Ольга дебютировала на сцене МХАТа им. Горького в спектакле «Чудесный грузин».

- Бузова – Бэлла Шанталь
- Трагифарс о Сталине
- Георгий Иобадзе – чудесный грузин
- «Батум» Булгакова — на ту же тему
МХАТ им. Горького хайпанул – и под занавес театрального сезона выпустил спектакль «Чудесный грузин» – о молодом Сталине.
Но хайп даже не в теме пьесы, а в том, что на сцене в роли певицы Бэллы Шанталь появилась Ольга Бузова.Именно этот факт привлек внимание абсолютно всех: и актеров, и зрителей, и поклонников Бузовой (у которой, как известно, в соцсетях 25 млн подписчиков).
Вот что сказал об этом журналистам худрук Эдуард Бояков: «Мы, конечно, хайпанули. У нас новая репертуарная политика. Сталин как тема. И, конечно, Ольга Бузова. Если бы Ольга просто играла где-то в спектакле, не было бы такого хайпа. Если бы мы просто сделали спектакль о Сталине, то тоже не было бы хайпа. А вот этот треугольник, достаточно сложный, сработал».

Мало кому факт появления Ольги – ни разу не актрисы – на сцене одного из старейших театров страны показался уместным. Говорят, в процессе подготовки пьесы рассматривались и другие кандидатуры. СМИ называли Валерию и Лолиту, написав, что обе по разным причинам отказались. А Ольге предложение худрука МХАТа показалось интересным. И он уверен, что сделал в итоге удачный выбор. По его мнению, именно она идеально подошла на эту роль. Первые зрители, посмотрев пресс-показ накануне премьеры, не могли с ним не согласиться. Ольга сыграла во многом карикатурного персонажа: Бэлла поет романсы, но делает это неважно, раздражая окружающих и заставляя относиться к себе несерьезно. А уж когда ее бросил кавалер из жандармерии, она повела себя как в глубоком горе. При этом, правда, она явно (для зрителя) притворяется, а на самом деле подслушивает и подсматривает, чтобы в решающий момент спасти молодого Сосо от облавы и ареста.
Ольге ее роль очень понравилась. Понравилось репетировать и учиться новому делу. Целый месяц в театре с ней занимались вокалом, сценической речью, учили двигаться на сцене, вживаться в персонажа. Шили костюмы, изготавливали парик… «Театр – совершенно другой мир, – рассуждает она. – Здесь важен даже взгляд, как ты поднимаешь брови, как ты поворачиваешься… Здесь всё очень четко, конкретно, тонко – и в то же время масштабно. В кино-то неудачный дубль можно переснять… А здесь всё по-другому. В моей сфере, за все мои 17 лет на телевидении, в кино, на сцене (у Ольги есть несколько малоизвестных антрепризных спектаклей. – Прим. ред.) – я ни разу не останавливалась. Я всегда работаю, я жадная до эмоций, готова слушать, что-то предлагать… Знаете, моему будущему мужу очень повезет: я умею слушать и слышать».

Непонятно, смогут ли зрители воспринимать ее персонажа на сцене объективно. Пока все видят Олю Бузову, которая очень старается изобразить свою роль. И пока она играет водевильно.
Но ажиотаж вокруг спектакля «Чудесный грузин» (так Ленин иронически называл Сталина) неимоверный. И с точки зрения рекламы участие Бузовой – удачный (для кассы) маркетинговый ход. Как только стало известно о том, что у Ольги роль в спектакле, билеты на премьерные показы были тут же раскуплены.
Жаль, что во всем шуме вокруг да около мало кого интересовал сам сюжет пьесы Андрея Назарова и спектакля Ренаты Сотириади, где главный герой – молодой Иосиф Джугашвили, он же Сосо, он же Учитель, он же Коба... В тусовке не обсуждали, кто же играет Сталина или Ленина, не было диспутов о том, зачем сегодня нужен спектакль о Сталине, – обсуждалась Ольга Бузова.
Меж тем музыкальный критик Артур Гаспарян очень серьезно отнесся именно к этому. «Мне трудно представить себе какой-либо театр в Германии, который устраивал бы подобного рода сентиментальные посиделки по поводу жизни Адольфа Гитлера, – сказал он. – Образ Сталина, который был сейчас показан, кроме недоумения вызвать ничего не может».
Трагифарс о Сталине
Жанр спектакля определить оказалось сложно. Театр обозначил его в программке как трагифарс. В пресс-релизах называли еще и «спектаклем-провокацией». Идея была в том, чтобы на достоверном историческом материале показать, как главный герой постепенно идет к власти, перешагивая через жизнь людей и любовь, манипулируя своими соратниками, используя все средства, включая общение с бандитами и браконьерами, устраивая поджоги, организовывая манифестации… Место действия – Батум в начале прошлого века, именно там впервые развернулся молодой марксист Иосиф Джугашвили. Всё это «закольцовано» в воспоминания уже заматеревшего Сталина, которого депутатам партийного съезда предстоит избрать или не избрать во власть. Звучит письмо Ленина о том, что делать этого ни в коем случае нельзя. Но в финале в зале зажгут свет – и уже нам, зрителям, как если бы это мы были делегатами, предложат проголосовать… Казалось бы, всё очень серьезно.

Но форма подачи здесь, скорее, развлекательная. Звучат многоголосьем красивые грузинские песни (подпольщики собираются как бы за праздничным столом), много грузинских же танцев, есть цыганские песни и пляски, играет дудук. Потом в сюжет врывается самый настоящий рок – на фоне этой композиции на экране мелькают документальные кадры народных манифестаций… Превосходны «трехэтажные» декорации.
Среди персонажей постоянно появляются Ленин и Крупская. Он озвучивает цитаты из своих работ – об особенностях классовой борьбы, необходимости действовать жёстко и решительно. А Крупская объясняет, из какой именно работы взята цитата. И всё это было бы довольно страшно, не будь оба эти персонажа карикатурными. Ленин то летает по воздуху, то выныривает из-под пола, то стоит памятником, который вдруг оживает…
Георгий Иобадзе – чудесный грузин
Георгий Иобадзе, сыгравший молодого Сталина, – очень талантливый и обаятельный актер. Идеально владеет телом, использует пластические приемы – и это выглядит очень красиво. «Мне интересно играть душу и выражать ее через пластику», – сказал он после генеральной репетиции. На самом деле, в этом театральном сезоне у Георгия была необыкновенная роль такой вот «души» – пластический образ умирающей любви в спектакле Театра Наций «Живой Т». На этот раз, во МХАТе, он попытался отобразить отрицательное обаяние. И то, как у него это получилось, стоило увидеть, несмотря на спорную тему самого спектакля.
Кстати, на вопрос журналистов о взаимодействии с Бузовой на сцене – научились ли вы чему-нибудь друг у друга? – Георгий ответил: «Я научился у Оли смелости».
«Батум» Булгакова — на ту же тему
Будет ли Ольга Бузова участвовать в спектакле и дальше, допустим, осенью, будет видно. Она, по сути, уже «закрыла гештальт»: в 16 лет мечтала стать актрисой и выйти на сцену известного театра. Театр тоже задачу выполнил: сумел привлечь огромное внимание к своей премьере. И она выстрелила, как «Аврора» в 1917-м. Но воспримет ли публика этот спектакль так, как хотелось театру?
На самом деле, вычленить глубокие замыслы создателей непросто, в том числе и из-за множественных форм подачи. К тому же, наверное, надо быть очень подготовленным зрителем, интересующимся историей. Как заверил Андрей Назаров, в его пьесу вошло только то, что имело место на самом деле.
Кстати, в 1939 году, к 60-летию «вождя народов», Михаил Булгаков по заказу тогдашнего завлита МХАТа Маркова написал пьесу «Батум» – примерно на ту же тему: как молодой Сталин приобщал к марксизму рабочих в Закавказье. Поскольку исторический материал тот же, в обеих пьесах – Булгакова и Назарова – есть и похожие эпизоды, и те же действующие лица. Руководитель группы рабочих Сильвестр Ломджария, в доме которого жил Сталин, его сын Порфирий и дочь Наташа, рабочие (поименно), губернатор, жандармы… Цыганка, которая гадала Сталину по руке. История, как Порфирий хотел убить мастера, который над ним издевался. Пожар на складах Ротшильда. 390 уволенных с завода рабочих. Прокламации, которые печатались своими силами. Любовь Наташи к Сталину. И «Мравалжамиер» –многие лета…
Но пьесы, конечно, всё-таки разные и их интересно сравнивать. (Допустим, Бэллы Шанталь у Булгакова нет.)

Кстати, история пьесы Булгакова интересна. Она была одобрена на всех уровнях. И МХАТ уже начал готовиться к постановке, спеша успеть к юбилею Сталина. Даже специальная группа уже выехала в Батум для сбора дополнительного материала. И тут… вождь лично запретил пьесу, заметив: «Все дети и все молодые люди одинаковы. Не надо ставить пьесу о молодом Сталине».
Потом говорили, что в том периоде биографии Сталина, видимо, слишком много «белых пятен»...
Впрочем, Эдуард Бояков уверен, что «Чудесный грузин» приживется в репертуаре. Он обещал продолжать работу над ним, оттачивая характеры персонажей. И заверил, что «осенью это будет уже другой спектакль».
Статьи по теме:
Свежие комментарии