Герои одного из самых популярных и загадочных мировых романов недавно ожили на сцене московского Театра на Малой Ордынке.
Герои одного из самых популярных и загадочных мировых романов недавно ожили на сцене московского Театра на Малой Ордынке.
Главную женскую роль в спектакле «Мастер и Маргарита. История любви» исполняет Янина Студилина, а Воланда играет худрук театра Евгений Герасимов.Евгений Герасимов: «Бал у Воланда многого стоит!»
«Я прочитал «Мастера и Маргариту», когда учился в девятом классе. Роман, конечно, понравился. Но я ощущал некоторую разрозненность этого произведения, сюжетные линии в нем для меня не соединялись. Ведь Булгаков умер, так и не закончив роман. То, какой мы знаем книгу, — это труд нескольких людей, в первую очередь жены писателя Елены Сергеевны — на основании рукописей Михаила Афанасьевича. Может быть, поэтому существует столько вариантов его прочтения на сцене и в кино: каждый режиссер видит эту историю по-своему. Через десятилетия, когда я был худруком Третьего творческого объединения на Киностудии имени Горького, у меня даже возникла мысль сделать фильм по роману (к тому моменту как режиссер я снял много картин). Но так получилось, что за экранизацию первым взялся Юра Кара, который работал в моем объединении. И вот теперь я встретился с героями Булгакова на сцене — в спектакле режиссера Антона Непомнящего «Мастер и Маргарита. История любви» в Театре на Малой Ордынке. Сценическую версию романа сделал мой сын Владимир — это его первый опыт большой литературной работы для театра. Из всей книги в постановке выбрана тема любви Мастера (его играют Игорь Лагутин и Иван Стебунов) и Маргариты (Янина Студилина) и ее жертвы собой ради любви. Конечно же яркой связующей линией проходит Воланд. Главным для нас было создать булгаковскую атмосферу, вовлечь в нее зрителей. И публика действительно становится участницей некоторых сцен. Очень хочется, чтобы после нашего спектакля она захотела и еще раз его посмотреть, и перечитать книгу. Некоторые люди, чьему мнению я доверяю, после премьеры говорили: «Я видел столько вариантов «Мастера и Маргариты» — и в кино, и в театре. И только теперь понял, про что этот роман…» А еще у нас очень зрелищная постановка: с великолепными декорациями, огромными зеркалами, шикарными костюмами, красивой музыкой, танцами. Один бал у Воланда чего стоит!
Я играю на театральной сцене уже более пятидесяти лет. И всегда понимал, что настоящий артист должен служить в театре. Это школа, когда ты каждый вечер имеешь возможность сыграть по-новому. Это живые эмоции, непосредственный разговор со зрителем: после многих спектаклей я в фойе общаюсь с людьми, чтобы лучше понять их настроение, реакции. А еще театр — это душа, это сердце, это ты сам».
Янина Студилина: «Булгаков нам помогал»
«Я прочитала «Мастера и Маргариту» в восьмом классе, потом в одиннадцатом, затем — когда училась в театральном институте. А сейчас, по-моему, у меня наступил именно тот возраст, когда могу Маргариту понять и сыграть. Потому что и сама уже много пережила, испытала…
Интересный факт
Первой в СССР инсценировкой булгаковского романа стал спектакль Юрия Любимова в Театре на Таганке (1977 год), причем режиссер добивался разрешения на постановку целых девять лет. Затем сценические версии «Мастера и Маргариты» представили многие театры, в том числе МХТ имени Чехова. А Александр Градский написал на этот сюжет рок-оперу, которая существует в виде аудиозаписи.
Несмотря на то что постановка достаточно классическая, она очень современная, в ней много спецэффектов — ветродуи, пиротехника. А полет Маргариты — настоящий мини-фильм: этот эпизод мы снимали целую смену. Моя героиня летит из исторической Москвы в Сити, где живет критик Латунский, и разбивает в небоскребе все окна! Для этой сцены Баста написал очень интересную песню: драматическую, с настоящим накалом страстей. Я репетировала ее почти три месяца, мы долго искали нюансы, меняли аранжировки. А еще специально для спектакля композитором Константином Мининым была написана «Исповедь Маргариты»... В общем, ни к одной роли я так не готовилась, как к Маргарите. И здорово, что у меня в спектакле такие прекрасные партнеры: Илья Лагутин, Иван Стебунов, с которым мы уже не раз играли в спектаклях, Евгений Владимирович Герасимов…
Моя героиня очень сильная, волевая, искренняя, настоящая. Ее история близка многим современным женщинам, у которых вроде бы все есть — хороший муж, который всем обеспечивает, отличная квартира. Но они жаждут любви. Встретив Мастера, Маргарита обрела эту любовь. А еще вдохнула в него силы дописать роман, дала импульс творить, верить. Без Маргариты у него ничего бы не получилось. И ради этой великой любви героиня идет на сделку с дьяволом.
В одном эпизоде Мастер просит Маргариту вернуться к мужу, потому что с ним ей будет лучше, спокойнее. А она столько для него сделала, через столько испытаний прошла! Режиссер сказал: «В этот момент у героини должны быть такие эмоции, чтобы зритель подумал: вокруг гремит гром и сверкают молнии»…
Интересно в нашем спектакле решены и эпизоды, где Маргарита обнажена. Когда я намазываюсь волшебным кремом, я одна на сцене, в очень откровенном наряде и... танцую. А мой наряд для бала у Воланда кропотливо создавала Мария Приёмко (я с ней работала в сериале «Сестры»). Платье шилось вручную и прямо на мне: в течение трех недель я приходила на примерки, на меня, как на манекен, набрасывали детали будущего костюма, и я по два-три часа стояла неподвижно, пока художница сшивала разные части. Зато теперь я выхожу в этом платье на сцену, и зал сразу аплодирует…
Когда приступала к репетициям, многие меня пугали: мол, роман мистический, актеров ждут большие неприятности. Некоторые артисты, кстати, даже отказывались играть. А я не боюсь! Тринадцать лет назад уже снялась в одном сериале по Булгакову — в роли служанки Аннушки в «Белой гвардии» режиссера Сергея Снежкина. Часть съемок проходила в Киеве, в музее-квартире писателя. И мне кажется, Михаил Афанасьевич тогда чем-то мне помогал. И сейчас помогает…»
Смотрите спектакль «Мастер и Маргарита. История любви» в Театре на Малой Ордынке 26 декабря, 11 и 19 января
Статьи по теме:
Свежие комментарии