогда еще молоденькая Надежда Румянцева. Пробы я провалил с треском, сниматься не хотел. На мою роль взяли другого. На этом с кино было покончено», — говорил актер.
После школы он поступил в театральный вуз, затем в педагогической, но так нигде и не доучился. А вскоре нашел «свою колею» — увлекся гитарой. Научился играть, а затем сам стал изготавливать гитары. Потом открыл секцию в Доме художественной самодеятельности и начал преподавать игру на гитаре. В музыкальной среде он встретил свою любовь — ученицу Ирину Зыкову. На момент знакомства ей было всего 12 лет, а в 18 она стала законной женой Клименкова.
В 1985-м Клименков перебрался в Крым и поселился в селе Новенькое Бахчисарайского района. Там вместе с супругой открыл кукольный театр «Светлячок», с коллективом которого много и успешно гастролировал по Крыму. Игорь сам делал кукол, преподавал игру на гитаре и руководил своим театром до последних лет жизни. 12 марта 2006 года его не стало.
Сергей Шевкуненко — Миша Поляков из фильмов «Кортик» и «Бронзовая птица»
Сергей Шевкуненко прославился в роли Миши Полякова в культовых советских кинолентах «Кортик» (1973) и «Бронзовая птица» (1974), снятых по произведениям писателя Анатолия Рыбакова.
На момент съемок первой картины 13-летний Сергей, выходец из обеспеченной семьи, связанной с кинематографом (его отец был директором второго творческого объединения киностудии «Мосфильм», а мать работала ассистентом режиссера на той же киностудии — Прим. ред.), уже имел проблемы с законом и состоял на учете в детской комнате милиции.
В кино Сергей попал благодаря матери, которая привела сына, постоянного попадающего в конфликты, драки и милицию, на кастинг фильма режиссера Николая Калинина «Кортик». Там его увидел друг отца Анатолий Рыбаков, и сразу утвердил Шевкуненко на главную роль. После выхода приключенческих фильмов юный артист стал новой звездой СССР.
В 1975-м Шевкуненко сыграл роль Мити в драме «Пропавшая экспедиция», но из-за скандала был отчислен со съемок продолжения этой картины, бросил учебу в школе и после очередной драки был направлен в специальное ПТУ. Спустя год Сергей жестоко избил прохожего и впервые попал в тюрьму — на год. После этого жизнь и карьера парня резко пошли под откос.
Вскоре после выхода на свободу он снова отправился за решетку. На этот раз за кражу выпивки и закуски из буфета студии «Мосфильм», куда он устроился на работу осветителем благодаря протекции матери. После очередного срока Шевкуненко стал инвалидом 2-й группы: в местах лишения свободы он заработал открытую форму туберкулеза. В общей сложности Сергей имел пять судимостей (за драки, кражи, хранение оружия и наркотиков) и провел в исправительных заведениях 14,5 лет.
В 1994-м преступный путь Шевкуненко вышел на новый уровень. Освободившись в очередной раз, Сергей, уже известный в криминальных кругах под прозвищем «Артист», создал организованную преступную группировку, которая очень быстро вошла в криминальную элиту Москвы. Его банда «крышевала» магазины и элитный спортклуб на Мосфильмовской, проводила махинации с жильем.
Однако продолжалось это недолго: спустя год главаря «Мосфильмовской» ОПГ «заказали». 11 февраля 1995 года Сергей Шевкуненко и его 76-летняя мать Полина Шевкуненко были убиты киллером в своей квартире на улице Пудовкина. Это преступление так и не раскрыли — ни исполнитель, ни заказчик найдены не были.
Алексей Фомкин, Марианна Ионесян (Грей) и Алексей Муравьев — Коля Наумов, Юля Грибкова и Боря Мессерер из телефильма «Гостья из будущего» (1984)
В отличие от актрисы Наташи Гусевой (Алиса Селезнева), впоследствии оставшейся в кинематографе, практически все остальные дети, прославившиеся в телефильме «Гостья из будущего», в дальнейшем не стали продолжать актерскую карьеру.
Полюбившийся зрителям Алексей Фомкин (Коля Наумов), параллельно с «Гостьей...» занятый в «Ералаше», из-за постоянных съемок имел серьезные проблемы с учебой. После фильма «Гостья из будущего» артист снялся в картинах «Повод» (1986) «На своей земле» (1987). А после школы, которую окончил без аттестата (со справкой «прослушал»), талантливый парень ушел в армию. Военная служба поставила крест на его кинокарьере — сниматься дальше у него уже не было возможности.
После демобилизации Алексей поступил на работу в МХАТ им. Горького, но продержался там лишь три месяца, после чего был уволен за систематические прогулы. Чтобы заработать, Фомкин устроился на стройку, но уволился и оттуда, а вскоре уехал из столицы во Владимирскую область, где в ночь с 23 февраля на 24 февраля 1996 года трагически погиб в возрасте 26 лет, задохнувшись дымом в загоревшейся квартире.
Для Марианны Ионесян, исполнившей в 12-летнем возрасте роль девочки с косичками Юли Грибковой, эта киноработа так и осталась единственной. После окончания факультета философии МГУ девушка эмигрировала в США, где сменила фамилию на Грей. В настоящее время Марианна живет в Америке и занимается организацией выступлений классических музыкантов.
Не сложилась дальнейшая кинокарьера и у исполнителя роли ученика 6-го класса «В» Бори Мессерера — Алексея Муравьева, сына известного советского переводчика Владимира Муравьева. Как и у Ионесян, эта роль также стала у него единственной. Алексей увлекся историей, окончил филологический факультет МГУ, затем увлекся историей христианского Востока, работал во Франции, Англии и Германии. Сейчас он историк-востоковед и публицист.
После этого фильма прекратил сниматься и Илья Наумов, сыгравший в «Гостье...» Фиму Королева. В настоящее время он работает в строительной сфере.
Ольга и Татьяна Юкины — Оля и Яло из сказки «Королевство кривых зеркал» (1963)
Сестры-близнецы Ольга и Татьяна Юкины прославились в популярной советской сказке «Королевство кривых зеркал», признанной лучшим детским фильмом 1963 года. Девочек обожала вся страна, критики хвалили талантливых сестер, а после премьеры Оля и Таня с мамой были приглашены на прием в Кремль, где им вручили памятные подарки.
Однако, несмотря на огромный актерский потенциал и популярность, актрисами сестры так и не стали. Спустя два года после выхода киноленты Юкины сыграли в эпизоде картины «Морозко», но с тех пор не появлялись на съемочной площадке. По словам одноклассницы девочек, их мать не считала актерство серьезной профессией и была категорически против продолжения съемок дочерей в кино.
После школы сестры поступили в машиностроительный техникум, затем вышли замуж. У Ольги родился сын Максим, у Татьяны — дочь Юля. Через несколько лет сестры устроились на работу в гостиницу «Интурист» — отправляли и принимали группы туристов. Однако после развала СССР в «Интурист» пришли новые хозяева и сестер уволили.
Некоторое время Ольга и Татьяна перебивались случайными заработками, пока в 1995-м не устроились на работу дежурными в московский военкомат, где и проработали до конца своих дней. Ольга ушла из жизни 29 января 2005 года в результате сердечного приступа, а Татьяна скончалась 31 марта 2011-го от болезни сердца.
Ян Пузыревский — Кай из фильма «Тайна Снежной королевы» (1986)
Известность пришла к Яну Пузыревскому в 16 лет, когда он блестяще сыграл Кая в семейной сказке режиссера Николая Александровича «Тайна Снежной королевы», вышедшей на экраны в 1986 году. Своенравный мальчик с «льдинкой в сердце» полюбился зрителями, а талантливый юноша вошел в число самых перспективных молодых актеров Советского Союза.
В кино Ян попал благодаря маме, которая обожала искусство, работала продавщицей билетов в театры и филармонию. В 10 лет мальчик попал в театральную студию режиссера Вячеслава Спесивцева, а в 12 — сыграл Принца в сказке «Осенний подарок фей», вышедшей на экраны в 1984-м.
Однако в 90-е годы все резко изменилось. Для артистов наступили нелучшие времена, многие ушли из профессии, спивались, кончали жизнь самоубийством... У Яна, сыгравшего после Кая еще три роли, начались семейные и профессиональные проблемы, он несколько раз пытался свести счеты с жизнью...
«Причин для депрессии к тому времени у брата скопилось несколько — и семейных, и профессиональных, — рассказала журналу «Коллекция. Караван историй» сестра актера Ольга Шелковникова. — Ян привык, что ему с юных лет все дается легко — кино, учеба, театр... Его узнавали на улицах, им восхищались. И вдруг его перестали приглашать на пробы. Зарплату на «Таганке» платили нищенскую». Свою последнюю кинороль Ян сыграл в 20 лет — в детективе «Адвокат».
Предложений сниматься больше не было, и его накрыл творческий кризис. Пузыревский уволился из театра, устроился работать барменом в «Палас-отеле», но продержался там недолго. Вернулся на «Таганку», но актерской вакансии в штате не оказалось, и Пузыревского оформили на должность режиссера. В его подчинении оказались мэтры, которые не собирались слушать нравоучения юноши. Начались серьезные конфликты.
3 апреля 1996 года Ян Пузыревский принял роковое решение: выпрыгнул с 12 этажа вместе с полуторагодовалым сыном Иштваном на глазах у своей матери и жены Людмилы.
«Внизу собирались люди, выбежала во двор и Люда, которой Ян позвонил по телефону... Жуткий спектакль разыгрывался только ради нее, — вспоминает сестра актера. — Когда Ян сделал роковой шаг, может быть, именно ее материнскими молитвами маленький сын зацепился за ветку березы на уровне пятого этажа — она задержала падение. У малыша была закрытая черепно-мозговая травма, сломаны рука и нога, но главное — он выжил. А вот молитвы нашей мамы не помогли. Ян скончался практически сразу — в машине скорой помощи. Ему было всего двадцать пять... »
Василий Васильев — Яшка-цыган из трилогии «Неуловимые мстители» (1966, 1968 и 1971)
Звездная кинороль Яшки-цыгана в трилогии режиссера Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» так и осталась единственной в карьере Василия Васильева. Только за первый год культовую картину посмотрело почти 55 миллионов зрителей, а все исполнители главных ролей, включая 16-летнего Васильева, стали суперзвездами СССР. Однако бешеная популярность очень быстро угасла.
За те пять лет, что шли съемки трех частей «Неуловимых», Васильев окончил драматическую студию, где его преподавателями были мэтры Николай Крючков, Борис Андреев и Лев Свердлин. А после окончания съемок молодого актера позвали работать в «Ромэн». Однако служба в театре не задалась.
«Зарплату назначили — самый мизер, копейки просто. А мне нужно родителям помогать, — рассказал Васильев в интервью журналу «Коллекция. Караван историй». —Да и в театре не особенно нравилось: главных ролей как молодому артисту не доставалось, выходил в эпизодах и массовке. А хотелось творческой свободы. И я ушел — поступило предложение работать в Ленконцерте. Отслужил там три десятка лет. Я — и автор, и композитор, и исполнитель. Каждая песня — как отдельный спектакль или даже целое кино. Настоящее творчество. Да и с заработками нас не обижали».
Несмотря на огромный успех «Неуловимых», актерская карьера у Васильева так же не сложилась. В кино он больше не снимался. «Не поступало предложений, за которые не стало бы стыдно перед зрителями и матерью с отцом», — объяснил причину Василий Федорович.
Статьи по теме:
Свежие комментарии