На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

Копеечные гонорары, затасканные костюмы и съемки под пулями: как создавались «Петербургские тайны»

Один из самых успешных отечественных сериальных проектов 90-х годов появился вопреки обстоятельствам.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Год 1994. В России приступила к работе Госдума, финансовая пирамида «МММ» выпустила новые акции, а на первом канале начали показывать «Петербургские тайны».

Создано по бестселлеру 19 века

Княжна Марья Чечевинская забеременела от женатого дворянина Дмитрия Шадурского. Вскоре тайная связь стала явной, и вот уже разгневанная жена Шадурского собирается отомстить неверному супругу, – так начинается эта 48-серийная история, за которой с трепетом наблюдали взрослые и их подрастающие дети.  

Проект, которому долго не находилось место в сетке вещания телеканалов, с первых же серий стал мегапопулярным. Антураж 19 века резко контрастировал с бандитско-милицейским беспределом, заполонившим эфир. Любимые артисты в роскошных платьях и сюртуках радовали глаз. Но главное – это сюжет, в котором смешались каноны мексиканских мыльных опер и русской классической литературы.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

«Петербургские тайны» – вольная интерпретация романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Об этом сразу заявлялось в начальных титрах. Роман, подробно описывающий петербургское дно, в 1860-е был настоящим бестселлером, –  его покупали, читали, обсуждали. О нем говорили даже Тургенев и Достоевский. Первый, правда, больше ругал и называл чепухой, второй оценил по достоинству и не раз приглашал автора публиковаться в своем журнале.

Наши люди это заслужили

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Как рассказывал один из сценаристов Анатолий Гребнев, взяться за переложение книги, о которой он имел весьма смутное представление (в советское время книгу не переиздавали), на язык кино его уговорил Леонид Пчелкин, инициатор и вдохновитель проекта, один из режиссеров.

«Леонид Пчелкин, при том, что уже немолод, не очень здоров, иногда кажется, что с трудом передвигает ноги, обладает, как выяснилось, недюжинной энергией и магической силой убеждения, против которой устоять невозможно. Чем-то он вас незаметно завораживает: только что вы сказали «нет» и вот уже говорите «да», – рассказывал Гребнев в своей книге «Записки последнего сценариста».

Тогда, в начале 90-х, многим еще казалось, что сериалы – это пошло и низко, а киноискусство обязано воспитывать вкус и говорить о высоком. Но, как ни странно, это и был главный аргумент Пчелкина, – создать культурный отечественный сериал. «Неужели наши люди, не заслуживают ничего лучшего, чем мексиканский ширпотреб?», – говорил он. И многие соглашались. Вернее, все, – и артисты, и сценаристы, и режиссеры.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Сразу планировалось убрать из романа с подзаголовком «Книга о сытых и голодных» все лишнее, остросоциальное, развить и досочинить романтическую и авантюрную линии. Вместе с Гребневым за дело взялись театральные драматурги Елена Гремина и Михаил Угаров. Предстояла большая работа, – 1500 страниц текста. 

«Сценарий наш не был готов к началу съемок, писали его следом, вдогонку, дистанция иногда угрожающе сокращалась. Первые двенадцать серий уже прошли в эфир, мы же еще додумывали продолжение, все дальше отходя от романа», – вспоминал сценарист.   

Баринову даже не пришлось учить роль

Актер Валерий Баринов, сыгравший управляющего Хлебонасущенского, потом рассказывал, что ему очень пригодилось умение быстро запоминать текст непосредственно перед сценой.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

«Прихожу на съемки, Пчелкин мне: «Учил текст?» – «Нет!» – «Вот и молодец – мы тут тебе новый написали!» И мне приносили монологи на трех-четырех страницах», – рассказывал актер.

Баринов начал сниматься, когда «Петербургские тайны» уже стали популярны. Однажды он встретил Пчелкина в коридорах Останкино. Тот сказал, что у него есть роль, – маленькая и скучная, отказывать всем, кто просит денег. Актер согласился. И в первой же сцене понял, что роль на самом гениальная, «чистый Достоевский».

Работали за идею. Из любви к режиссеру и зрителю

Актерский состав во многом определил успех фильма. Елена Яковлева, Лариса Лужина, Наталья Гундарева, Ирина Розанова, Николай Караченцев, Виктор Раков, Валерий Баринов, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Гундарева – все сплошь звезды советского экрана.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Как удалось режиссеру уговорить их всех, так и осталось за кадром. Но что еще удивительнее, знаменитые артисты, уже избалованные высокими гонорарами, согласились работать буквально за копейки, – у сериала был катастрофически малый бюджет. Трудились фактически за идею, ну и потому, что все любили Пчелкина, – это признанный факт.

Когда накануне съемок продолжения сериала журналисты спросили у Николая Караченцева про заработки, тот ответил:

«Гонорары просто смешные. Но зато я писем от зрителей получил мешок как минимум».

Актер заявил, что и за золотые горы не согласился бы играть персонажа, который ему не нравится. Но его герой, Сергей Антонович Ковров, пришелся по душе, как и миллионам людей по ту сторону экрана.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Презренные и благородные дворяне

Серж Ковров был одним из двух персонажей, чью линию пришлось досочинять. В романе ему было отведено буквально несколько страниц, зато в фильме отставной поручик влюблен в Юлию Бероеву в исполнении Евгении Крюковой, и как настоящий дворянин готов пойти на все, чтобы спасти жизнь и честь любимой дамы, покарать людей, сломавшей ей жизнь. В отличие от автора романа, который презрительно описывал петербургскую знать, сценаристы были уверены, что от дворян сегодня ждут иного.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Вторым таким же придуманным героем был Николай Чечевинский, которого сыграл Виктор Раков. В романе он карточный шулер и фальшивомонетчик, в сериале – благородный представитель высшего общества, не теряющий надежды найти пропавшую сестру и вернуть честь своей фамилии. Как ни странно, для актера эта роль осталась одна из самых запоминающихся в кино.

Москва вместо Питера и залатанные костюмы

Поскольку денег не было, экономили на всем, – собственно «Петербургские тайны» были отсняты в основном в Москве. Везти актеров, живущих в столице, в Санкт-Петербург, было непомерно дорого. Там снимали только проезды карет.

Интерьеры помещений воссоздали в Останкино, натурные сцены игрались в подмосковных городах и усадьбах, московских лесопарках. Усадьба Суханово превратилась в усадьбу Чечевинских, а особняк дома 18 по Малой Дмитровской стал резиденцией генеральши Амалии Потаповны фон Шпильце.  

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Техника была убитой, казалось, что камера готова развалиться в любой момент. Костюмы – по несколько раз перешиты. Судя по их виду, в них отыграл свое не один десяток артистов. Участники съемок смеялись, что, мол, слава богу, зрители не видит вблизи, в чем ходили представители высшего общества, – не поверили бы!

Но никто не жаловался. Актеры находили время между репетициями в театрах и приезжали на съемки. Каждая серия шла практически час. Снимали их быстро, – не кусками, как принято в кино, а большими длинными сценами. Гребнев, глядя на то, как работают артисты, просто изумлялся их умению «схватывать» текст и отыгрывать картины буквально с одного дубля?!

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Штурм Останкино

В октябре 1993 года группа оказалась в заложниках при захвате Останкино. Когда генерал Макашов пошел штурмом на телецентр, на первом этаже как раз снималась сцена объяснения княжны Марьи в исполнении Яковлевой и ее горничной Наташи – Розановой.

«Выстрелы раздавались совсем близко, и обе наши актрисы, а с ними и Галя Польских в костюме акушерки Эльзы Францевны, и сам режиссер с оператором и остальной группой легли на пол. Потом пробирались ползком по туннелю в здание напротив, но и там пришлось залечь. Спасибо омоновцам – притащили артистам бутерброды», – рассказывал потом Гребнев.

Участники съемок слышали все, что тогда происходило на улице, – в те дни в Москве царили страшные беспорядки, каждый творил, что хотел. У оператора Тимура Зельмы во время штурма кто-то угнал машину со стоянки, – владелец наблюдал за этим из окна телецентра и ничего не мог сделать.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Те события произвели сильное впечатление на Ирину Розанову. Даже спустя пару лет, когда журналисты спрашивали актрису о каких-нибудь смешных случаях, произошедших на площадке, она вспоминала про тот страшный вечер в Останкино:

«Вся съемочная группа оказалась в заложниках. Ничего себе «прикольчик», да?», – говорила актриса, желая закончить разговор.

Счастливая развязка

Чем ближе оказывался финал, тем яснее становилось сценаристам, каким он будет.  Порок должен быть наказан, а добродетель восторжествовать, – никак иначе. Гребнев рассказывал, что раньше ни в жизнь не согласился бы на хэппи-энд, – такая концовка вообще не свойственна традициям советской кинематографии. Но с «Петербургскими тайнами» все было иначе, – зрителям было нужно торжество справедливости, которого так не хватало в обычной жизни в середине 90-х.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

«Уж не знаю, искусство ли это или что-то другое, скорее все-таки «что-то другое», но, если ты доставил удовольствие людям в эти вечера, если дал им «хороший конец», которого они ждут, не казнись – совесть твоя чиста», – вспоминал потом сценарист. 

Поэтому хитрого управляющего Хлебонасущенского настигает правосудие, незаконнорожденная дочь княжны Марьи возвращается домой, с Сергея Коврова снимают все обвинения, и он может спокойно увезти любимую Юлию Бероеву за границу.

«Петербургские тайны», реж. Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчёлкин Кадр из сериала

Продолжение сериала «Петербургские тайны. Развязка» уже не пользовалось таким успехом. Новые 12 серий вышли на экраны в 1998 году. Но это были уже другие времена, а с ним пришли и новые фильмы. 

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх