Рон и Лев Борисович попросили эксперта дать несколько практических советов.
Этот материал нам помогли подготовить кандидат педагогических наук, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества» Анна Замыслова и герои мультсериала «Команда «МАТЧ» Лев Борисович и Рон.
Детство – время открытий и экспериментов, проб и ошибок, а также период, когда ребенок сталкивается с первыми трудностями.
Если он не научится преодолевать их, это неизбежно приведет к страху неудачи, избеганию сложных задач и, как результат, к неуверенности в своих силах, что в будущем будет мешать и учебе, и общению с окружающими, и самостоятельному принятию решений.Как нам, взрослым, правильно реагировать на неудачи ребенка и помочь ему с ними справиться?
Совет № 1 «Будьте примером»Дети учатся, наблюдая за взрослыми. Если родители рассказывают, как благодаря своим ошибкам учатся, для ребенка это становится мощным стимулом.
Покажите малышу пути, как можно исправить сложившуюся ситуацию, а также помогите сформулировать, как не допустить повторения в будущем: например, сделать задание заранее, тщательнее готовиться к контрольной или выступлению, не отвлекаться во время урока и прочее.
Совет № 2 «Не ограждайте от трудностей»Чтобы не пасовать перед трудностями и принимать вызовы, адекватно оценивая свои возможности, ребенку необходим разный жизненный опыт, положительный и отрицательный.
Совет № 3 «Формируйте адекватную самооценку»Любому ребенку важно чувствовать себя ценным, а нам, взрослым, важно научиться хвалить его не только за конкретные достижения, но и за старания. Например, когда ребенок сделал ошибку в рисунке, обратите внимание вместо промаха на его творческий подход: «Какие интересные цвета ты выбрал! Молодец, что ты пробуешь новое». Добавьте: «Я думаю, в этом месте можно в следующий раз сделать по-другому, если хочешь, я тебе помогу». Если результаты далеки от идеала, хвалите за старания: «Мне нравится, как ты старался» вместо «Ты самый лучший». Такие фразы помогут ребенку формировать уверенность в своих способностях и желание пробовать еще раз. Давая оценку действиям ребенка, важно донести до него, что «плохая» оценка не равно «плохой человек», она показывает только неуспех в конкретной ситуации в данный момент времени. Обязательно замечайте и обсуждайте хорошие поступки ребенка. Если ребенок накрыл на стол, сделал бутерброд, сложил свои вещи, помог кому-то на улице или в магазине, не забудьте это отметить: «Было очень мило с твоей стороны помочь».
Совет № 4 «Обсуждайте чувства с ребенком»Разные дети реагируют на неудачи по-разному. Одни замыкаются в себе, другие бурно выражают эмоции. Важно понимать особенности характера и подбирать подходящий способ поддержки.
Совет № 5 «Справляйтесь с неудачей вместе и отслеживайте прогресс»Когда ребенок сталкивается с трудностями, предложите подумать над решением вместе. Если он не может собрать конструктор, вместо немедленной помощи спросите: «Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы получилось?» Это дает ему ощущение поддержки, но сохраняет ответственность за результат. Вместо «Давай я сейчас все быстро сделаю» скажите: «Давай попробуем вместе». Совместное планирование действий, обсуждение ошибок и уроков, которые можно вынести из ситуации, будут отличным инструментом в развитии устойчивости ребенка к неудачам.
Обязательно напомните, как что-то совсем не получалось раньше, и какие изменения произошли сейчас.
Совет № 6 «Избегайте сравнения с другими»Сравнение ребенка с другими детьми, даже с его братьями или сестрами, снижает самооценку и вызывает чувство неполноценности.
Важно, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что отношение родителей зависит от его успехов или неудач. В противном случае, поражение станет не просто проигрышем, а риском лишиться родительской любви. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, а не только когда он хорошо себя ведет, отлично выполняет все задания и занимает первые места в соревнованиях.
Совет № 7 «Будьте искренни и поощряйте за дело»Дети хорошо чувствуют, когда они справедливо заслужили награду, а когда их хвалят просто так. Чтобы любая деятельность ребенка не превратилась в погоню за похвалой и не стала предпосылкой к «комплексу отличника», будьте максимально объективны и конкретны. «Ты просто супер!» полезнее заменить на «Мне понравилось твое сочинение, ты удачно подобрал сравнения и сформулировал свои мысли».
Научить ребенка справляться с неудачами — значит подготовить его ко взрослой жизни. Пока ребенок только учится, не игнорируйте, не ругайте, не приводите в пример других детей, не угрожайте «Не прекратишь плакать, больше играть не будем!», не обесценивайте переживания «Подумаешь, проиграл!». Напротив, обнимите и поддержите: «Я вижу, ты расстроился. Зато мы все заметили, как ты сегодня старался!», переключите внимание «Давай считать красные машины» или «Пойдем есть мороженое». И вернитесь к обсуждению ситуации, когда страсти улягутся, поговорите о его чувствах, придумайте маленькие приятности, который ребенок получит в случае как победы, так и проигрыша. Настраивайте его и себя на позитив, не зацикливайтесь на оценках и баллах, будьте на одной волне с ребенком, действуйте по ситуации и сохраняйте спокойствие.
Статьи по теме:
Свежие комментарии