На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

  • ГАЛИНА КНЯЗЕВА (Самсонова)
    то-то папашка не вылазит с рекламы! Бездари!Когда денег не хв...
  • Владимир Нелюбин
    Вот нашлась..скорее за бабло..Примет вместе с д...
  • Ирина Галивец
    Сколько можно уже писать об этих тварях-предателях? Зачем искусственно создавать шумиху вокруг них и повышать их знач...Муж девальвировал...

Уцелевшая рукопись, массовые отказы от ролей и пьяные импровизации: как снимали «Гардемарины, вперед!»

Фильм не приняли критики, но очень полюбили зрители.

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

Режиссер Светлана Дружинина не верит в случайности. Неожиданные повороты в жизни и в работе она воспринимает не иначе, как «чудеса судьбы» и любит повторять: «Кто верит в случай, не верит в Бога». Никто точно не знает, какие силы вмешались в создание 4-серийного фильма о гардемаринах – курсантах Навигацкой школы, открытой Петром Великим в Москве. Но этот проект оказался самой успешной работой режиссера, определившей ее творческий путь на многие годы вперед.

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

То, что кино обязано было появиться, – установленный факт. Иначе как объяснить, что после пожара в доме Дружининой и ее мужа Анатолия Мукасея, из всех книг и рукописей в целости сохранилась одна красная папка с произведением Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы». Изначально режиссер не собиралась даже читать «это», – автор произвела на нее не лучшее впечатление. Уже после пожара, папка обнаружилась в нетронутом огнем кабинете Мукасея. Тот, оказывается, уже прочитал книгу и решил, что для кино это отлично подойдет. Убедить жену уже ничего не стоило, а та, в свою очередь, отстояла проект на Мосфильме и в телеобъединении «Экран».  

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

Вскоре был готов сценарий. Юрий Нагибин, учитель Соротокиной, изъял из него все лишнее.  Дружинина уже знала, кого будет снимать в новом фильме. Актеры, с которыми она работала, обычно никогда не отказывались сниматься в ее новых картинах. Но в этот раз все пошло не по плану. От роли Лядащева отказался Леонид Филатов, от роли Александра Белова – Олег Меньшиков. Дальше – больше. Юрий Мороз, который должен был сыграть Алешу Корсака, разрывался между съемками и дипломным проектом, что никак не устраивало Дружинину, – она требовала от артистов полной отдачи. Когда Мороза решено было заменить Харатьяном, оказалась не удел Марина Зудина, приглашенная на роль Софьи, – артисты в кадре вместе выглядели странно. Но хуже всего было то, что буквально никто не подходил на роль Анастасии Ягужинской.

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

Про несгибаемость и упорство Дружининой знают многие. Она никогда не сдавалась и не унывала даже в самых сложных ситуациях. Характер закалила война и... балетная школа. Поэтому режиссер продолжала «бороться и искать», следуя любимому девизу из «Двух капитанов». Так, в «Гардемаринах» появился Александр Абдулов, Сергей Жигунов, Владимир Шевельков, Ольга Машная. Пригласить на пробы Татьяну Лютаеву Дружининой посоветовал сын Михаил, который как раз заканчивал операторский факультет ВГИКа. Как рассказывала потом актриса, Светлане Сергеевне не хватило места на студенческом спектакле с ее участием, и она больше часа простояла в проходе. Пробы состоялись на следующий же день.

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

«Гардемаринов» снимали в Москве, Ленинграде, Таллине и Ялте. Большинство локаций хорошо известны, в их числе – музеи «Кусково», «Коломенское», «Крутицкое подворье», Юсуповский и Массандровский дворцы. Вне городов артисты скакали на лошадях и махали шпагами под Калинином, ныне Тверью. Жигунов, Харатьян и Шевельков отлично ладили между собой. Это уже потом, спустя годы начнутся обиды, претензии и поиски виноватых в последующих неудачах. Но когда Саша Белов летел на коне через все поле предупредить друга о опасности в виде Де Брильи, – он делал это абсолютно искренне.

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

«Когда я скакал наперерез карете, то для меня было главным не спасти какие-то бумаги, а спасти друга. В такие минуты забываешь, фильм ли это, действительность ли», – рассказывал потом Жигунов.

Этот момент фильма запомнили многие артисты. Сцена снималась долго и не без происшествий. Сначала были проблемы со светом, – солнце то выходило, то закатывалось в облака. Дело шло к вечеру. Заскучавшие актеры собрались в служебном автобусе. У кого-то нашелся коньяк, у кого-то появилась закуска. Неожиданно вышло солнце, и команда решила снимать. Лютаева потом рассказывала, что, когда Де Брильи побежал в лес, она по сценарию должна была остаться и кареты и молча страдать. Но под воздействием алкогольных паров актриса с криками бросилась к якобы застреленному Сереже. Дружинина была в ярости. Сцену переснимали еще несколько раз, но в итоге в фильм попали именно те «неправильные» кадры. 

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

На том же поле едва не погиб дублер, который падал с лошади вместо Сергея Жигунова, – поводья обвились вокруг шеи и чуть не задушили каскадера. Дружинина решила использовать этот момент в фильме, – всю следующую серию Саша Белов подкашливал из-за травмы.

«Гардемарины, вперед» выходили на советские экраны почти на десять лет позднее популярных и ставших хитом «Д’Артаньяна и трех мушкетов». Интерес к музыкальным фильмам был в то время огромный. Дружинина хотела не меньшего успеха для своей картины, поэтому предложила написать музыку Геннадию Гладкову. Но того уже позвали в фильм «Человек с бульвара Капуцинов», – они тогда поругались.

«Долго с ним [Гладковым] даже не хотела общаться. Но потом мы познакомились с Лебедевым, подружились. И выяснилось, что нет худа без добра. Потому что музыка совершенно прекрасная!», – вспоминала потом режиссер.

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

Николай Лебедев очень старался. Для него картина стала настоящим вызовом, – ему хотелось переплюнуть «Мушкетеров». Что удивительно, советскому зрителю даже в голову не пришло сравнивать две картины и особенно музыкальные номера. Поэтому выяснить, у кого получилось лучше, у Лебедева или у Дунаевского, так и не удалось, да и было никому не нужно.

«Гардемарины, вперед!», реж. Светлана Дружинина Кадр из фильма

Премьера фильма состоялась 1 января 1988 года. Дружинина вспоминала, что ни одного хорошего слова от критиков она тогда не услышала, зато Мосфильм был завален письмами от благодарных зрителей. Легендарная троица – Жигунов, Харатьян и Шевельков – в момент стали всенародными любимцами. А уже в следующем году стартовали съемки продолжения саги «Виват, гардемарины!».

После «Гардемаринов» Светлана Дружинина всерьез увлекалась историей России и выпустила восемь фильмов «Тайны дворцовых переворотов» о событиях 18 века. Но она всегда мечтала снять продолжение легендарной истории про курсантов Навигацкой школы. Сценарий был написан давно, а вот со съемками дело обстояло туго. Режиссер долго не могла «пробить» финансирование. Но Дружинина не была бы собой, если бы отступила. Около месяца назад стало известно, что специально на завершение последних двух частей картины правительство выделило 65 млн рублей.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх