На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 397 подписчиков

Свежие комментарии

Затонул, но доплыл до кассы: «Титаник» – идеальный блокбастер на все времена

Объясняем, почему этот фильм заставляет зрителей по всему миру смотреть его три часа кряду с замиранием сердца.

«Титаник» Кадр из фильма, Кинопоиск

2 млрд долларов и 11 «Оскаров» – именно столько заработал вышедший в 1997 году фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». Он, возможно, и продолжил бы оставаться самым кассовым фильмом в истории кино, если бы не «Аватар» все того же Кэмерона и не «Мстители: Финал» чуть позднее. Хотя эра «Титаника» и без того была даже слишком долгой в условиях постоянного развития компьютерных технологий и увеличения масштабности кинокартин. Так почему же этот фильм настолько успешен и что заставляет зрителей по всему миру смотреть его три часа кряду с замиранием сердца по сей день?

Джеймс Кэмерон

«Титаник», реж. Дэвид Кэмерон Кадр из фильма, Кинопоиск

«Я король мира», – объявил Джеймс Кэмерон после вручения ему 11 «Оскаров» за «Титаник» и в чем-то оказался совершенно прав. Ему удалось создать универсальный фильм, способный залезть в душу абсолютно любому. И пусть кто-то скажет, что в 2021 году рыдать над историей Роуз и Джека – моветон, – упрекнуть Кэмерона в том, что он снял попсовую мелодраму невозможно.

Джеймс Кэмерон хоть номинально и не является одним из режиссеров так называемого Нового Голливуда, но идейно и преемственно с ними всей душой. Во всяком случае именно независимость (как в коммерческом, так и в художественном смыслах) режиссеров Нового Голливуда позволила некогда появиться первым блокбастерам. «Челюсти» Спилберга (хронологически как раз они являются первым американским блокбастером) смогли появиться как в противовес, так и благодаря царствующим до этого Скорсезе, Копполе и Кубрику. Ну а Кэмерон вырос как художник именно под влиянием этих фильмов и этих мастеров, практически сразу осознав, что нужно картине для того, чтобы стать идеальным произведением, впечатляющем критиков и массы.

Например, масштабность и компьютерные технологии. Уж в чем Джеймс Кэмерон новатор – так это в использовании новых приемов создания несуществующих экранных миров. Проводить свои первые эксперименты он начал еще в «Терминаторах» (помните суперпластичного Т-1000 из второй части?), а затем в «Бездне». «Титаник» же стал квинтэссенцией мастерства режиссера в плане работы с зеленым экраном и вполне реальными декорациями. Давно уже не секрет, что для съемок фильма был создан корабль почти в полную величину настоящего «Титаника», а актеры действительно мерзли в огромном бассейне, имитирующем океан. Все это украшалось с помощью CGI-графики и великолепного поэтического монтажа.

Другая находка Кэмерона – главные герои – бунтари без причины. Ну это уж точно Новый Голливуд во всей своей красе. Хотя поводов для бунта, что у Розы, что у Джека было предостаточно. Она – будущая трофейная жена жестокого богача, а он – обречен всегда быть униженным людьми, явно не заслужившими своего высокого положения. Однако человечность этих героев, их юность и искренность стали идеальным способом приманить в кинотеатры молодых зрителей.

Дуэт Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо

«Титаник», реж. Дэвид Кэмерон Кадр из фильма, Кинопоиск

Привлечение этих двоих к съемкам оказалось одним из лучших решений, принятых Кэмероном еще на этапе предварительной работы со сценарием. Оба актера согласились участвовать в фильме практически сразу, даже не прочитав законченный вариант скрипта, однако далее их карьеры после «Титаника» развивались совершенно по-разному. Для Уинслет, на тот момент не совсем умещавшейся в стандарты типичной голливудской звезды (когда бал правили идеальные как в жизни, так и на экране Джулия Робертс, Кэтрин Зета-Джонс, Анджелина Джоли и другие), роль отважной Розы стала билетом в большое кино. Для ДиКаприо же образ Джека оказался бременем – актер в течение многих лет отказывался сниматься в амплуа романтического героя, чтобы не застрять в нем на всю жизнь.

