На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 332 подписчика

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    Обычно так поступают слабые и мелочные людиАлсу рассказала, ...
  • Алекс Сэм
    Хоть и не особо люблю российскую эстраду, но Алсу одна из самых красивых наших певиц , вдобавок в отличии от многих о...Милявская — о лич...
  • Евгений Петров
    Очередная хрень которая на хрен никому не нужнаОб истории создан...

Как настроить ребенка на учебу после летних каникул

Вероника Васант, Матвей Семенов и Виктор Хориняк в сериале «Родком» СТС

Интересный факт

Сериал «Родком» попадает точно в нерв всем родителям детей школьного возраста, дает возможность взглянуть на себя со стороны и посмеяться над знакомыми ситуациями. И напоминает: самое важное — проводить с детьми как можно больше времени, знать о том, чем они занимаются, что любят, что наполняет их силой и энергией.

Не давить, а поддерживать, давать возможность самим думать, аргументировать и делать выбор.

Лето с его беззаботным весельем закончилось, наступили трудовые школьные будни, но учиться совсем не хочется. Как войти в режим без стресса и не перегрузить детей дополнительными занятиями, рассказывает кандидат психологических наук, клинический психолог и семейный психотерапевт Анита Дмитриева.

— Каникулы закончились, у школьников началась учеба. И в первую неделю многие столкнулись с проблемами: трудно войти в рабочий режим, нет мотивации к учебе… Как помочь ребенку?

— Действительно, трудно войти в рабочий режим после каникул. Надо рано вставать, жить по графику, выполнять требования педагогов. В общем, постоянно напрягаться. После расслабленного летнего существования первые две-три недели обучения считаются острым кризисным периодом у детей. У них могут появиться страх, тревога, раздражительность. В это время родителям важно сохранять спокойствие, подтверждать, что необходимость прилагать усилия действительно может вызвать неприятные эмоции, предлагать обсуждать, что именно не нравится и беспокоит. И транслировать ребенку позитивный рабочий настрой и веру в то, что трудности преодолимы. Нужно помнить, что дети очень тонко чувствуют наше настроение. 

Когда ребенок расслаблен и эмоционально стабилен, ему гораздо проще сосредотачиваться и усваивать новую информацию. В этот период родителям стоит с ним проводить больше времени вместе, общаться и интересоваться его делами и переживаниями. Чтобы учеба приносила радость и удовлетворение, а не становилась источником постоянного стресса, родителям важно создать благоприятную атмосферу в семье. 

Анита Дмитриева из личного архива Аниты Дмитриевой

Говорят, что дети, которые обедают (ужинают) дома, развиваются лучше и быстрее, имеют высокую самооценку и более устойчивую психику. Семья — это важный ресурс. Если у родителя с ребенком есть контакт и точки соприкосновения, то чаще всего такие дети более успешны, здоровы и физически, и эмоционально, и живут более счастливой жизнью. Также в эти первые недели учебы не нужно многого требовать от ребенка, сильно нагружать его дополнительными занятиями, а лучше давать больше времени на отдых.

— Как родителям справиться со своими переживаниями и тревогой по поводу начала учебного года?

— Волнение — это естественная эмоция, но важно не дать ей перерасти в неконтролируемый страх. Школа — лишь один из этапов жизни ребенка. Многие родители воспринимают успехи и неудачи детей как свои собственные. В итоге страдают все. Нужно постараться ответить себе на вопрос: что для вас важнее — спокойствие и благополучие ребенка или идеальные оценки в дневнике? Учеба — это важная, но не единственная составляющая жизни.

— Помимо учебы в школе, дети посещают спортивные секции, кружки, занимаются с репетиторами… Родителям хочется развивать ребенка всесторонне, успеть все и везде. Но как его не перегрузить? Например, у моих знакомых дочка занимается фигурным катанием, играет на фортепиано, плавает и при этом отличница в школе... Хватит ли ей сил?

«Нет одного совета для всех — нужно учитывать индивидуальные особенности. Если ребенку нравится заниматься фигурным катанием, играть на фортепиано, плавать и при этом он хорошо учится — это большая победа родителей» 123RF/Legion-media

Интересный факт

Исследования показывают, что услугами репетиторов в России пользуются 27% семей, где есть дети-школьники. Чем старше ребенок, тем больше потребность в дополнительных занятиях:

  • среди родителей младших школьников репетиторов нанимают 16%,
  • для учеников 5—6-х классов — 22%,
  • для учеников 7—9-х классов — 28%,
  • для старшеклассников — 43%.

— Нет одного универсального совета для всех. Нужно учитывать индивидуальные особенности. И, конечно, при выборе кружков и секций надо исходить из желания и способностей ребенка, а не из амбиций родителей. Многие мамы и папы реализуют в своих детях то, чего им не удалось достичь в своей жизни. И нагружают чадо ответственностью за то, что у самих не получилось. При выборе дополнительного образования важно спросить ребенка, что ему интересно, присмотреться, во что он играет, что его радует и наполняет энергией. И если дочке ваших знакомых нравится заниматься фигурным катанием, играть на фортепиано, плавать, это прекрасно! Если она все успевает, чувствует себя хорошо, эмоционально уравновешенна и показывает отличные результаты, это большая победа родителей. Значит, они нашли правильные точки приложения своих усилий и усилий ребенка.

— А если ребенок посещает кружки без энтузиазма?

— Если ребенок не болеет и не раздражается, у него отличный сон, почему бы и не ходить? Возможно, поз­же он найдет занятие по душе, а сейчас посещает секции по рекомендации близких или за компанию с друзьями.

— Многие родители нанимают репетиторов детям чуть ли не с 1-го класса. Получается, ребенок учится и в школе, и дома. Это разумно?

Как избежать перегрузки

  1. Выбирайте занятия в разнообразных форматах. Пусть одни курсы будут онлайн, другие офлайн. Одни в группах, другие индивидуально или в компьютерных программах.
  2. Не разговаривайте дома только об учебе. Когда ребенок приходит после занятий, родители начинают его спрашивать: как дела в школе, как успехи в секции, чем ты сегодня занимался на уроках? Безусловно, такие вопросы помогают родителям понять, из чего состоит жизнь ребенка, но они не должны стать единственной темой для разговоров.
  3. Разрешайте ребенку ничего не делать. Не контролируйте его свободное время. Если в выходные ему хочется отдохнуть и полежать на диване, не нужно называть его бездельником и заставлять убираться, помогать по дому или проводить время с друзьями на свежем воздухе. Расслабляться тоже можно и нужно.

— Да. Если родители чувствуют, что наметилось отставание от школьной программы, с какой-то темой или предметом есть трудности, или, например, ребенок перешел в класс с определенными требованиями и его нужно подтянуть до общего уровня. Чтобы не вызвать страх перед школьной программой или раздражение, можно организовать какие-то разовые встречи с репетиторами, не обязательно на постоянной основе. Но задачу педагогу необходимо поставить четко. Например: «Нужно подготовиться к самостоятельной или контрольной работе». Правильно поставленная задача решает множество проблем.

— Как понять, что ребенок перегружен?

— Уровень нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту и образовательным способностям. У ребенка обязательно должно оставаться время на себя, спонтанную игру и прогулки. Если ребенку тяжело, его организм сам подаст сигналы: появится раздражительность, тревожность, возбужденность, нарушится сон, ухудшится аппетит... Изменения в поведении и в привычках ребенка могут быть сигналами того, что он испытывает стресс. И тогда нужно снижать нагрузку или как-то ее преобразовывать. Может быть, сделать перерыв в занятиях. Систематические перегрузки могут включить у ребенка систему автоматического предохранения: уходит мотивация и интерес к новым знаниям или вырабатывается стратегия поверхностно воспринимать информацию. Все, не лезет, емкость переполнена. Если система предохранения не включилась и перегрузки продолжаются, то ребенок может приобрести невротические или соматические симп­томы. Тут все очень индивидуально.

— Можно ли мотивировать ребенка к учебе деньгами? Правильно ли это?

Интересный факт

Канадские ученые из Университета Монреаля считают, что семейные обеды и ужины полезны не только для здоровья, но и для психики детей. В исследовании приняли участие почти 1,5 тысячи детей, рожденных в 1997—1998 годах. Когда им было 6 лет, их родители приняли участие в опросе на тему семейных приемов пищи. А когда детям исполнилось 10 лет, они прошли тестирование на оценку степени социализации и интеллектуальных способностей. Оказалось, что дети, в семье которых были приняты регулярные семейные сборы за ужином или обедом, демонстрировали лучшие социальные навыки и употребляли меньше вредных для здоровья сладких напитков, чем дети, которые редко участвовали в семейных ужинах или обедах.

123RF/Legion-media

— Не буду давать никаких советов, просто предложу всем посмотреть разницу между стимулированием и мотивацией. Стимуляция часто дает результат, но не воспитывает. Мы можем за хорошие оценки обещать и деньги, и подарки, и другие блага. Мотивация — более сложная вещь, которая помогает развить самомотивацию. То есть это развитие потребности в получении новых знаний и вселение уверенности, что если поработать, то можно справиться с трудностями. Каждый выбирает то, что ему подходит. И все зависит от того, какого результата хочется добиться. Кому-то помогают деньги, а кому-то помогает доброе слово. И то, и другое, наверное, неплохо. Если ребенку интересно то, чем он занимается, то вселения уверенности и поддержки будет достаточно. Но как объяснить ребенку, зачем ему химия, если он собирается быть историком? Тут для положительной оценки в аттестате можно и простимулировать подарком или деньгами. Конечно, цели должны быть последовательны, реалистичны и достижимы. Не стоит просить получить за контрольную по математике пять, если ребенок еле дотягивает до тройки. Он просто не будет этого делать, даже если пообещать «Мерседес». А в некоторых случаях последствия от несоответствия ожиданиям родителей могут быть непоправимыми.

— Ситуация из жизни: одна моя знакомая пообещала сыну-пятикласснику новый телефон, если он закончит год без троек. Парень старался, занимался с репетиторами, проявлял активность в классе. Но, как говорится, не получилось. Закончил год с одной тройкой. Новый телефон ему все равно купили… Правильно ли сделала мама?

— Важно, с какой подачей мы поощряем ребенка. Если подарить новый телефон и сказать: «Хоть ты и не выполнил обещание, но это за твои старания и усилия», это один посыл. Ребенок и дальше будет стараться. А если сказать: «Тройка, ну ладно, телефон все равно уже купили», это совсем другой посыл. Тут мальчик может сделать другой вывод: мог и не стараться, все равно получил желаемое. Разные бывают обстоятельства. Важно поощрять у ребенка самостоятельность: чем больше он сам будет искать, где взять знания, тем быстрее он будет адаптироваться в мире. Ведь задача родителей — выпустить его не из школы, а в мир, где в этом хаосе ему нужно будет находить ту информацию, на которую он будет опираться в жизни.

3 признака перегрузки у ребенка

  1. Ребенок истерит и плачет по незначительным причинам.
  2. Болезнь — самый объективный показатель. При перегрузке организм и у детей, и у взрослых часто реагирует падением иммунитета.
  3. Скука — сигнал о перегрузке. Ребенок посещает занятия формально, нет эмоциональной вовлеченности. Он может говорить, что ему там скучно, а на самом деле транслирует явный сигнал о перегрузке.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх