На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

  • ГАЛИНА КНЯЗЕВА (Самсонова)
    то-то папашка не вылазит с рекламы! Бездари!Когда денег не хв...
  • Владимир Нелюбин
    Вот нашлась..скорее за бабло..Примет вместе с д...
  • Ирина Галивец
    Сколько можно уже писать об этих тварях-предателях? Зачем искусственно создавать шумиху вокруг них и повышать их знач...Муж девальвировал...

На расстоянии: фильмы о снайперах Великой Отечественной войны

Вспоминаем самые интересные фильмы, главными героями которых стали мастера скрытной стрельбы

«Битва за Севастополь», реж. Сергей Мокрицкий Кадр из фильма

К теме снайперов в кино о Великой Отечественной войне обращаются нечасто — слишком специфическое и, вроде бы, незрелищное дело. Скрытность, маскировка, долгое ожидание — вокруг этого сложно выстроить захватывающее повествование, поэтому чаще всего, когда в центре сюжета все-таки оказываются снайперы, на первый план выходит личность, а не боевые действия.

Разбираем, как к этой непростой задаче подошли несколько заметных представителей военного кинематографа.

«Битва за Севастополь» (2015), реж. Сергей Мокрицкий

«Битва за Севастополь», реж. Сергей Мокрицкий Кадр из фильма

 Условная биография человека-легенды

Дорогой российско-украинский проект перед выходом в прокат получил рекламную кампанию, достойную блокбастера. Пафосные трейлеры, отрывки батальных сцен, в главных ролях — звездные Юлия Пересильд и Евгений Цыганов. Зрителя убеждали, что ему расскажут историю Людмилы Павличенко, легендарного снайпера и героини Советского Союза, прославившейся и в Советском Союзе и за рубежом.

В реальности же история эта оказалась весьма условной. Фильм сильно расходился с реальными событиями, патриотический военный пафос затмевал психологические детали характеров персонажей, а до кинотеатров в очередной раз дошла «сжатая» версия мини-сериала, полный вариант которого позже вышел на телевидении. 

Павличенко в картине предстает не столько подлинной героиней, сколько неким собирательным образом женщины на войне, символом победы и невероятного героизма, на который так любит давить современное военное кино. 

Быт снайперов в этом контексте — важная, но все же декорация, а фильм — яркое, но несколько бездушное полотно о важном исторических событиях, лишенных на экране человечности в угоду военной патетике. Фильм-легенда о легендарной героине. 

«Не безымянной высоте» (2004), реж. Вячеслав Никифоров

«Не безымянной высоте», реж. Вячеслав Никифоров Кадр из фильма

Поиски мелодрамы в военных буднях

Еще один гибрид мини-сериала и полнометражного фильма: картина Вячеслава Никифорова через два года после премьеры вышла в формате полнометражного фильма под названием «Высота 89». 

По сути, это попытка сделать по возможности достоверное, но в первую очередь зрительское военное кино, способное привлечь как можно большую аудиторию. Броская, кричащая «картинка», обязательная любовная линия, снайперское противоборство и готовящийся бой, узнаваемые лица — все составляющие потенциального хита.

Практически главная интрига — отношения между героиней Виктории Толстогановой, опытной женщиной-снайпером, и бывшим уголовником в исполнении Алексея Чадова. В поисках крючков для скучающего зрителя авторы прибегают к мелодраме. 

К этой тактике обращались многие, как до, так и после режиссера Никифорова, поэтому военная мелодрама практически превратилась в отдельный жанр. Нет ли в таком подходе натужности — сказать сложно, многое здесь зависит от личного вкуса, но любовные истории — частые гости в военном кино. 

«Кукушка» (2002), реж. Александр Рогожкин

«Кукушка», реж. Александр Рогожкин Кадр из фильма

 Детали человеческой драмы

Фестивальная картина Александра Рогожкина, конечно же, не о снайперах, да и вообще не про конкретную войну. Это практически театральная история, которая и задумывалась изначально как пьеса. 

Да, снайперская профессия дала фильму название — кукушками называли финских снайперов — но с тем же успехом герой Вилле Хаапасало мог быть любым другим солдатом. Историю о том, как три человека пытаются понять друг друга, разговаривая на трех разных языках, это бы принципиально не изменило.

Это не плохо, но те, кто хочет посмотреть фильм о снайпере, могут остаться разочарованными

«Снайпер Саха» (2010), реж. Никита Аржаков

«Снайпер Саха», реж. Никита Аржаков Кадр из фильма

Военный контекст современности

Якутское кино, которое несколько лет переживает настоящий бум и уже успело стать модным среди российских киноманов, не осталось в стороне от темы Великой Отечественной войны. 

Завязка «Снайпера Саха» проста — во время войны якутский солдат сохраняет жизнь немецкому мальчику. Последний уже в наше время решает найти человека, который решил его не убивать. Сам же ветеран живет в тайге и воспитывает внука. Им обоим предстоит встретиться еще раз.

Повествование в фильме разнесено во времени — эпизоды военных действий соседствуют с современностью. Его снова мало интересуют стрельба и тонкости снайперского дела. Это, как можно понять из самой концепции, в первую очередь человеческая драма и размышление о влиянии войны, которое можно ощутить в современности. 

Картина далека от героического кинематографа. Для этого она слишком локальна, компактна, да и вообще не стремится стать военным кино в традиционном понимании. Главный герой — в первую очередь человек, а вовсе не стрелок.

«Снайперы» (1985), реж. Болотбек Шамшиев

«Снайперы», реж. Болотбек Шамшиев Кадр из фильма

 Стремление к достоверности

В центре сюжета — подлинная биография Алии Молдагуловой, девушки-снайпера, посмертно удостоенной звания Героини Советского Союза. На этот раз, правда, авторы фильма попытались показать ее историю максимально точно, даже добавив в историю реальные письма героини.

В воспоминаниях о производстве фильма — куча примеров внимания создателей к деталям: они ездили по местам боев стрелковой бригады Молдагуловой, общались с ее командиром и сослуживицами, а также привлекли как консультанта бывшего командира батальона героини. 

На фоне многих других военных картин выглядят «Снайперы» простовато, если не сказать — бедно: масштабных сражений нет, изображение портит качество пленки, даже натурные съемки кажутся камерными. В каком-то смысле, это антипод современным дорогим блокбастерам, который компенсирует нехватку денег посильной достоверностью.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх