На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

Когда Раневская сама себя заводила, ей опасно было попадать под руку

Актриса Мария Кнушевицкая делится воспоминаниями об актрисе.

Фаина Раневская. В фильме «Весна». 1947 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО
Мария Кнушевицкая РИА НОВОСТИ

«Администратор застал Раневскую неодетой в гримерке, и она спросила: «Вас не шокирует, что я курю?» Не думаю, что это байка, — такая шуточка вполне в духе Фаины Георгиевны. Она могла спокойно выйти из гримерки в коридор в нижнем белье и сказать первому попавшемуся мужчине: «Теперь вы обязаны на мне жениться, вы меня видели раздетой», — рассказывает актриса Мария Кнушевицкая.

Я знала Раневскую с детства, хотя много общаться мы стали во время работы над спектаклем нашего Театра имени Моссовета «Дальше — тишина», где она и Ростислав Плятт играли главные роли. Это было ровно 50 лет назад (в этом году в театре как раз отмечали юбилей премьеры). Идея постановки пришла в голову брату моего мужа — Кириллу Рапопорту. Когда-то он служил военным переводчиком и в годы своей службы подружился с писателем Борисом Львовичем Васильевым (автором повести «А зори здесь тихие...»). Дружба вылилась в совместный сценарий знаменитого фильма «Офицеры». А однажды Кирилл посмотрел американский фильм «Уступи место завтрашнему дню» и решил переработать сюжет о двух стариках, которые не нужны собственным детям, в пьесу. 

Мой муж (режиссер Михаил Рапопорт. — Прим. ред.) дал почитать эту пьесу Фаине Георгиевне. Ей история понравилась, и она захотела сыграть главную героиню. Через общего друга текст передали Анатолию Васильевичу Эфросу, которому пьеса тоже понравилась. Спектакль решили ставить в нашем театре, начались репетиции... А после них мы с мужем часто забирали Раневскую из театра на нашем видавшем виды «Москвиче» и отвозили к ней на Котельническую набережную. Про эту квартиру она со своей вечной иронией говорила: «Надо иметь мое везение, чтобы в высотном доме жить на втором этаже!»

С Яниной Жеймо и Тамарой Сезеневской в фильме «Золушка». 1947 г.

Муж подвозил Раневскую из театра и в тот день, когда Москва с великими почестями провожала в последний путь маршала Малиновского. Весь центр был перекрыт. В поисках проезда они колесили по улицам, по пути им попадались разные театры, и почти про каждый Раневская, кивая в окно, говорила: «И в этом театре я работала. Но даже вспомнить об этом не хочу...» Или: «А вот в этом театре… Нет, это тоже лучше не вспоминать». После той поездки по Москве у Раневской появился очередной рассказ, и начинался он со слов: «Ой, помню, когда мы с Мишей хоронили Малиновского…» В последнем в своей жизни интервью, которое она дала театральному критику Наталье Крымовой, на вопрос: «Почему вы кочевали из театра в театр?» — Фаина Георгиевна ответила: «Искала святое искусство». — «Нашли?» — «Да. В Третьяковской галерее». Но думаю, что сменить столько театров Раневской пришлось прежде всего из-за ее собственного сложного характера. Фаина Георгиевна крайне редко оставалась довольна режиссерами. Не стал исключением и Анатолий Васильевич...

Всем было интересно, как Эфрос будет репетировать, мы видели его замечательные спектакли в других театрах и знали его как выдающегося режиссера. После первой репетиции Ростислав Янович Плятт сказал: «Боже мой, это настоящее! Ребята, это настоящее!» Мы тоже это почувствовали — для всех нас репетиции с Эфросом стали счастьем. И только Раневская была в своем репертуаре — режиссер выслушал от нее немало критики. Не оценила она и сценическое оформление Бори Мессерера. Например, в качестве элемента декорации над старым буфетом был укреплен какой-то поломанный велосипед. Раневская сказала: «Я не выйду на сцену, пока это тут висит. Меня этим велосипедом пристукнет!» Также было задумано, что на сцене будет вращаться несколько кругов и актерам надо будет переходить с одного на другой в процессе спектакля. Раневской в силу возраста это было уже трудно, и от идеи пришлось отказаться.

«На поклонах я стояла недалеко от Раневской и своими ушами слышала, как она сказала Плятту: «А, подлец, переиграл меня». Конечно, это было не так, они были равновеликими» Фаина Раневская и Ростислав Плятт в спектакле «Дальше — тишина». 1969 г. РИА НОВОСТИ

По тогдашним правилам спектакль должен был пройти приемку у специальной комиссии. Пришли все эти «цензоры от культуры» и сели в зале с лицами, не обещающими ничего хорошего: ну-ну, мол, что вы там нам покажете про этих американцев... И мы показали! В конце спектакля из зала послышались всхлипывания — это циничные цензоры и идеологические начальники не смогли сдержать слез! А уж каким образом наш театр выдержал премьеру, почему у нас не рухнул потолок — вообще непонятно! Когда все артисты собирались на финальные поклоны, я увидела, как за кулисами нервно ходит Эфрос. Я подошла, робко погладила его по плечу и сказала: «Анатолий Васильевич, ну не надо так волноваться. Шостаковичу на премьере «Светлого ручья» было хуже». 

Он на меня посмотрел удивленно, слегка улыбнулся и ответил: «Ну спасибо за такое сравнение, я счастлив». В тот вечер были такие овации, такие благодарные и восторженные крики летели из зала, что их невозможно забыть и 50 лет спустя. На поклоне я стояла недалеко от Раневской и своими ушами слышала, как она сказала Плятту: «А, подлец, переиграл меня». Конечно, это было не так, они были равновеликими. Когда на сцене шла сцена их прощания, у нас, артистов, ожидающих выхода на сцену за кулисами, было впечатление, что мы находимся в хлюпающем болоте — потому что весь зал плакал. В дальнейшем на этом спектакле постоянно дежурила «скорая помощь» — зрителям иногда делалось плохо…

У Раневской был свой способ ввести себя в нужное состояние перед спектаклем: и без того резкая с людьми, она сама себя заводила. И тут уж ей лучше было под руку не попадать. Могла рабочему или осветителю, преградившему выход на сцену, нагрубить: «Посторонись… (здесь могло быть очень грубое словечко), актриса идет!» Впрочем, с тем же успехом от нее иной раз доставалось и «народным», например, про своего друга Плятта она неред­ко говорила: «Опять эти «пляттские» штучки…», или «всякая плятть…»

С Ариадной Шенгелая в фильме «Осторожно, бабушка!». 1960 г.

А как она любила эпатировать! Из­вестна история про то, как один администратор застал Раневскую в гримерке неодетой, и она без тени смущения спросила: «Вас не шокирует, что я курю?» Не думаю, что это байка, —такая шуточка вполне в духе Фаины Георгиевны. Она, даже в преклонном возрасте, могла спокойно выйти из гримерки в коридор в нижнем белье и сказать первому попавшемуся мужчине: «Теперь вы обязаны на мне жениться, вы меня видели раздетой». Мой супруг тоже становился участником этого «номера». Похожую фразу она бросила и его брату Кириллу Рапопорту, который после разбора пье­сы уезжал от нее под утро: «Кирилл, вы вышли от меня в пять утра, вы опорочили мое доброе имя…»

Как я уже говорила, первая встреча с Фаиной Георгиевной у меня произошла задолго до моего поступления в театр. В Москве был замечательный дом, где одной семьей жили директор Большого театра Яков Леонтьевич Леонтьев и нейрохирург Андрей Андреевич Арендт (потомок лейб-медика Николая Арендта, который зондировал ранение Александра Сергеевича Пушкина и ухаживал за ним после дуэли с Дантесом) — они были женаты на родных сестрах, Евгении и Дарье Андреевых. Жили они всегда единой семьей и очень дружно. В молодости Андреевы обитали в Таганроге, откуда родом Раневская, и с тех далеких времен их связывала дружба. Сестры были свидетельницами и первого успеха, и первого провала начинающей артистки Раневской. С родителями я часто бывала в доме Леонтьевых — Арендтов и слышала истории про молодую Фаину Георгиевну, а нередко встречала и ее саму.

Особенно мне запомнился один рассказ Евгении Григорьевны: как молодой Фаине в какой-то антрепризе дали роль Маши в «Живом трупе». Маша — цыганка, певица, поэтому роль была еще и музыкальной. А Раневская, кстати, обладала прекрасным слухом и голосом. Но счастье юной актрисы было недолгим. Евгения Григорьевна рассказывала: «Был серый-серый день. Мы переходили с сестрой городскую площадь, на которой после праздника осталась карусель. Эта карусель двигалась, и мы увидели, что на игрушечной лошадке верхом сидит Фаина и тоскливо грызет какой-то бублик. В этот момент она была олицетворением вселенской тоски. Мы подошли, спросили: «Фаина, что с вами? Почему вы одна?» — «Меня выгнали из театра», — ответила она потухшим голосом. «Как? За что?» — «Я проспала спектакль». Эта картинка получилась такой выразительной, что воображаемый образ одинокой, немного нелепой девушки и той зрелой, ироничной женщины, которую я знала в детстве, слились у меня воедино — так, будто это я сама была знакома с юной Раневской...

С Михаилом Болдуманом в фильме «Мечта». 1941 г. Мосфильм-инфо

Еще Фаину Георгиевну я встречала на так называемых сборных концертах, где выступала моя мама — солистка Большого театра Наталья Дмитриевна Шпиллер. В те годы в таких представлениях участвовали лучшие представители всех жанров искусства: Майя Плисецкая, Аркадий Райкин, Давид Ойстрах, Иван Москвин, Алексей Грибов, Ростислав Плятт, Вера Марец­кая… Во время каникул или перед выходными мама часто брала меня с собой, чтобы я не болталась по дворам. Раневская в этих концертах чаще всего выходила в роли спекулянтки из спектакля «Шторм», или они с Осипом Абдуловым играли чеховскую «Драму». (В телевизионной постановке этой пьесы партнером Раневской стал Борис Тенин. — Прим. ред.) В Театр имени Моссовета многие приходили на «Шторм» только ради Раневской. И после сцены с Манькой-спекулянткой зрительный зал редел. Потом спектакль сняли с репертуара. А уже когда я работала в театре, Завадский восстановил «Шторм». В нем была занята вся труппа, кроме Раневской. Когда у него спросили: «Куда из новой редакции исчезла сцена со спекулянткой?» — он ответил: «Понимаете, Фаина Георгиевна так много играет этот эпизод в концертах, что сцена будет смотреться вставным номером».

Как-то Фаина Георгиевна меня спросила: «Деточка, мне сказали, что ваша мама всегда просила администраторов не ставить ее в концертах после меня. Скажите, пожалуйста, это правда?» Я говорю: «Фаина Георгиевна, не знаю, спрошу у мамы». Пришла домой, говорю: «Мама, скажи, было такое?» Она говорит: «Конечно. Дело в том, что не смотреть Раневскую, когда она играла, я не могла — это был праздник. Но я всегда так хохотала за кулисами, что у меня начиналось несмыкание связок — и петь я уже не могла». Я это пересказала Фаине Георгиевне — она осталась очень довольна.

«У Ольги Лепешинской бриллиантов не было разве что в носу. «Подожди-ка, а это кто? — спросила сестра. — Тоже артистка, да?» — «Да», — признала Раневская. Тогда Белла зарыдала и сказала: «Фаина, я все поняла, ты просто плохая артистка» С Василием Меркурьевым в фильме «Золушка». 1947 г.

Зрители до сих пор обожают ее комедийных персонажей вроде Ляли из «Подкидыша». Но почему-то часто забывают о серьезных ролях. Например, в фильме «Мечта» Михаила Ромма. Сцена Розы Скороход с сыном в тюрьме, их диалог через решетку — это грандиозная работа. Недаром президент США Франклин Рузвельт, посмотрев эту картину, сказал, что «Мечта» — один из лучших фильмов мирового кинематографа, а Раневская — величайшая трагическая актриса эпохи. Кстати, и Сталин высоко ценил талант Фаины Георгиевны. На одном из приемов в Кремле он сказал: «Вот товарищ Жаров — хороший артист. Но, как Жарова в кино ни одень, ни загримируй — сразу видно, что это артист Жаров… А вот Раневской иной раз и прическу не меняют, а перед нами совершенно другой, неузнаваемый образ». Эти слова слышал друживший с Раневской Михаил Ромм. Вернувшись с приема ночью, он сразу позвонил Фаине Георгиевне и передал ей слова вождя. Фаина, не веря своим ушам, попросила повторить цитату еще раз.

О том, что она была одинока, сказано и написано очень много. Единственной родственницей Фаины Георгиевны была сестра Белла, которая прожила с ней совсем недолго. Когда я родила своего сына Андрея и лежала в роддоме, мне туда передали письмо от моего папы (Святослав Кнушевицкий — выдающийся виолончелист. — Прим. ред.): «Встретил на углу Пушкинской Раневскую, она мне рассказывала трагическую историю о приезде своей сестры в Москву. Я хохотал как безумный, толпа вокруг шла и оглядывалась на нас. Боже мой, какого же безмерного таланта Фаина!..» 

Позже я и сама слышала от Раневской этот рассказ. Как известно, сестры разлучились в молодости. Белла после революции эмигрировала и большую часть жизни провела в Париже, а когда овдовела, решила перебраться к сестре в Москву. И вот Фаина Георгиевна встречает Беллу в аэропорту, ведет к стоянке такси. Сестра спрашивает: «Фаина, а где твой car?» — «У меня нет машины, у советских артисток не бывает личных автомобилей». Потом, доехав на такси до дома на Котельнической и осмотревшись в маленькой двухкомнатной квартире, Белла поинтересовалась: «Фаина, а где твои бриллианты?» — «У советских артисток бриллиантов нет!» Вроде бы тема была закрыта. 

С Натальей Защипиной в фильме «Слон и веревочка». 1945 г. Legion-media

Но вскоре к Раневской заглянула соседка по подъезду Галина Уланова. Балерины Большого театра зарабатывали неплохо — в общем, кое-что из драгоценностей у Галины Сергеевны имелось... «Это кто?» — уточнила Белла. «Это Уланова, прима-балерина, народная артистка СССР», — ответила Фаина. Белла промолчала. А еще через какое-то время пришла другая балерина, Ольга Лепешинская при полном параде. А у Ольги Васильевны бриллиантов не было разве что в носу. «Подожди-ка, а это кто? — спросила сестра. — Тоже артистка, да?» — «Да», — признала Раневская. Тогда Белла зарыдала и сказала: «Фаина, я все поняла, ты просто плохая артистка». Конечно, я, слушая эту историю, тоже хохотала от души.

После смерти сестры единственным по-настоящему близким существом Фаине Георгиевне стал пес Мальчик. Вообще-то я очень люблю животных, но противней этой собаки в своей жизни не встречала. Она подолгу лаяла на всех, приходящих в дом. Раневская ее подобрала на улице. Объясняла: «Вы знаете, Мальчик такой несчастный — его били, он голодал. А вот сейчас, видите, лежит на ковре и напоминает мне Горького на Капри». Песик был коротконогий, а Раневская его ужасно раскормила, он стал напоминать бочонок. По этому поводу актриса шутила: «Ну что вы хотите, у нас с ним одинаковая походка». И еще: «Мой Мальчик съедает курицу, а я ем кожу». Зато Мальчик охранял квартиру, в которой никогда не запиралась дверь.

Фаина Георгиевна была очень хлебосольна. И часто в порыве щедрости делала гостям какие-то подарки, о которых потом сама жалела. Однажды она презентовала Руфине Нифонтовой итальянское кольцо, которое ей некогда подарила Ахматова. А в одну из ночей, когда мы с Мишей сидели у нее, Раневская сняла со стены свой карандашный портрет, который нарисовал Николай Павлович Акимов (театральный режиссер, сценограф, педагог, художник, художественный руководитель Ленинградского Театра комедии — ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова. — Прим. ред.), и вручила моему мужу, надписав: «Дорогому Мишеньке… Ночь, четыре утра…» и т. д. Мне же она подарила рисунок Анатолия Зверева. Когда умер Николай Акимов, Фаина Георгиевна вдруг сказала: «Мирочка, попросите у Мишеньки прощения, но я хочу, чтобы портрет, который я ему подарила, был у меня. Это память о Николае Павловиче». Миша мой уперся, сказал: «Не отдам ни за что!» Но через какое-то время мы все-таки сняли этот портрет со стены и, не без сожаления, вернули его Раневской…

«Подкидыш». 1939 г. Мосфильм-инфо

Несмотря на то что в театре с Ра­невской все обращались как с хрустальной вазой, она обязательно попадала в какие-нибудь истории. У нас был администратор Виктор Михайлович Сигалов, который обожал актеров и Раневскую в частности — иначе как Фуфочкой ее не называл (это разрешено было только самым близким людям). Когда Раневская отправлялась с театром на гастроли, Сигалов нам говорил: «Ой, ребята, оставьте меня в покое — это у вас гастроли, а у меня Фуфа на руках, и работы у меня, поверьте, больше!» Общение с Раневской было в радость, за ней хотели ухаживать, потому что с ней было интересно! Фаина Георгиевна обожала артиста Михаила Львова. Поэтому на сцену и со сцены ее провожали он или помощник режиссера Машенька Вишнякова. По этому поводу у Львова в театре было прозвище Фуфоводитель. А переезжать с Котельнической набережной в Южинский переулок Фаине Георгиевне помогали Ирина Карташева, Ия Сав­вина и Марина Неелова. «Надеюсь, вы не забыли мои похоронные принадлежности?» — спросила их Раневская. «А что это?» — переспросили актрисы. «Как — что? Мои награды!»

Когда театр выезжал на гастроли, обязательным условием Раневской было, чтобы купе располагалось не над колесом. «Я хочу в поезде хоть немножко поспать», — сетовала она. Выкупить купе для нее одной не позволяли советские правила, поэтому ее соседкой чаще всего становилась актриса и режиссер Инна Данкман. Инна Александровна была очень хозяйственная, заботливая, Раневская же, наоборот, — беспомощна в быту, поэтому они хорошо дополняли друг друга. Данкман рассказывала: «Раневская говорит: «Инночка, у меня в сумке есть что-то вкусненькое, кажется, мне после спектакля подарили шоколад. Достаньте, пожалуйста». Инна была в легком шоке, когда открыла сумку Фуфы — там царил полный хаос: крем, который выдавился на растрепанные записные книжки, одна перчатка, расческа, шпильки, другие женские штучки, ну и растаявший шоколад, конечно... Однажды после спектакля Данкман и Раневская сели в свое купе... 

«На вопрос «Почему вы кочевали из театра в театр?» Фаина Георгиевна ответила: «Искала святое искусство». — «Нашли?» — «Да. В Третьяковской галерее» В сюжете киножурнала «Фитиль» «Карты не врут». 1964 г.

Разговорились. Фаина Георгиевна спрашивает: «Инночка, а почему вы не ставите Островского?» Раневская обожала этого драматурга: его самобытную московскую речь, ситуации, сатиру. А Данкман отвечает: «Знаете, Фаина Георгиевна, я не очень люблю Островского». — «Инночка, да вы с ума сошли». Едут дальше, время позднее, слышен только размеренный стук колес — весь вагон утихомирился, многие легли спать. Инна Александровна курила. Фаина Георгиевна тоже когда-то курила, но после смерти Павлы Леонтьевны Вульф (самого близкого ей человека) бросила. Инна вынимает сигарету… Тогда только появились первые заграничные бензиновые зажигалки, и Данкман кто-то такую подарил. Фаина Георгиевна говорит: «Инночка, как же хорошо — я так люблю тиши…» 

В этот момент Данкман щелкает зажигалкой, и она у нее в руках взрывается… Крик, распахивается дверь купе, оттуда в коридор вырываются клубы дыма, все замирают, повисает тревожная пауза, и вдруг раздается невозмутимый голос Раневской: «Инночка, мы что-то говорили насчет тишины?» И гомерический хохот обеих. Слава богу, никто не пострадал. Но знаете, меня потрясает, что у Раневской и в момент взрыва родилась очередная острота…

Спектаклю «Дальше — тишина» ис­полнилось 50 лет. Нет уже большин­ства его участников: Ростислава Плятта, Анатолия Адоскина, Ирины Карташевой, Бориса Иванова, Михаила Львова. Но эту постановку продолжают показывать по телевидению, и конечно, только благодаря не проходящей с годами популярности Фаины Раневской. А мы, кто еще работает в театре: Леня Евтифьев, Галина Дашевская, Нина Коновалова, Елена Бероева, Владимир Сулимов и я — храним память о наших выдающихся партнерах и стараемся передать опыт, который получили от них, молодым артистам.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх