На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

Большой и страшный серый «Манк»: простит ли «Оскар» Дэвида Финчера за самый личный его фильм

«Манк» – самый финчеровский фильм из всех, что он снял за последние 25 лет.

Фильм «Манк», реж. Дэвид Финчер Кадр из фильма

Монохромная картинка, стилизация под классические голливудские фильмы 1930-х (с изящными титрами, наплывами и каше) и большой (в масштабах фигуры и по физическим габаритам) Гэри Олдман – все это «Манк» – один из лидеров по числу номинаций на «Оскар-2021», самый новый фильм Дэвида Финчера.

О чем фильм

Фильм «Манк», реж. Дэвид Финчер Кадр из фильма

Подаривший картине заглавие и главного героя Манк – это прозвище легендарного для работников киноиндустрии и почти неизвестного обывателю Германа Манкевича. Манкевич – интеллектуал, книгочей, журналист и сценарист многих голливудских студийных фильмов 30-х – 40-х годов прошлого века. Апофеозом же и логическим завершением его карьеры стал скрипт для культового «Гражданина Кейна» – режиссерского дебюта юного феномена Орсона Уэллса, этим самым фильмом об утраченных воспоминаниях и разлагающем влиянии власти навсегда вписавшего себя в историю мирового кинематографа. Фигура Уэллса, во многом повторившего судьбу своего героя Кейна (прототипом выступал построивший величайшую медиаимперию, «отец» желтой журналистики, человек, публикацией «фейков» фактически развязавший войну между США и Испанией, – Уильям Рэндольф Херст) – величественна и трагична. Фигура Манка же большинством попросту забыта.

Дэвид Финчер, сам будучи сыном журналиста и писателя, совершенно открыто восстанавливает справедливость, смещая акценты с Уэллса (хотя в фильме он представляется все той же громадиной с помощью контрового освещения и съемки с нижней точки) на Манка – в меру упитанного пьяницу и дебошира, но не без налета чего-то невероятно трогательного и даже вызывающего восхищение.

И вот Манкевич, предварительно попавший в глупейшую аварию, прибывает на маленькое ранчо в Викторвилле, где, будучи прикованным к кровати, приступает к работе над главным сценарием его жизни, сценарием, который принесет ему «Оскар» и, но уже благодаря Финчеру в 2020-м, мировую славу. Так начинается «Манк», а дальше – череда на первый взгляд разрозненных флешбэков о сути беспринципной голливудской студийной системы, о первой встрече Манкевича с любовницей Херста, известной американской актрисой Мэрион Дэвис (ее роль бесподобно исполняет Аманда Сайфред), об эпизодах забвения и потере друзей – обо всем, что приводит Манка к осознанию: писать сценарий к фильму Уэллса нужно именно так.

Зачем смотреть

Фильм «Манк», реж. Дэвид Финчер Кадр из фильма

Тем, кто знает Дэвида Финчера по «Бойцовскому клубу», «Исчезнувшей» или «Семи», возможно, «Манк» покажется слегка вычурным и нафталиновым – где фирменный саспенс, неожиданные твисты, изучение человеческой склонности к психопатии? И здесь важно сделать небольшую ремарку: «Манк» – самый финчеровский фильм из всех, что он снял за последние 25 лет. А ведь были еще «Карточный домик», «Охотник за разумом», «Социальная сеть» по сценарию Аарона Соркина, которую так высоко оценил Тарантино. Тема духовного разложения под давлением власти – та самая, что так виртуозно была подана Уэллсом и Манкевичем в «Гражданине Кейне» вот уже 80 лет назад, – поднимается практически во всех картинах Финчера. Не исключение и «Манк», однако претерпевающие процесс нравственного распада тут уже не на первых позициях, а сам Манкевич оказывается, напротив, на пути очищения (да, пусть через алкогольный угар и заточение в небольшом ранчо на пляже) и обретения собственного голоса.

И его голос резонирует: на званных ужинах у Херста; во время избирательной кампании на выборах губернатора Калифорнии, где все тот же Херст вместе со студийными боссами тогдашнего Голливуда сплачиваются в едином пропагандистско-геббельсовском порыве против кандидата-социалиста; и в последней схватке уже с Орсоном Уэллсом, требующим от Манка согласиться на отсутствие упоминания о нем в титрах к «Гражданину Кейну».

Образ Дон Кихота современного Голливуда близок и самому Финчеру – и вовсе не только потому, что за столько лет работы и с таким арсеналом по-настоящему сильных фильмов у него все еще нет ни одного приличного «Оскара». Однако стоит предположить, что Манка режиссер наделил вовсе не своими чертами (во всяком случае своими – в меньшей мере), но чертами своего отца. Именно он, Говард «Джек» Финчер, как и «Манк»–Манкевич, предпочитавший прозвище настоящему имени, много лет назад написал сценарий к фильму о полузабытом авторе «Гражданина Кейна», который и стал основой и вдохновением для его сына Дэвида, воплотившего отцовскую идею в визионерский, виртуозно снятый и смонтированный двухчасовой фильм. И эта личная составляющая, трепетное и слегка трогательное отношение к герою Манкевича, как и к самому текстовому материалу со всеми отсылками к фильмам и персоналиям того времени (в кадре на сущие секунды появляется Чаплин, Гарбо, боссы Metro-Goldwyn-Mayer), заметно в каждом кадре и передается зрителю.

Будет ли «Оскар»

Фильм «Манк», реж. Дэвид Финчер Кадр из фильма

Конечно, присуждения отцу и сыну Финчерам заветной статуэтки, в особенности за сценарий, можно пожелать от чистого сердца. Сами подумайте, как это могло бы закольцевать историко-кинематографическую композицию: журналист-сценарист Герман Манкевич, в сценарии к «Кейну» вывернувший наизнанку всю студийную систему через ее главного спонсора – Уильяма Херста, за всю свою жизнь получил единственный «Оскар» – за этот самый сценарий; теперь же журналист-писатель «Джек» Финчер, уже в своем скрипте вспомнивший о Манке и указавший на неправоту системы, напрочь забывающей, что за созданием киношедевров стоит вовсе не один только режиссер, может получить «Оскар» – единственный и последний (Джек Финчер умер в 2003 году). Красиво, неправда ли?

Однако верится в такое развитие событий с трудом. Голливуд злопамятен и отлично понимает, что колкие упреки Манка у Финчера обращены вовсе не только в прошлое студийной системы: коммерциализация, коллаборационизм с кем угодно ради выгоды, заточенность на массовость и усредненность – все это болезни и нынешнего американского кино. Простят ли эти студии и эти холмы Финчера? Уэллса так и не простили – прыгнуть выше своего дебюта с «Гражданином Кейном» он не смог ни с «Леди из Шанхая», ни с «Печатью зла».

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх