На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 395 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Иванова (Кубасова)
    Бузова развлекается. Вся её деятельность приносит лично ей огромное удовольствие. Оля дерзай! А Гагарина ишачит на оз...Гагарину грубо по...
  • Evgenija Palette
    Конечно развалится. Содержать такую женщину он просто не в состоянии... И это - главное ( кто бы что ни говорил)...Никиту Преснякова...
  • Сергей Роднов
    Они пришли петь ртом из конкурса, где сидели в жюри такие же безголосые идиоты в виде Буйнова, Алсу с папиными деньга...«Дурочка»: Гагари...

Ударная сцена: важный элемент сценария, о котором мало говорят кинематографисты и еще реже задумываются зрители

Теоретическое размышление о живой практике кино.

«Афера по-американски», реж. Дэвид О. Расселл Кадр из фильма

Когда мы смотрим увлекательное кино, снятое по талантливо написанному сценарию, редко задаемся вопросом о том, как это сделано. И действительно: если вы не готовите сами, то вряд ли будете настойчиво интересоваться у повара, по какому рецепту он создал понравившееся вам блюдо.

Между тем, многие произведения искусства – за исключением, пожалуй, самых новаторских и революционных – помимо вдохновения авторов и субъективных пристрастий публики опираются на вполне прозаические приемы и правила, на то, что с успехом апробировано в прошлом и эффективно применяется в настоящем, на то, что в профессиональной среде называется ремеслом, то есть – пресловутым делом техники. Ниже на примере пяти разных фильмов мы поговорим о таком важном понятии кинодраматургии, как ударная сцена.

«Афера по-американски», реж. Дэвид О. Расселл Кадр из фильма

Речь о неофициальном термине. Он не используется в популярных учебниках по сценарному мастерству и почти всегда игнорируется в артхаусных лентах, но регулярно встречается на экране в жанровом коммерческом кино и арт-мейнстриме. Автор культовой «Иглы» (1988) с Виктором Цоем Рашид Нугманов в своих теоретических статьях использует это понятие в первозданном виде, а Александр Митта, подразумевая то же самое, обращается к определению «точка без возврата».

«Старикам тут не место», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн Кадр из фильма

Будучи самой мощной и впечатляющей неожиданностью завязочной части картины, ударная сцена представляет собой событие, недвусмысленно дающее понять, что впредь жизнь героя изменится навсегда. Как правило, после ударной сцены становится ясно, что предыдущее сюжетное решение протагониста или его союзников было ошибочным, а сам он попадает в ситуацию, по сравнению с которой его прежние проблемы оказываются сущими пустяками. Другая драматургическая функция этого элемента – срыв маски с антагониста, демонстрирующего в данной точке сценария свое истинное лицо. Ударная сцена что-то вроде Рубикона, который персонажи далеко не всегда переходят осознанно: она оставляет продемонстрированный ранее мир истории позади и наглядно иллюстрирует переломный переход действия на принципиально новый уровень, где ставки повышаются многократно.

«Сестры», реж. Сергей Бодров-мл. Кадр из фильма

Ударная сцена способна принимать разные обличия в зависимости от жанра и настроения картины. Нередко в этом качестве предстает судьбоносное известие или драматичный диалог, переворачивающий жизнь героя. В плутовской комедии Дэвида О. Расселла «Афера по-американски» (2013) в роли ударной сцены выступает тяжелый разговор Ирвинга и Сидни, в котором персонаж Эми Адамс обвиняет любовника и подельника в своих бедах. Еще чаще основой ударной сцены становится физическое насилие, угроза смертельной опасности или чья-то гибель. В триллере братьев Коэн «Старикам тут не место» (2007), о котором мы рассказывали вам ранее, ударной сценой является ночная погоня мексиканских головорезов за Льюэллином Моссом, в которой раненому ветерану Вьетнама едва удается унести ноги от кровожадных преследователей. В криминальной драме Сергея Бодрова-младшего «Сестры» (2001) аналогичную функцию выполняет нежданный визит бандитов в конспиративную квартиру, которую за считаные мгновения до появления врагов успевают покинуть их несовершеннолетние жертвы. В ударной сцене брутального триллера Кевина Смита «Красный штат» (2011) похотливые подростки неожиданно попадают в ловушку полусумасшедших фанатиков. А в перестроечной фантасмагории Карена Шахназарова «Город Зеро» (1988) ударной сценой становится внезапное самоубийство повара Николаева, задерживающее инженера Варакина в городе на неопределенный срок.

«Красный штат», реж. Кевин Смит Кадр из фильма

Как вы могли заметить, ударная сцена почти всегда содержит значимое сюжетное открытие для участников истории. Здесь протагонист получает некую новую информацию, вследствие чего меняет первоначальное желание и исходный мотив. Желание героя – его сюжетная цель, то, чего он осознанно хочет и к чему открыто стремится. Мотив – причина, по которой он этого жаждет. В «Афере по-американски» Ирвинг сначала планировал заниматься разного рода махинациями вместе с Сидни, потому что это было выгодно и интересно, а теперь – после ударной сцены – ему необходимо реабилитироваться в глазах любимой, доказать свою состоятельность и вырвать Сидни из лап ФБР, грозящего девушке тюрьмой. В коэновских «Стариках…» Мосс хотел воспользоваться подвернувшимися под руку деньгами мафии, чтобы обеспечить семье безбедную жизнь, но теперь – после ударной сцены – вынужден спасаться от картеля и его наемников бегством, потому что ему и его жене грозит смерть. В бодровских «Сестрах» Света и Дина поначалу держались на дистанции в силу того, что откровенно недолюбливали друг друга, а теперь – в результате ударной сцены – им предстоит объединить усилия и вместе пуститься в бега, так как по их следу идут бандиты. В «Красном штате» дружки-школьники хотели развлечься с немолодой проституткой (подростковые гормоны – дело нешуточное), а теперь – по итогам ударной сцены – должны немедленно освободиться из кошмарного плена: каждому из них грозит жестокая расправа за библейские грехи. Наконец, в «Городе Зеро» Варакин только и хотел, что решить дежурный рабочий вопрос с кондиционерами, ведь это причина его командировки, а теперь – по прошествии ударной сцены – персонажу Леонида Филатова нужно во что бы то ни стало покинуть неназванный провинциальный город, вязкий всепроникающий абсурд которого буквально сводит столичного гостя с ума.

«Город Зеро», реж. Карен Шахназаров Кадр из фильма

Остается добавить, что если протагонист в результате ударной сцены переживает потрясающее его открытие и смену исходного желания и мотива, то зритель синхронно с кардинальным поворотом в жизни персонажа должен ощутить так называемую вспышку интереса и всерьез задаться сакраментальным вопросом: «Что будет дальше?» В данной точке устанавливается новая цель героя до конца фильма, и дальнейшие события картины лишь локальные промежуточные задачи в рамках стремления протагониста к достижению этой обманчиво простой цели. Если вспышка интереса не возникает или получается недостаточно яркой и мощной, зрительское внимание к последующему развитию сюжета стремительно гаснет. Таким образом, драматургическое значение ударной сцены, разделяющей жизнь героя на до и после и сигнализирующей об этом изменении максимально наглядно, переоценить трудно. А какие ударные сцены в истории кино помните вы?

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх