О буднях продюсера и о том, как устроена музыкальная индустрия, узнали у руководителя музыкального отдела продюсерского центра «Инсайт Люди».
— Руслан, кто такой музыкальный продюсер, чем он занимается?
— Музыкальный продюсер — это такая личность, которая внутри себя содержит много скилов.
Он должен разбираться в жанрах музыки, понимать, куда идут тренды, как запускается реклама, как «упаковывать» релиз и снимать клип... То есть это человек, который должен знать все аспекты внутри музыкальной индустрии. Понятно, что когда процесс масштабируется, то каждую задачу ты уже делегируешь специалистам. Но ты как вершина этой горы должен понимать, как работают все процессы, чтобы их регулировать.— Как вы пришли в профессию? Вряд ли в детстве вы говорили: «Когда я вырасту, хочу быть музыкальным продюсером!». Обычно все хотят быть космонавтами...
— На самом деле это очень интересная и долгая история. До 29 лет я зарабатывал пением. И на сцене — с самого детства. Мой папа был руководителем отдела культуры, и он мне с раннего возраста прививал любовь к искусству. То есть я постоянно слушал много разной музыки. А поскольку папа любит хард-рок, то и я как-то в это погружался. В 90-е, где-то лет в 12, у меня была летняя подработка — ларек на рынке, где мы продавали кассеты. В тот период еще не было лицензионных кассет, и я перезаписывал песни. Папа мне показал механику, как это должно работать. Во время записи много музыки отслушиваешь, поскольку сидишь в наушниках… Наверное, так и развился мой вкус, появились первые знания и интерес к этой области. Потом я много пел на сцене, а дальше стал работать с артистами. У меня было свое ивент-агентство, я делал туры, продавал мероприятия. Вся моя жизнь связана с музыкой, поэтому да, можно сказать, что в профессию я пришел еще в детстве.
— Вы жили в Москве?
— Я родился в Краснодарском крае, станица Отрадная. Повзрослев, переехал в Сочи, начал там выступать — это была сезонная работа. На меня обратил внимание один человек, он сказал: «У меня в Москве есть ресторан, приезжай, будешь работать!» Я подумал, что это пустые разговоры. Но после окончания сезона, примерно в октябре, он мне написал, чтобы я приезжал и что он держит для меня место. Я приехал в марте 2004-го, на следующий же день вышел на работу и заработал, как сейчас помню, 300 долларов! По тем временам это было классно. Я подумал: «Вот это волна, которую я хочу поймать!» Кстати, в этом году было ровно 20 лет, как я переехал в столицу.
— А вы можете сказать: «Мне везет на людей, на моем пути встречаются классные люди»?
— Думаю, да. Мне кажется, что те волны и вибрации, которые исходят от меня, притягивают достаточно позитивных, открытых, творческих людей. Я считаю, что вокруг всегда появляются личности, от которых я сам что-то беру. Я всегда готов учиться, познавать что-то новое, и я думаю, это работает в обе стороны.
— Вернемся к продюсированию. Все-таки артист ищет продюсера или продюсер — артиста?
— У меня большой поток «входящих» артистов и разного музыкального материала. Сейчас, наверное, я уже выбираю. Но глобально это история случая... Приведу пример из обычной жизни. Недавно была ситуация: один человек, не артист, очень сильно хотел у нас работать. Он отозвался на вакансию, написал личное сообщение нашему HR-директору. Видимо, у него ничего не получалось, и тогда он нашел наш адрес, мой контакт и встретил меня у входа на работу. И вот такие ситуации показывают, что, когда человек пытается пробивать какую-то стену, это дает результаты. Поэтому, возвращаясь к вопросу, если артист может как-то о себе заявлять разными способами — через социальные сети, через знакомства, через вечеринки, — это круто, это нужно делать, особенно когда ты начинаешь свой путь.
— Что должно быть в артисте такого, чтобы он вас зацепил?
— Здесь я ориентируюсь в первую очередь на то, как он «упаковывает» свои социальные сети. Потому что есть артисты талантливые, но не знающие, как себя подать. А есть не сильно талантливые, но они умеют «упаковывать» себя, и я смотрю, как выглядит их материал в соцсетях: сниппеты, клипы, фотосессии и так далее. Это такой комплекс всего: и музыкальный материал, и умение работать с вертикальным форматом (а на сегодняшний день именно этот формат продвижения — самый работающий). У нас очень много инструментов, благодаря которым мы можем отслеживать артистов и их вирусный потенциал. Дальше мы связываемся с ними и начинаем выстраивать диалог. Как я уже сказал, я сам тоже музыкант. Иногда возникают ситуации, когда я понимаю, что это может быть коммерчески не сильно успешный продукт, но мне нравится то, что человек делает с музыкальной точки зрения. Мы таким артистам тоже даем возможность быть услышанными.
— Представим, что есть талантливый и харизматичный человек, но у него нет бюджета на продюсера. Вы им займетесь?
— Хороший вопрос. Давайте раз и навсегда я расскажу, как это работает в нашей компании. Может быть, кто-то думает, что, чтобы к нам попасть, нужно заплатить...
— Все думают так! Что, чтобы куда-то попасть, нужно конвертик или даже чемоданчик занести...
— Нет-нет, ни в коем случае! Это так не работает! Наша задача в индустрии в этой стране — сделать так, чтобы талантливые люди были услышаны. И у нас есть определенные возможности, через которые мы можем «сделать» артиста, приблизить его к успеху. Для артиста на старте это стоит ноль рублей. Дальше, когда мы начинаем входить в определенные взаимоотношения, это каким-то образом возмещается. Но на старте нет такого, что у нас есть «подписка» или нужно заплатить миллион рублей, чтобы мы с тобой начали работать. Всё, что нужно, — это талант в любой из областей, который мы способны сделать коммерчески успешным. Иногда бывает, что мы начинаем работать с блогером, а он в какой-то момент понимает, что мог бы, наверное, записать песню. Мы даем такую возможность: попробуй, запиши за свои деньги, а мы с ней поработаем, посмотрим, что получится. И, если в этом будет потенциал, дальше мы будем в это инвестировать.
— Когда начинается сотрудничество, кто рулит процессом: артист или уже продюсер? Артист — творческий человек, он не всегда хорошо управляем и адекватно оценивает ситуацию. Он говорит: «Я хочу выпустить этот трек, это будет суперхит!», а продюсер со своим опытом имеет другое мнение...
— Я считаю, что это должно быть совместное принятие определенных решений. Есть ситуации, когда мы направляем артиста — это история про бизнес. Может быть, не прямо здесь и сейчас, но в перспективе всем нам это должно приносить определенный доход: и артист должен зарабатывать, ему должно быть комфортно, и компания должна зарабатывать. Да, иногда мы можем заходить в творческий процесс. В нашем бизнесе бывают ситуации, когда мы отталкиваемся от каких-то трендовых штук, приходим к артисту и говорим: «Вот смотри, идет пора новогодних песен, к середине месяца все площадки выкатят новогодние плейлисты». Мы не заставляем артиста, но рассказываем, что будет работать. То есть это процесс диалога. Если артист сам пишет музыку и тексты, мы стараемся очень трепетно к этому относиться и сильно не вмешиваться, потому что это такая тонкая материя творческого потока, который нарушать не хочется.
— Как вы начали сотрудничество с Олегом Абрамовым (RADIO TAPOK)?
— С Олегом мы знакомы уже года два, долго присматривались друг к другу. Сначала мы не знали, чем можем ему помочь, потом он не знал, нужны ли мы ему. И только спустя год мы подписали контракт и поставили цели и задачи сделать его еще на уровень выше. Он очень талантливый парень, делал каверы на треки разных исполнителей, у него очень мощный YouTube-канал. И в целом он был самодостаточным артистом, но внутри Интернета. Наша задача перед ним, а его перед нами — вывести это на новый уровень. Соответственно, нужно подключить пиар, все наши возможности по работе с его музыкой, клипами, концертами и так далее. И, кажется, у нас получается. В ближайшие несколько недель Олег даст несколько концертов в Москве и в Санкт-Петербурге. Это большие арены: ВТБ-арена в Москве, и сейчас дополнительный концерт ставим, и в Питере «Ледовый». На следующий год запланировано больше 70 концертов, и все они стадионного формата. Артист за год вышел на новый уровень: он снялся в различных шоу, проектах, и еще много всего впереди. Надеюсь, все будет классно. Ему все нравится в работе с нами, нам нравится все в работе с ним.
— Сейчас декабрь, конец года. Давайте подведем итоги? Что бы вы отметили из 2024 года как самый успешный кейс?
— Мы делали очень много разных проектов в разных направлениях. Вообще иногда беремся за задачи, которые на первый взгляд кажутся сложными, но тем они интереснее! Один из проектов, который я прямо сейчас могу вспомнить, — «Новая Фабрика звезд», проект на телеканале ТНТ. Для зрителей все выглядит цельно и классно. Они посмотрели выпуск, перешли на музыкальные площадки и включили песни, которые услышали только что по телевизору. Но за этим стоит большая работа большой команды. И в нашем случае для того, чтобы песня сразу после эфира попала в плейлисты на стриминговых площадках, нам приходилось работать в выходные дни.
— Как это работает?
— Обычно мы отгружаем песни на площадки за две недели до даты релиза — в данном случае нам отдавали песню за несколько дней до эфира, который транслировался в воскресенье. В пятницу мы ее начали отгружать, там есть определенные сложности доставки контента — все делается вручную и обычно занимает 48 часов, — а нам нужно было это сделать быстрее. Я не буду вдаваться в технические детали, но для нас это был вызов. И мы делали так каждую неделю на протяжении всего проекта. Классный кейс. Это была совместная история с Яндекс Музыкой и телеканалом ТНТ, и мы справились хорошо, поскольку песни слушали, на артистов обратили внимание. Еще мы сняли большое количество клипов, у нас были различные интеграции брендов в клипы — это тоже классная механика для дополнительного заработка артистов.
— Что в вашей работе самое любимое, интересное и классное?
— Для меня самое ценное в моей работе — то, с каким желанием я прихожу сюда. Это может звучать как-то высокопарно, но мне на самом деле очень нравится, с какими людьми я каждый день общаюсь, обсуждаю проекты, делюсь идеями. Каждый из них креативен по-своему, несет свое творчество, а это всегда волна чего-то нового, и ты этим наполняешься.
— О каких рабочих моментах продюсера мало кто догадывается?
— Ну, во-первых, мы мало спим. Потому что идет большой поток информации, и даже в нерабочее время мы встречаемся с артистами, ходим на различные мероприятия, знакомимся. Я думаю, что все-таки сейчас понимание слова «продюсер» меняется, и это хорошо для индустрии. Надеюсь, что так будет и дальше. Продюсер — это человек, который помогает артисту быть услышанным.
— Что вас вдохновляет?
— Наверное, в основном, путешествия. Я достаточно много путешествовал раньше, когда это было чуть проще. Это знакомства с новыми людьми, новые места, еда, обычаи и традиции. Очень люблю различную архитектуру, мой самый любимый город — Барселона. Я очень много раз там был, мог ночью просто гулять в наушниках — слушать музыку, вдохновляться. За прошлый год я побывал в Дубае и в Ташкенте, как-то стараюсь себя наполнять такими эмоциями. А еще это книги и все, что связано с творчеством: музыка, кино, театр. Последнее время мне интересны иммерсивные постановки, где ты становишься участником процесса — это интересно.
— Вы сказали, что гуляли в наушниках по Барселоне. Вот если бы вы сейчас оказались там, что звучало бы в наушниках?
— В первый день я наверное буду слушать что-то испанское. Там у них есть классные артисты. Это что-то спокойное, не поп-музыка, наверное, инди… Но потом я все равно переключусь на на какой-нибудь R&B — The Weeknd, например. Может быть, в какой-то день мне захочется послушать хип-хопчик, тогда включу Дрейка или Трэвиса Скотта. В какой-то день, когда я соскучусь по родине, могу послушать что-то русское.
— А сегодня, например, слушали музыку по дороге на работу?
— Я в последнее время открыл для себя аудиокниги, это достаточно необычно. Сейчас слушаю биографию Илона Маска Уолтера Айзексона.
— Вы уже много лет в индустрии, и, разумеется, вы опытный и классный. Есть ли что-то, чему бы вы хотели научиться в новом году?
— Я очень люблю итальянский язык, я и пел на итальянском, он мне очень близок. И мне кажется, что я его могу за два-три месяца освоить.
— Он, кажется, занимает четвертое место по сложности...
— А вы знаете, что людям, у которых развит музыкальный слух, учить языки легче?
— А вы как раз музыкант…
— Да, да, да. Есть одна интересная история. Когда мне было лет 14, я выступал в станице Отрадной, где тогда жил. Приезжала какая-то делегация из Италии, и папа сказал: «Будешь петь на итальянском языке!» — и я спел. И, видимо, настолько у меня хорошо получалось, что ко мне подошел человек и начал говорить со мной на итальянском. Так что, я думаю, что смог бы достаточно быстро освоить этот язык. Еще хотел бы пойти на курсы сомелье. Вот это, наверное, такие две вещи, которые, надеюсь, у меня получится осуществить в новом году. Очень хочу, но времени катастрофически не хватает.
— У вас не так давно был день рождения. Какой подарок вы сделали себе?
— Обычно я себе дарю либо книги, либо винил. И не всегда это связано с каким-то поводом. Мне просто иногда хочется что-то приобрести. На день рождения я подарил себе альбом «Since I Have a Lover» исполнителя 6LACK, это лимитированное издание, которое я заказал из Японии. Если честно, я его еще даже не успел послушать, он стоит запакованный.
— А какой самый необычный подарок был на день рождения или вообще за последнее время?
— В прошлом году одна из артисток мне привезла из путешествия в Африку местный инструмент, что-то типа дудочки. Но это очень странно выглядит: обклеено какими-то частями засохшей кожи животных. В общем, это такой артефакт из Африки — странный, но прикольный подарок, мне понравилось.
— Руслан, мы попросили искусственный интеллект придумать вопрос для музыкального продюсера, и он звучит так: если бы вы были музыкальным инструментом, то каким и почему?
— Круто, это интересный вопрос. Смотрите: я умею играть на фортепиано, на гитаре, мне в разные периоды времени нравились разные музыкальные инструменты. Люблю саксофон и скрипку. Но, наверное, это будет слишком банально. У меня есть история на этот счет, давайте расскажу. Мне очень нравится артистка Эрика Баду, она делает соул, R&B-музыку. И какое-то время назад я очень много ее слушал. Это было, кажется, начало 2010-х годов — я узнал, что она приедет в Москву. Мы с друзьями пошли на ее концерт, и там я впервые в жизни увидел, как она играет на инструменте, который называется терменвокс. По-моему, его изобрел советский ученый. Ты играешь, не касаясь инструмента! То есть руками делаешь движения и благодаря каким-то специальным волнам получается интересный звук. На тот момент это стало для меня очень ярким впечатлением, я такое увидел в первый раз. И давайте я буду терменвоксом!
Статьи по теме:
Свежие комментарии