Обновленная версия музыкального спектакля по мотивам «Войны и мира» идет в театре «Градский Холл».
Если вас когда-нибудь очаровывало творчество Алексея Рыбникова — автора музыки к любимым рок-операм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», фильмам «Буратино», «Вам и не снилось», «Тот самый Мюнхгаузен» и десяткам других талантливых проектов из мира кино и театра, — вам прямая дорога в «Градский Холл».
Именно там идет обновленная версия музыкального спектакля композитора по мотивам романа Толстого «Война и мир» — опера-драма «Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский».Рыбников работал над этим проектом много лет, немало в нем меняя, дорабатывая либретто, он то оставлял проект, занимаясь другой работой, то возвращаясь к нему. Оттачивая замысел, композитор искал и название будущего музыкального спектакля. Поначалу это были и «Война и мир», и «Живые картины времен Александра I и императора Наполеона Бонапарта». Но не то, не то...
Окончательная версия оперы-драмы сложилась во время пандемии. Не стремясь объять весь роман Толстого, композитор как бы пунктиром, красной линией ведет своего главного героя Андрея Болконского по выбранному им сюжету. Это вокруг князя он построил всё действие, вместив в его линию судьбы и Аустерлиц, и комету, и Бородино, и салон Анны Шерер. Перед нами и участие Болконского в войне, охватившей весь мир, и его драматичная любовь к Наташе Ростовой.
В либретто Рыбникова есть сцены на французском языке (на котором в начале XIX века было принято общаться в высшем свете), с этим текстом композитору помогала жена Татьяна.
В окончательном варианте опера-драма «Le Prince Andre Князь Андрей Болконский» — это два акта по 55 минут, динамичные и захватывающие. «Это тот хронометраж, в течение которого можно удерживать активное внимание зрителя, — рассказывал Рыбников. — Спектакль сделан по принципу остроразвивающегося сюжета. Я по-другому никогда и не писал музыкальные произведения».
А современные технологии в области компьютерной графики позволили композитору воплотить в спектакле самые фантастические идеи. Пространство увеличено за счет огромного экрана, установленного позади сцены и позволяющего в один миг переноситься и на поле боя, и в усадьбу Ростовых, и в светские салоны, и под звездное небо...
И да, это с первых нот — тот самый Рыбников, которого мы любим, его почерк и стиль, его неповторимая музыка. Конечно, «Le Prince Andre» — не опера в чистом виде (как у Прокофьева). Здесь звучат и рэп, и рок, и партии-речитативы, и мелодекламация, и хоровое пение... И всё это, конечно, —незабываемые мелодии, которые уже покоряют публику, как когда-то написанная Рыбниковым музыка, например, для космической «Арии Звезды» из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» или легендарного романса «Я тебя никогда не забуду» из «Юноны и Авось»...
В новом спектакле Алексея Рыбникова таких шедевров несколько, и самым на сегодня известным, который после первых же спектаклей пошел в народ (в Сеть), — трогательная и нежная, удивительно красивая ария-романс «Natacha, je t'aime». Она звучит в спектакле трижды: когда князь Андрей, влюбившись, собирается сделать Наташе Ростовой предложение, спрашивает: «Любите ли вы меня?» — и получает в ответ «Да. Да!»; когда князь Андрей перед смертью жалеет, что отверг Наташу после ее проступка; и в конце оперы-драмы, когда Наташа, замужняя дама и мать, вспоминает об Андрее Болконском и своей несбывшейся любви...
Прекрасные голоса оперных певцов, и поющих драматических артистов (а всего в спектакле больше 50 участников) звучат так, что после каждой арии, каждого музыкального номера раздаются аплодисменты. Здесь есть и сцены с танцами, их тоже исполняют профессионалы — солисты театра «Новый балет». Можно, конечно, попытаться послушать отрывки из оперы-драмы: некоторые из них уже существуют в видеосюжетах. Но при всем восторге от музыки впечатление это не сравнить с теми, которые охватывают вас во время спектакля. Вы ощущаете все величие задумки композитора, смотрите сюжет, который он выстроил, а градус восприятия музыки растет по мере развития событий. Душа просыпается и становится чуткой к каждому движению, к каждой ноте. Именно поэтому многие зрители так растроганы и не скрывают слез, слушая финальную композицию оперы-драмы под кружащийся над опустевшим пространством снег. А откуда-то с небес звучит «Наташа, je t'aime»...
Обновленную трактовку оперы-драмы после пандемии пробовали на разных площадках. Но когда год назад Рыбникову предложили стать художественным руководителем театра «Градский Холл», спектакль получил свой дом и постоянную прописку. И теперь увидеть его можно именно там.
Статьи по теме:
Свежие комментарии