Однако на экране они смотрятся невероятно органично и естественно. В подлинность их чувств верится как-то сразу и без лишних сомнений. Причина тому, помимо добротной драматургии «Титаника», еще и крепкая дружба между Уинслет и ДиКаприо, которую они смогли пронести сквозь годы.

Кстати, в 2008 году актеры вновь сыграли пару – у Сэма Мендеса в «Дороге перемен». Там уже повзрослевший дуэт смотрится не менее натуралистично, однако корень драмы их персонажей на сей раз не в классовом расслоении и необратимости крупнейшей катастрофы, а в несчастливом браке. Подобрав именно такой каст, Мендес будто сразу внушает зрителям непроизвольную мысль: «Дорога перемен» – это именно то, что могло бы случиться с Розой и Джеком, если бы оба они выжили и поженились. Но «Титаник» об этом умалчивает. И слава Богу.

Второстепенные персонажи

«Титаник», реж. Дэвид Кэмерон Кадр из фильма, Кинопоиск

Джеймсу Кэмерону удалось снять картину, в которой буквально каждый появляющийся в кадре персонаж вызывает определенные эмоции – от сочувствия до омерзения. И в этом тоже заключается гениальность «Титаника» – драматургическая. Конструкция фильма, помимо рамки с постаревшей Розой, состоит из двух частей: до столкновения с айсбергом и после. И обе они работают не только на саспенс и головокружение, но и на раскрытие персонажей. Высшее общество, состоящее из матери Розы, ее жениха и состоятельной вдовы Молли Браун (единственного приятного человека в компании), показано Кэмероном с осуждением, если не сказать с презрением. Команда корабля – включая архитектора и капитана – с сочувствием. И только пассажиры третьего класса – с симпатией. На эту идейную раздробленность работает и работа с камерой и планами, и монтаж, и даже музыка. В части «до айсберга» мы встречаем этих героев – простых трудяг, получивших свой золотой билет на последнее в жизни путешествие – и уже знаем, что они обречены. Но благодаря психологизму деталей, референсам к предыдущим сценам и эпизодам борьбы за выживание на тонущем судне мы просто физически не можем не испытывать эмоций – жалости, скорби, благоговейного ужаса и отвращения к классовой несправедливости.

Кэмерон не забывает показать последние минуты почти каждого, кто так или иначе участвовал в первой части фильма. Тут и оставшиеся погибать вместе с кораблем архитектор и капитан, и мать, укладывающая детей в постель перед неминуемой гибелью, и музыканты, продолжающие играть даже перед лицом неизбежности. И жених Розы Кэл (Билли Зейн как всегда хорош в образе подлеца), занявший чье-то место в спасительной шлюпке.

Мелодрама на фоне катастрофы

«Титаник», реж. Дэвид Кэмерон Кадр из фильма, Кинопоиск

Но главное, что делает «Титаник» универсальным фильмом – уникальное сочетание любовной истории и масштабного саспенса. Именно благодаря ему ни один зритель после просмотра не скажет, что только что увидел обычную мелодраму или же напротив – обычный блокбастер-катастрофу. Идея крушения корабля, гибели сотен невинных людей держит в тревожном ожидании уже с первых кадров фильма. Мы знаем – это произойдет, но оттого история Розы и Джека пронзает еще сильнее. Ведь обреченная любовь, новый взгляд на Ромео и Джульетту, чья разлука продиктована даже не разногласиями семей или социальным неравенством, а не подвластным человеку роком, – это то, что смотрится и, простите за грубость, продается везде и всегда.

Драматургия «Титаника» действительно впечатляет – три часа экранного времени пролетают как на одном дыхании благодаря постоянным скачкам во времени и делению картины на те самые две части. Кстати, продолжительность киношного затопления корабля совпадает с реальной – так что Кэмерон истово постарался передать зрителю весь ужас последних минут обреченных на смерть пассажиров.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх