Спектакль-посвящение Владимиру Маяковскому в Театре Терезы Дуровой – одна из самых стильных премьер весны. И вот почему.

Что мы знаем о Маяковском? Революционер, но классик советской литературы. Эстет и экспериментатор, но неистово, фатально любящий человек.
«Певец банок Моссельпрома» (как насмешливо называл его Есенин), то есть автор плакатных стихов – но искренний обличитель мещанского быта. Один из самых хрестоматийных поэтов – но красивый мужчина «на стиле», главный модник прошлого века. В общем, глыба – но очень противоречивая.Театр Терезы Дуровой при полном аншлаге представил спектакль «Без галош элегантнее», раскрывающий самые разные грани личности этой глыбы. И не в последнюю очередь – те, что радуют глаз.

Нетрудно догадаться, что зрителя ждёт совершенно небанальное путешествие. Так, задолго до премьеры возникал вопрос: что же это за приуроченная к юбилею Маяковского постановка о нём, в которой самого Маяковского, по слухам, не будет?..
«Наоборот – их целых пять. Из разного времени, разных ситуаций, разных ощущений, разных стихов»,
— говорит режиссёр театра, народная артистка РФ Тереза Дурова.
Второй интересный момент: это не дежурная постановка к юбилею. Хотя в этом году поэту действительно исполняется 130 лет, у Терезы Дуровой были свои мотивы.
«На самом деле, спектакль был задуман задолго до юбилея. Юбилей – это, конечно, прекрасная дата, но в нашей жизни (в моей конкретно жизни) Маяковский присутствует давно.
Как личность, как поэт, как человек, как мужчина, если хотите»,— отмечает Тереза.

Формат спектакля тоже нестандартен. Это чистый перфоманс без выраженного сюжета. Пятеро Маяковских — Руфат Акчурин, Павел Повалихин, Георгий Шабанов, Михаил Бубер и Сергей Батов – дефилируют в различных образах и декламируют стихи разных лет. В том числе и малоизвестные и даже не принадлежащие перу Маяковского (в спектакле звучат строки Лившица, Бурлюка и Кручёных – «коллег» по футуризму).
Каждая сцена олицетворяет тот или иной период в жизни и творчестве классика. От совсем юного автора, бросившему вызов символизму стихотворением «А вы могли бы?» (1913) – до маститого поэта, находящегося на пике славы, бичующим «буржуазные» замашки юных комсомольцев сатирическим «Маруся отравилась» (1927). Строгих временных рамок и чёткой хронологии тоже нет: из 1928-го (года, когда были написаны «Стихи о разнице вкусов») мы возвращаемся к «Лиличке!» (1916), а затем снова бросаемся в 20-е, когда была написана поэма «Люблю».

Фрагменты биографии можно распознать уже по костюмам. Знаменитая жёлтая блуза – богемный Маяковский из 1910-го. «Бритый инженер» в кепи и простых мешковатых твидовых брюках – близкий к пролетариату поэт из 1920-х. Элегантные пальто, шляпы, свежие сорочки, перстни, бриолин – знак того, что Владимир уже влюбился по уши и сменил гардероб под влиянием Лили Брик. А ещё в показе участвуют роскошный халат в турецком стиле, парчовые жилеты, кумачовый цилиндр и другие образы «радужного денди».
Визуал спектакля – вообще одна из его главных жемчужин. Недаром художником-постановщиком выступает народный художник РФ, лауреат Государственной премии Мария Рыбасова, а художником по костюмам – лауреат национальной премии «Золотая маска», Заслуженный художник РФ Виктория Севрюкова. Всё хочется рассматривать, причём ещё до начала спектакля. Оригиналы тех самых костюмов можно увидеть на фотовыставке в фойе, организованной совместно с Государственным музеем В.В. Маяковского. А чёрно-красная программка выполнена в фирменном конструктивистском стиле его агитплакатов.
Ещё одна жемчужина – живое музыкальное сопровождение (спасибо музыкантам и композитору Сергею Кондратьеву). Джаз всегда в моде, как и сам Маяковский, и звучит так же многогранно: порой холодно и меланхолично, порой захлёстывающе. Барабан как будто является шестым, не заявленным, участником актёрского состава: то марш революции, то сердце романтика.

То, что в Театре Терезы Дуровой приготовили настоящий подарок для фанатов Маяковского – уже понятно. Но стоит ли идти на премьеру, если вы фанатом не являетесь? Однозначно, да. Во-первых, вы, как минимум, пересмотрите свои взгляды на поэзию. Во-вторых, прекрасно проведёте вечер хотя бы благодаря музыкальной составляющей (не любить джаз невозможно). В-третьих, спектакль почти наверняка станет «бустером» для вашего стиля. После увиденного хочется сменить бесформенную толстовку на что-то более комплиментарное.
«Для меня было удивительно узнать, как Маяковский заказывал себе костюмы. Он очень точно объяснял мастеру, чего хочет, он знал детали и недостатки своей фигуры, знал, как эти недостатки замаскировать. Внешний вид был для него очень важным элементом. Юноши сегодня мало обращают на это внимание. Встречая их на улице, не совсем понимаешь: то ли он только что встал, то ли ещё не ложился. Хочет спрятаться от мира? Какое послание он несёт?..... Всё-таки я не приверженец стиля унисекс, хочется конкретного выражения, красоты и именно мужской стати. Вот этим Маяковский удивляет и восхищает»,— признаётся Тереза Дурова.
По словам Татьяны Яковлевой, одной из возлюбленных поэта, своей осанкой и одеждой Маяковский напоминал ей английского аристократа. Тем больший диссонанс вызывает двустишие «Говорят, без галош элегантней. Это ложь. Вся элегантность – от наших галош!» и тому подобные слоганы. Но, как ни странно, эта рекламная маска лишь усиливает ощущение монолита его личности. Гений остаётся собой. Кстати, в одной из немногих сцен соприкосновения — когда Маяковские разных лет встречаются и декламируют по очереди некие знаковые строки – звучит именно эта ода «Резинотресту».

Совсем вскоре после неё прозвучит отрывок из «Флейты-позвоночника». Хотя и не тот, в котором поэт «метался, слова в рифмы выгранивал», но именно таким, ювелирно выграненным с одной стороны, искренним и вдохновлённым – с другой, получился сам спектакль. Отличное доказательство того, что форма не только не исключает содержания, а иногда даже обыгрывает и раскрывает его ценность.
- Где: Театр Терезы ДуровойКогда: 23 марта, 12 апреля, 24 мая, в 19.00
Свежие комментарии