На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петров
    Если барышня заставила старого артиста Лепса, избалованного поклонницами, безумствовать, то она обладает мощной притя...Киркоров унизил н...
  • Владимир Алтайцев
    Тьфу, твари. Подонки  пиарят  чмо, сидящее на шее России.Модельная внешнос...
  • Ирина Петрова
    Безумно жаль артиста ..Сергей Пенкин ока...

Виктор Горячев: «Перед съемкой Никулин спросил про меня только одно: «Хороший ли он человек?»

Неожиданный сюрприз меня ждал, когда Юрия Владимировича не стало: мне позвонили из администрации...

Юлия Бородина

Неожиданный сюрприз меня ждал, когда Юрия Владимировича не стало: мне позвонили из администрации цирка и попросили подойти. Мне передали книгу с его автографом! Я тогда еще не до конца понимал, что работа фотографом — это моя судьба, и для меня было очень ценно это его признание.

— Виктор, мы с тобой делаем вторую часть в серии «Фотохудожники», так как твой архив теперь уже легенд настолько обширен, что их невозможно обсудить за один раз. Давай сегодня начнем с персоны самой дорогой, которая прошла через всю жизнь?

— Пожалуй, такой я могу назвать

«С Людмилой Ивановной Касаткиной я познакомился в 1964 году, когда мне было... три года. Дело в том, что мой отец тогда работал начальником станции Белокаменная (я из семьи потомственных железнодорожников). Там как раз в этот момент снимался фильм «Вызываем огонь на себя». Людмила Касаткина, 1997 год Виктор Горячев
«На первой фотосессии Эдвард Станиславович удивил меня предложением: «Хотите, для кадра я встану на голову?» Его снимать было одно удовольствие, его камера любит». Эдвард Радзинский, 2000 год Виктор Горячев

А наше личное знакомство с актрисой состоялось в 1995 году, когда я пришел снимать ее для журнала «Работница». Тогда собралась вся семья: муж, сын, внучка... Я рассказал Людмиле Ивановне эту историю про отца, она так обрадовалась, попросила передать ему привет и подписала ему на память одну из своих фотографий. Помимо съемки, мне интересно было узнать у нее историю фотосъемки у легендарного Моисея Наппельбаума, который снимал еще Ленина.

По ее словам, Моисей Соломонович пришел в ГИТИС в 1946 году и среди двухсот студентов выбрал именно ее. Руководство ГИТИСа посоветовало ему снять других, более именитых студентов, но он настоял: «Я буду снимать ее или вообще никого». Людмила Ивановна рассказывала: «У меня и одежды для съемки особо не было, я у подружки взяла шляпку и пришла к нему в студию. Помню, он по-отечески называл меня «деточка».

— Но она тогда была еще совершенно в силе, следила за собой, такая примадонна?

— Я несколько раз снимал ее, отмечая, что она на наших встречах в отличном настроении и великолепно выглядит.

Хотел обратить внимание на один мистический момент: наша последняя съемка с ней проходила в доме на Проспекте Мира, где сейчас мы с вами разговариваем в кафе. Помню, когда я снимал кадр в гостиной, осветительный прибор упал на большую антикварную китайскую вазу, которая моментально разлетелась на мелкие кусочки. Я уже готовился к самому худшему, но Людмила Ивановна улыбнулась и сказала иронично и мудро бархатным голосом Багиры: «Не надо жалеть, это всего-навсего лишь вещь». Для меня это был большой жизненный урок!

«Журнал, для которого я снимал, попросил создать добрый, позитивный образ. Ведь съемка проходила после выхода на экраны фильма «Благословите женщину». Светлана Ходченкова, 2005 год Виктор Горячев

Образцом поведения стали для меня отношения Людмилы Ивановны с ее супругом, они прожили 61 год вместе и умерли с разницей в 11 дней, сохраняя до последних дней своей жизни теплые и нежные отношения. В 2021 году я выступал как куратор выставки Моисея Наппельбаума в Музее современной истории России и пригласил на открытие сына Людмилы Ивановны Алексея Колосова. Было приятно, что он не только пришел с семьей, но и сыграл несколько композиций на гитаре у портрета своей мамы.

— Виктор, мы с тобой не раз говорили, что многие твои работы уже живут своей жизнью. Вот этот легендарный кадр с Ходченковой я видела не раз. Какой же он настроенческий! Как можно было такое придумать? Кролика принести...

— Да, этого кролика я взял напрокат у знакомых в зоомагазине. Журнал, для которого я снимал, попросил создать добрый, позитивный образ на обложку, ведь съемка проходила после выхода на экраны фильма «Благословите женщину». Когда Светлана приехала в студию, я рассказал идею съемки и ей она понравилась. Мы снимали отраженным светом, я как раз специально нашел гобеленовый фон, и она светилась теплом и нежностью. Забавно было, что венок из васильков для кадра был сплетен не только для Светланы, но с ее подачи и для Степы, так звали этого кролика.

— Виктор, часто ли доводилось снимать любимых питомцев звезд, собак, кошек, и какие нюансы работы с животными ты отмечаешь?

— С животными есть одна особенность — их нужно любить. Что касается собак, у меня есть свой фирменный стиль. В какой-то момент я научился издавать такой пронзительный кошачий звук, как воют мартовские коты, и собаки, особенно охотничьи, тут же реагируют на него, поднимая уши.

«Самый удачный кадр получился во время перекура. Я заметил, что Машков очень красиво, стильно курит, и незаметно подснял его. Показать сейчас мы его не можем, ведь по закону изображения сигарет на снимках не может быть». Владимир Машков, 1997 год Виктор Горячев

— Знаешь, ценность твоего архива и в том, что ты запечатлел наших теперь уже корифеев такими, какими их не все помнят... Я, например, еще в школе училась, когда ты сделал вот эти кадры с молодым актером Владимиром Машковым.

— Первый раз я его снимал для журнала «Работница» в 1995 году. Об актере только-только заговорили — вышли фильмы «Подмосковные вечера», «Американская дочь». Сейчас эти кадры могут показаться наивными, столько лет прошло, Но по тем временам Машков выглядел стильно. Он пришел в очень модной рубашке, она неяркая была, но вся разрисованная. Помню, что вел себя очень профессионально, мы все быстро отсняли.

«По тем временам Машков выглядел стильно. Он пришел в очень модной рубашке, она неяркая была, но вся разрисованная». Владимир Машков, 1995 год Виктор Горячев

А следующая наша встреча состоялась в 1997 году. Владимир тогда сотрудничал с театром «Сатирикон» и назначил мне встречу там. Мне нужно было набирать какие-то сюжеты, а вокруг ничего особенного не было. Пришлось фантазировать: предложить актеру сесть в машину, вы ведь понимаете, что вишневая «девятка» — это по тем временам хорошая машина! А потом я попросил у мальчиков во дворе велосипед и предложил Владимиру попозировать на нем. Но самый удачный кадр получился во время перекура. Я заметил, что Машков очень стильно курит, и снял его на фоне кирпичной стены, по моему мнению, это был лучший кадр всей съемки.

«Могу сказать, что с его стороны сразу почувствовал уважение. У меня было такое ощущение, что он со мной общался как с режиссером». Александр Абдулов, 2006 год Виктор Горячев

— А вот Абдулова ты, наоборот, снимал уже в поздние годы. Но такие интересные игровые кадры. Как же тебе удалось так «разогреть» актера, который, в общем-то, не слишком доверял журналистам?..

— Съемка проходила в его загородном доме. Когда мы приехали к нему, открываем дверь участка, а навстречу выбегают три большие собаки. Я никогда не боялся собак, но это были телята, просто львы. Огромные! Журналисты, которые были со мной, реально испугались, но хозяин попросил нас не бояться, потому что они добрые.

— Каким запомнился дом Абдулова?

— Обратил внимание, что Александр Гаврилович очень уважительно относится к фотографии. Первым делом он показал дом, где на втором этаже в его кабинете висел великолепный портрет в образе Стивы Облонского работы Сергея Соловьева, который его в «Анне Карениной» снимал. В одной из комнат обратил внимание на старинные часы и два портрета его родителей, от которых веяло домашним уютом.

— Как он с тобой стал общаться, сразу на «ты» или, наоборот, дистанция? Вот какой он был? Уже не все помнят живого Абдулова.

— Могу сказать, что с его стороны сразу почувствовал уважение. У меня было такое ощущение, что он со мной общался как с режиссером. За несколько лет до этого он снял фильм «Бременские музыканты & Cо», о котором мне много рассказывал Михаил Иванович Пуговкин, игравший короля. Фильм был гимном настоящей мужской дружбе. Помню, я увидел на стене соломенную шляпу Сказочника из этого фильма, нашел уютную стену, на которой висели фотографии хозяина с Татьяной Пельтцер и Евгением Леоновым, и решил сделать ростовой жанровый портрет. Для сюжета мне очень не хватало снять с Абдулова домашние тапочки, и я попросил его это сделать, но Александр Гаврилович не захотел... Потом оказалось, что его ноги не очень здоровы, и он не хотел их показывать. Это был единственный неловкий момент съемки.

«Организаторы меня предупредили, что ему нужно подготовиться, и у меня максимум десять минут. Я быстро выставил свет по голливудской схеме и сделал несколько портретов». Георгий Вицин, 1997 год Виктор Горячев

А дальше все шло уже как по накатанной: кадры с собакой, в кабинете, в бильярдном зале и самый последний в окне второго этажа. Когда я недавно пересматривал эти фотографии, подумал, как же мало он прожил (54 года. — Прим. ред.) и как много недоиграл...

— Давай перейдем к вот этой фотографии Вицина. Почему я ее выбрала. Я знаю, что Георгий Михайлович был очень закрытым человеком. Он вообще ни на что не соглашался. То, что ты увидел его живым, — уже достижение.

— В этом мне помог мой хороший приятель, журналист Сергей Капков. Сергей договорился накануне 80-летия Вицина, что я смогу поснимать Георгия Михайловича для нашего журнального интервью. Кстати до этого я пару раз его видел в районе Старого Арбата, но тогда у меня не было с собой камеры.

— В образе бездомного, можно так сказать.

— Да. Идет, а за ним так летят голуби, потому что они уже знают, что он будет их кормить. На съемку с Вициным я приехал в Театр киноактера, где он читал Зощенко. Организаторы меня предупредили, что ему нужно подготовиться, и у меня максимум десять минут. Я быстро выставил свет по голливудской схеме и сделал несколько портретов. А вот этот кадр, который мы выбрали, я снял, когда уже собирался уходить, он тогда отвлекся на кого-то и получился такой живой, настоящий.

— Во внутреннем диалоге...

— Да. Есть такие личности, у которых постоянно идет какая-то внутренняя работа. Таким я увидел Эдварда Радзинского. На первой фотосессии Эдвард Станиславович удивил меня предложением: «Хотите, для кадра я встану на голову?»

«Когда я пришел в кабинет и познакомился с Юрием Владимировичем, он уже был полностью готов к съемке: на голове его легендарная кепка, а на плече любимый попугай». Юрий Никулин, 1996 год Виктор Горячев
Виктор Горячев

— Да ты что! Он йогой занимался?

— Да. Его снимать было одно удовольствие: он сам умеет великолепно встать в кадре, принять соответствующую позу. А помимо самой съемки огромный плюс нашей профессии — возможность поговорить с интересным тебе человеком. В какой-то момент задал вопрос о природе его уникального дара историка, драматурга, писателя. Он сказал: «Все очень просто, я 45 лет бью в одну точку». Сейчас бы он сказал, наверное, уже больше шестидесяти лет.

В 2006-м, когда я приехал его снимать домой, он как раз писал книгу о Сталине, и мне в какой-то степени повезло, что во время съемки он стал мне пересказывать какие-то главы. У меня такое ощущение, что он любил «обкатывать» на знакомых свои новые произведения и смотреть, насколько они им действительно интересны. Тогда я узнал, что он собирается на ближней сталинской даче снимать сюжет о смерти Сталина, и просто умолял его взять меня с собой, но, к сожалению, ФСО туда фотографа не пустила. Потом мы созвонились, я у него спросил, как все прошло и какая там энергетика. Он сказал: «Там не черная, а фиолетовая энергетика, все буквально выдавливало оттуда». До сих пор думаю, почему именно фиолетовая.

— И еще раз о фотографиях, которые уже живут своей жизнью: мы эту фотографию с Никулиным и попугаем много раз публиковали.

— С Никулиным меня познакомил циркач Игорь Филиппович Петрухин. Кстати, он был первым чемпионом Советского Союза по бодибилдингу, еще в 60-е годы, мы с ним познакомились на телевидении. Когда Петрухин порекомендовал меня Юрию Владимировичу, Никулин только спросил про меня, хороший ли я человек, и согласился, получив утвердительный ответ.

«Николай Петрович приехал в 20.45, перед самым закрытием салона, и девушки, готовые меня до этого сожрать, моментально от одной его улыбки сменили гнев на милость». Николай Караченцов, 1999 год Виктор Горячев

Для меня это было невероятное событие, потому что все мое детство прошло рядом с Никулиным. У меня родители большие поклонники фильмов Гайдая, и мой первый поход в кино с семьей был на кинокомедию «Бриллиантовая рука». Помню, что когда я пришел в кабинет и познакомился с Юрием Владимировичем, он уже был полностью готов к съемке — на голове его легендарная кепка, а на плече любимый попугай. Неожиданный сюрприз меня ждал, когда Юрия Владимировича не стало: мне позвонили из администрации цирка и попросили подойти. Мне передали книгу с его автографом! Я тогда еще не до конца понимал, что работа фотографом — это моя судьба, и для меня было очень ценно это его признание. Помню, я тогда вышел на Цветной бульвар, сел на скамейку, посмотрел на небо, и мне показалось, что по небу плывет белая тучка в виде Никулина, машущего мне рукой.

— Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями от встречи с Караченцовым. Когда это было?

— В первый раз я увидел его в спектакле «Тиль» в 1982 году, который считался первым мюзиклом на театральной сцене, и это было незабываемо! А затем был «Юнона и Авось», где все совпало: великолепное либретто Андрея Вознесенского и талантливая музыка Алексея Рыбникова, режиссура Марка Захарова, хореография Владимира Васильева и вдохновенная игра Николая Караченцова и Елены Шаниной. Это было в то время самое сильное мое театральное потрясение.

У нас было четыре фотосессии. Самая запоминающаяся — 26 февраля 2005 года . Я договорился со своими знакомыми администраторами из салона мебели на Покровке и с ним на шесть часов вечера. Ни в семь, ни в восемь он не приехал, но, зная его чудовищную загруженность и обязательность, я знал, что он будет. Николай Петрович приехал в 20.45, перед самым закрытием салона, и девушки, готовые меня до этого сожрать, моментально от одной его улыбки сменили гнев на милость. Уже потом, через неделю, когда я принес на память фото с ним, они не могли сдержать слез, зная, в какую серьезную автомобильную аварию попал Николай Петрович.

«Перед началом съемки я подарил Елене несколько фотографий Петра Ефимовича Тодоровского, который как режиссер открыл ей дорогу в большое кино, кстати, я заметил, что такие мелочи очень помогают создать правильную атмосферу». Елена Яковлева, 2013 год Виктор Горячев

Последний раз снимал его дома, в 2009 году. Я потом себя корил, что мне не надо было ехать к нему, потому что у меня в голове был свой Караченцов, и мне не надо было его таким видеть и разрушать свои иллюзии.

— Очень интересная фотография с другом нашего издательства Еленой Яковлевой!

— Меня один журнал попросил снять ее на обложку, и я снимал в Театре на Таганке перед антрепризой, где она играла в паре с Валерием Гаркалиным. А так как я Валеру очень хорошо знал еще с 1995 года, я себя там уютно чувствовал. Перед началом съемки я подарил Елене несколько фотографий Петра Ефимовича Тодоровского, который как режиссер открыл ей дорогу в большое кино, кстати, я заметил, что такие мелочи очень помогают создать правильную атмосферу. Мы сняли, как говорят фигуристы, обязательную программу, и уже когда я собирался уходить, то увидел огромный ее чемодан, в котором мог бы поместиться человек.

— А табличка откуда взялась?

— Она на чемодане лежала. Я попросил Елену свернуться калачиком, взяв в руки эту табличку с именем. Получился живой, обаятельный кадр.

«Мне очень приятно было, потому что через несколько лет вышла его автобиографическая книга, и эту фотографию он взял на ее обложку». Михаил Козаков, 1997 год Виктор Горячев

— Давай про Михаила Козакова скажем, наверное, какая-то история есть, потому что, я вижу, он тут с куклой.

— Это 1997 год. Козаков тогда только приехал из Израиля. А я делал репортаж на передаче Михаила Кожухова «Сделай шаг», где Михаил Михайлович много рассказывал о своей жизни в Израиле. Я подошел к нему, мы познакомились, и на следующий день был уже у него дома. Он тогда жил в старом шестиэтажном доме на Большой Ордынке. Дома была праздничная, веселая атмосфера — двое маленьких замечательных детишек, Миша и Зоя, и жена Анечка, которая была как ангел-хранитель рядом с ним. Я помню, мы сделали семейные кадры, на улице. А потом, когда я увидел куклу Пьеро, то очень захотел сделать кадр с ней. Мне очень приятно было, что через несколько лет вышла автобиографическая книга Козакова, и эта фотография была на обложке.

«Он был в светлых штанах и оранжевой рубашке, но самое интересное — как он прыгал: это реально было похоже на прыжки дикой обезьяны». Николай Дроздов, 2006 год Виктор Горячев
«Я увидел в одном аквариуме огромную лягушку. Я предложил Дроздову надеть ее на голову, как берет, и кадр моментально сложился». Николай Дроздов, 2007 год Виктор Горячев

— Да, я поэтому ее и знаю.

— Потом для одного немецкого издания я его снимал, уже в 2008 году. Он жил на Селезневской улице, но я совсем не узнал его, этот был другой Козаков, с потухшим взглядом. Чтобы его приободрить, я стал рассказывать, как еще студентом постоянно ходил на его чтецкие вечера, где он так восхитительно читал Самойлова и Бродского. На что он с грустью мне сказал: «А вы знаете, что Бродский мне запретил читать свои стихи?»

— А я продолжу эту историю со слов самого Михаила Михайловича. Уже через много лет после смерти Бродского до Козакова добралась через руки многих знакомых книга. На ней стоял автограф Бродского — Козакову. Так он все-таки признал в нем хорошего исполнителя своих стихов... А вот уникальные фотографии Дроздова...

— Когда в Москве появился журнал «Роллинг Стоун», я с легкой руки фоторедактора Ильи Лапина начал сотрудничать с ним. Снимать для него было очень интересно, потому что редакция ценила креатив и импровизацию. Когда они дали мне снимать в 2005 году Николая Николаевича Дроздова с животными, то он предложил зоомагазин на Ленинском проспекте. Вначале снял кадр с местной кошкой, затем нашли игуану, и она смотрелась гораздо интереснее.

А лучший кадр снял в самом конце, когда Николаю Николаевичу нужно было уже уходить, я увидел в одном аквариуме огромную лягушку. Я предложил Дроздову надеть ее на голову, как берет, и кадр моментально сложился.

И потом через год я предложил журналу «Лица», с которым много сотрудничал, снять фотопроект «Прыгающие звезды». На этом проекте сделал себе мировое имя Филипп Халсман, перед которым прыгал сам Сальвадор Дали, помнишь кадр, когда он подпрыгнул, а на заднем плане летят коты и брызги воды. Кроме Дали он снимал Мэрилин Монро, Жака-Ива Кусто, герцога и герцогиню Виндзорских и многих, многих других.

«Это был большой фоторепортаж, посвященный его коту Филу. Армен Борисович не очень любил людей к себе домой приглашать, но ради любимого кота готов был на многое». Армен Джигарханян, 1996 год Виктор Горячев

У нас снимались молодые, красивые Ирина Лачина, Ирина Слуцкая и многие другие, но в какой-то момент я понял, что проект слишком предсказуемый, и решил позвать в него Николая Николаевича. К моему приятному удивлению, он быстро согласился, и уже на следующий день мы снимали его в студии на Большом Тишинском переулке прыгающим на батуте. Это была студия, совмещенная с фотошколой, где я иногда преподавал, и студенты, прослышав, что я должен Дроздова снимать, кто хитростью, кто обаянием пробрались в съемочный павильон. Когда он пришел, то на скамейках, как на жердочках воробьи, сидели десять человек. Он меня отвел аккуратно в сторону и говорит:

— Я что, как дрессированная обезьяна, должен перед ними прыгать?

— Одно ваше слово, Николай Николаевич, и их здесь никого не будет.

— Ну ладно, раз уж пришли, пусть смотрят.

Он был в светлых штанах и оранжевой рубашке, но самое интересное — как он прыгал: это реально было похоже на прыжки дикой обезьяны.

— Давай Джигарханяна с кошечкой обсудим.

— Это был большой фоторепортаж, посвященный его коту Филу. Армен Борисович не очень любил людей к себе домой приглашать, но ради любимого кота готов был на многое. Он жил в районе Старого Арбата, в небольшой, но очень уютной квартире. Для меня очень важно было, что кот признал меня, я сам кошатник, я всегда по своим котам определяю, что за человек ко мне пришел, потому что коты — это лучшая лакмусовая бумажка.

— Видно, что он его очень любил?

— Для Джигарханяна кот очень важен был, и даже когда он уезжал жить в Америку, он брал Фила с собой. Я помню, когда снимал Армена Борисовича на обложку накануне его 75-летия, то обратил внимание, что в его кабинете висит мой большой портрет с Филом, который был одной из любимых его фотографий.

«С Инной Михайловной было легко работать, она профессионал высшей пробы». Инна Чурикова, 2002 год Виктор Горячев
«Следующий кадр я снял на белом фоне, в белом платье с рассыпанными лилиями, Инна Михайловна была сама нежность». Инна Чурикова, 2002 год Виктор Горячев

— Давай про Чурикову скажем.

— С Инной Михайловной было легко работать, она профессионал высшей пробы. Единственное, нам не очень повезло — стояла большая жара, на улице 33 градуса, а у меня в студии тогда еще не было кондиционера. Для первого кадра мы придумали образ Марлен Дитрих: взбитые волосы, черное обтягивающее платье с блестками на красном фоне смотрелось идеально. Следующий кадр я снял на белом фоне, в белом платье с рассыпанными лилиями, Инна Михайловна была сама нежность. Ну, и потом было замечательное застолье, я прихватил несколько бутылок шампанского, мы сидели и с восторгом слушали ее удивительные рассказы. У меня хорошая память, но тут я ничего не запомнил из того, что она говорила, помню, было чувство потрясающей легкости и веселья. Когда мы уходили, я решил ей подарить цветы, на что она мне сказала:

— Виктор, а вы не будете возражать, если я вас попрошу?

Я говорю:

— Да, конечно.

— Вы знаете, как много мне цветов дарят?

Я говорю:

— Конечно, догадываюсь.

— Давайте мы Леночке эти цветы подарим, — и подарила букет стилисту.

Когда через несколько дней я приехал к ней домой согласовывать фотографии, дверь мне открыл Глеб Анатольевич (муж, режиссер Глеб Панфилов. — Прим. ред.), я уже готовился к экзекуции, но он на редкость доброжелательно отнесся к нашей работе, подсказывая, как ее в будущем максимально выигрышно подать.

 

Ссылка на первоисточник
наверх