В прокат вышел фильм Тони Стоуна о Теде Качинском – кинореконструкция образа жизни талантливого математика, эко-активиста и террориста. По совместительству.
Теодор Джон Качинский (Тед К.) родился в 1940-х годах в Чикаго и уже в школьные годы прослыл замкнутым и необщительным ребенком.
Окончив Гарвард и получив научную степень не только в области математики, но и философии, Качинский отстранился от преподавательской деятельности и уединился в лесах штата Монтана. Его природной одаренности, однако, оказалось недостаточно, чтобы предугадать строительство дороги вблизи хижины, которую построил Тед. Вырубка леса и шум строительной техники послужили триггером к принятию радикальных мер, направленных на привлечение внимания общественности и властей к экологическим проблемам.Методы, которые избрал Качинский, не оставили шансов его научным трудам на достойное существование. Отшельник, прозванный в народе Унабомбер, решил организовывать теракты, рассылая самодельные бомбы по аэропортам и университетам.
Изложенные биографические заметки могли бы стать синопсисом картины об одном из самых изобретательных и идейных преступников 20-го века. Между тем режиссер Тони Стоун сократил текст до небольших титров и лишь предварил ими фильм «Тед К. Унабомбер» – неторопливую драму о человеке, чья болезненная любовь к природе и стремление к уединению на несколько лет парализовали американское общество.
Для Стоуна не в новинку снимать кино об отщепенце, оставившем привычный уклад жизни и посвятившем себя уединению. В 2016 году он выпустил документальный очерк о беспробудно пьющем владельце фермы Питере Даннинге, который изолировал себя от общества и семьи. «Унабомбер» же напрочь лишился взгляда со стороны, поскольку создатели задались целью поставить зрителя на место Теда К.
Стремясь сконцентрироваться на подсознании главного героя, Стоун отказывается от детективной канвы картины, хотя для нее есть весомые предпосылки. Поиски Качинского имеют статус одной из самых масштабных розыскных кампаний в истории США, однако данный контекст автор обходит стороной и концептуально строит повествование вокруг единственного героя, его внутреннего мира и личных демонов
Вместо углубления в природу помешательства и поиска причинно-следственных связей автор скрупулезно, не отягощая историю флешбэками, презентует быт отшельника, разбавляя его лесными пейзажами и кадрами изготовления и тестирования взрывчатки. Фоном проплывает мизогиния персонажа и его безуспешные попытки наладить контакт с женщинами. Временами он тратит сбережения на звонки родным, матери и брату, но исповеди в телефонной будке перетекают во взаимные претензии, а завершаются требованиями выслать немного средств на личные цели.
Пытаясь смотреть на события глазами героя, Тони Стоун лишь неосновательно играет его личностными характеристиками, опосредованно влияющими на деяния Качинского. Картина временами теряет потенциальную динамику и рискует убаюкать зрителя в блуждании по чертогам разума Унабомбера.
Компенсировать медлительное повествование фильма удается Шарлто Копли, исполнителю главной роли. Актер убедительно и очень органично растворяется на фоне природы, стремясь к тотальному слиянию с ней: вот он купается в душистых луговых травах, строит импровизированный водопровод для полива огорода, а позднее свежует тушку зайца, добытого на охоте. «Спасибо, дедушка кролик», – приговаривает Тед. «Спасибо, что слушаете NPR Classic», – вторит ему старенький радиоприемник.
На протяжении двух часов авторы фильма балансируют между психологическим триллером по мотивам записок сумасшедшего и драмой о непонятом гении, чьи природные задатки завели куда-то не туда. Такая форма изложения добавляет фильму некоторой жанровой неопределенности, хотя ее оправдывают обволакивающий эмбиент Blank Mass и пульсирующая манера операторской работы, которые подразумевают, что в неопределенности и постоянном замешательстве заключается психология безумца.
Теодор Качинский имеет все основания числиться в рядах культовых злодеев современности. Упоминания о нем можно найти в интервью профессоров и видных бизнесменов, а с другой стороны, его манифесты цитируют личности вроде террориста Андерса Брейвика. Однако Тони Стоун, преследуя цель проникнуть в голову Качинского и детально воссоздать уклад его жизни, в результате снял абстракцию по мотивам зверств именитого террориста – слишком сжатую в масштабах, чтобы претендовать на статус биографической драмы, и очень поверхностную, чтобы стать исследовательским трудом о природе безумия.
Статьи по теме:
Свежие комментарии