На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 401 подписчик

У богов банный день: «Унесенным призраками» Миядзаки 20 лет

Почему главным местом действия являются бани, и что роднит фильм с «Алисой в стране чудес»?

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

Ровно 20 лет назад, в июле 2001 года, состоялась премьера «Унесенных призраками», культового аниме Хаяо Миядзаки. По этому поводу его заново выпускают в российский прокат, а мы решили напомнить, почему основное место действия мультфильма – баня и при чем здесь «Алиса в стране чудес».

Вообще-то никакого мультфильма «Унесенные призраками» нет. Это название придумали западные прокатчики, а в оригинале мультфильм Миядзаки звучал очень «по-японски»: «Сэн и похищенная ками Тихиро». Ками – это боги, а Сэн и Тихиро – два имени одной девочки, главной героини, которая попадает в страну призраков. Согласно правилам потустороннего мира, у нее отняли «человеческое» имя, и заменили на другое, Сэн – чтобы легче контролировать ее истинную природу.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

Лихо закручено, но по-другому у Миядзаки и не бывает. Каждый его фильм – это плотное переплетение древних легенд и современности. Но в первую очередь это фильмы про внутренний мир ребенка.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

Хаяо Миядзаки очень конкретен. Каждая его картина – про определенный этап взросления. «Наш сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо» – про малышей (но без упрощения и сюсюкания), «Небесный замок Лапута» – про мальчиков-подростков в пубертате, «Ведьмина служба доставки» – про таких же подростков, только девочек… «Унесенные призраками» заняли свою нишу, они – про переходный период между детством и юностью. Да, главная героиня, десятилетняя Тихиро, не зря совершает обряд именно перехода – она оставляет позади беспечность и наивность первых лет жизни, чтобы познать первый опыт взросления, перестать быть зависимой от родителей.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

К родителям Миядзаки относится без особого трепета. Попросту он превращает их в свиней – это наказание взрослым за жадность и лень. Именно Тихиро предстоит их спасти, искупить их вину собственным трудом. Так она попадает в бани-купальни могущественной Юбабы.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

Для Миядзаки «Унесенные призраками» – особенный фильм. В его окружении всегда были десяти-, одиннадцатилетние девочки: по словам мастера, они легко находили общий язык. Это роднит Миядзаки с Льюисом Кэрроллом, и именно поэтому «Призраки…» так похожи на «Алису в стране чудес»: разница лишь в том, что Алиса попадает в иной мир, проваливаясь в кроличью нору, а Тихиро приезжает туда на машине.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

Мир, воссозданный Миядзаки – это мир без гаджетов, соцсетей и даже без кинотеатров. Это чистая ностальгия по тому времени, когда на детство не работала целая индустрия развлечений, и дети были предоставлены самим себе. 

«Если у детей появится больше свободного времени и больше свободы, они вырастут более самостоятельными, более умными и приспособленными к жизни»,– говорил режиссер.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

Тихиро, попадая в мир призраков, может полагаться только на себя. Она не может попросить помощи ни по телефону, ни в соцсетях (Фейсбук был создан через три года после выхода мультфильма, но Google уже успешно функционировал). Тихиро приходится принимать быстрые решения, взаимодействуя с персонажами, как сказала бы кэрролловская Алиса, «все чудесатее и чудесатее». Это мальчик-дракон, божество по имени Безликий и покрытая бородавками колдунья Юбаба. Все они не те, кем кажутся на первый взгляд. И они вовсе не нечистая сила, хотя встречаются друг с другом в бане.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

Вообще бани для Миядзаки – это ритуальное место, в котором каждый проявляет свою истинную сущность, буквально ее «очищая». Миядзаки пытался снять мультфильм о бане задолго до «Унесенных призраками», но начальство не понимало этих экстравагантных идей. 

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки Кадр из фильма

Зато потом, когда все получилось, режиссер осуществил свою маленькую месть: «бани» в мультфильме организованы по принципу его родной мультстудии Ghibli, где властная Юбаба, превращающая нерадивых работников в свиней – это президент Ghibli Киефуми Натадзима, а он сам – «всего лишь» шестирукий истопник, работяга «дедушка Камадзи», и, главное, проводник девочки Тихиро в этот страшный, влекущий мир взрослых богов.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх