На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 312 подписчиков

Свежие комментарии

Мария Лемешева: «На множество вопросов современности дети и подростки могут найти ответы в кино»

Главный редактор журнала «КиноРепортер» ответила на вопросы о роли кино в жизни детей.

Иван Куринной

Информационное общество и новейшие принципы коммуникации стали серьезным вызовом для человеческой психики, которая тысячелетиями формировалась в абсолютно иных условиях. В особо сложной ситуации оказались подростки и дети: с одной стороны, они практически с пеленок приобщаются к виртуальному миру, поэтому воспринимают его как данность, с другой — выстраивать взаимоотношения с реальностью им гораздо труднее, чем взрослым.

Формирование морально-этического кодекса и самоидентификации у современных детей — очень непростая задача. И помочь в этом может искусство — особенно такое массовое и востребованное, как кино. Какие фильмы позволяют ребенку сформировать правильную картину мира? Как кино влияет на детскую психику? И можно ли говорить с подростками о самом важном в развлекательном контексте? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту Марии Лемешевой.

— 1 июня — Международный день защиты детей. Способно ли кино оградить юных зрителей от негативного информационного потока, в котором мы сегодня живем?

— Помните очаровательный стишок Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»? Так вот, кинематограф — это тоже своего рода взрослый и мудрый наставник, который доходчиво и в ненавязчивой манере учит «кроху» отличать черное от белого. Кино дает малышу базовые этические и моральные установки, показывая, что случится с персонажем, если тот «заплывет за буйки».

— Но эти задачи выполняют и другие виды искусства…

Иван Куринной

— Безусловно, но в силу своей специфики и доступности кинематограф оказывается самым действенным инструментом. Ведь как устроено детское восприятие? Малыш не просто видит на экране какие-то увлекательные картинки.

Если история ребенку понятна и интересна, он полностью с ней сливается, отождествляет себя с героем и вместе с ним проживает все приключения. Возьмем, например, киносказку Александра Войтинского «По щучьему велению». Ее центральный персонаж — Емеля — вначале предлагает заманчивую модель поведения: можно кататься на печи, загадывать желания и ничего не делать. Юный зритель невольно примеряет такую модель поведения на себя — и тут выясняется, что она приводит героя к краху. Счастливым же Емеля становится, только позаботившись о близких — и дети, уловив положительные эмоции героя, урок усваивают. Так формируется внутренний морально-этический компас, который поможет ребенку в дальнейшем принимать правильные решения в подобных ситуациях.

— То есть фильмы могут нести вполне конкретные целевые установки?

— Да. Если говорить о кино для семейного просмотра, то оно почти всегда учит правильным взаимоотношениям внутри семьи. Это бесценно, особенно если по каким-то причинам положительного примера у ребенка перед глазами нет: допустим, его родители часто ссорятся. И вот ребенок смотрит, например, «Ждуна» Дмитрия Суворова: современную сказку о не очень благополучной семье, которая объединилась, только когда у всех появилось общее дело — помочь инопланетянину, застрявшему на нашей планете. И пусть инструкцией такой сюжет вряд ли можно назвать, но общий посыл понятен даже дошкольнику.

— С жанром сказки всё ясно. Но есть и другие форматы кино для детей…

— Очень важно показывать детям и подросткам спортивные фильмы — такие, как «Движение вверх» Антона Мегердичева про баскетбол, «Белый снег» Николая Хомерики о талантливой лыжнице, «На острие» Эдуарда Бордукова о соперничестве фехтовальщиц. Все эти истории, как настоящие, так и выдуманные, учат не сдаваться, бороться, достигать своей цели, что важно не только в спорте.

— А фильмы про животных?

— Они формируют эмпатию к братьям нашим меньшим. «Пальма» Александра Домогарова-младшего и «Пальма 2» Владимира Кондаурова, «Каруза» Ивана Харатьяна, документальный «Огненный лис» Дмитрия Шпиленка и «Мой дикий друг» Анны Курбатовой — все эти ленты не просто учат нас любить милых пушистиков, но и прокачивают наши эмоциональные «мышцы», делая нас добрее и внимательнее друг к другу. Хорошие семейные фильмы помогают маленькому человеку освоить наш культурный код. Верну вас к киносказкам: большая их часть снимается на основе российского фольклора, который в зашифрованном виде передает знания и чувства наших предков.

Иван Куринной

— Герои должны быть узнаваемыми?

— Делать главным героем условную Бабу-ягу вовсе не обязательно. Вообще, очень важны также проекты, открывающие для аудитории малоизвестные страницы фольклора. Например, в конкурсной программе «Русские премьеры» 47-го ММКФ было показано невероятно обаятельное роуд-муви Ивана Соснина «Легенды наших предков». В нем подзабытые персонажи уральской мифологии (удмуртской, коми и манси) пытаются наладить контакт с современным миром через журналиста екатеринбургской газеты. С помощью этих странных потусторонних существ маленький зритель погружается в неизвестный ему пласт фольклора и начинает осознавать, что российская культура гораздо богаче и многограннее, чем ему казалось.

— Это знание поможет подростку оторваться от смартфона?

— Уверена, что да. Тем более что сейчас у нас выходит довольно много проектов, которые учат школьников находить баланс между мирами — реальным и виртуальным. Один из них — сериал «Хэдшот» Владимира Битокова. В нем замкнутый и не слишком удачливый парень заводит виртуальную дружбу с собственным аватаром — и с его помощью начинает бороться с комплексами. А вот сериалы «Мамонты» (режиссеры Михаил Чистов, Иван Соснин) и «Киберпапа» (Эдуард Бордуков, Владимир Болгов) наглядно демонстрируют, что «пропасть» между поколениями вполне преодолима. В первом проекте герой Юрия Стоянова находит общий язык со своей «продвинутой» внучкой, идя по следу киберпреступников. А в «Киберпапе» оставшийся без работы сварщик под руководством своего приемного сына становится удачливым геймером. Так что на множество сложных вопросов современности подростки могут найти ответы в кино.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник
наверх