«Взгляни на этот портрет Достоевского». — «Узнаю Федора Михайловича. Да и как не узнать. Портрет...

«Взгляни на этот портрет Достоевского». — «Узнаю Федора Михайловича. Да и как не узнать. Портрет хрестоматийный, с детства знакомый. О Достоевском мы знаем много, кажется, почти все, хотя это не более чем привычка.
Спроси меня, кто его родители и где он учился, я затруднюсь с ответом. Или вот этот портрет, знакомый каждому, а кто его написал, я сейчас тоже не скажу». — «Написал его Василий Перов по заказу Третьяковской галереи в 1872 году. И я выбрал его потому, что здесь хорошо видны пальцы и часть левой кисти. Что скажешь?» — «Достоевский изображен сидящим на темном фоне. Лицо и руки ярко освещены. Лицо с подчеркнутыми углами, оттененной скулой, кругами под глазами, нос острый, губы сжаты — таким строением лица художник хотел передать сложную, противоречивую, страдальческую натуру и трудную судьбу Достоевского. Перов показал момент напряженной духовной работы: взгляд сосредоточен, руки сцеплены, чтобы подчеркнуть концентрацию внимания и духовных сил». — «Считают, художник запечатлел писателя в миг открытия какой-то страшной духовной тайны», — задумчиво произнес Слава. «Мороз по коже от таких слов. Посмотри, глаза у него совершенно черные. Жуть. В них будто другая вселенная. Что же это за тайна?» — «Теперь уж не узнаем. Но вот оцени: еще не став писателем, до первых книг, Достоевский писал брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». — «Это точно! Человек — тайна из тайн! Тут и тайна происхождения, и тайна назначения, и тайна ухода. Я думаю, кисть Перова подчинялась ощущению этой тайны». Слава остановил меня: «Но я ожидаю от тебя не искусствоведческого анализа, а, так сказать, ручного». — «Я шел к этому. Хотел сказать, что рука — тоже тайна. У каждого — уникальное сочетание признаков, единственное и неповторимое, как и сам человек. Мы иногда говорим «читать руку». Строго говоря, рука не «читается». Руку надо распутывать. Анализ руки — сплав знания, опыта и постоянной работы мысли. Обратимся к портрету. У нас есть большой палец левой руки, указательный и средний правой. Прежде надо отметить, что большой палец больше нормы по длине, то есть он длинный, но не выдающейся длины. Первая, ногтевая фаланга имеет изящную форму, что говорит об утонченности мышления и художественном даре. Но она не длинная и может быть чуть короче нормы». — «Означает ли это слабую волю?» — «Вот кого я предупреждал о поспешных выводах?» — «Но ты сам говорил, что короткая фаланга — признак недостаточной воли?!» — «Первая фаланга большого пальца выражает волю естественную, природную, которая первой вступает в действие, но есть еще воля головная. Есть духовная, а еще воспитательная, происходящая от внешних условий и саморазвития. Это все части одного и того же волевого фронта. Надо учесть форму пальцев и линию головы. Линия головы реализует головную волю. Прямая, глубокая, ясная линия, четкая, одинаково узкая по всей длине — это не только ясность, сила мышления, это и сила воли, идущая от ума и духа, которой обладатель компенсирует недостаток воли естественной. К сожалению, линия головы Достоевского нам недоступна». — «А какова могла быть линия ума у Достоевского?» — «Я бы предположил две линии. На одной руке линии сердца и головы совмещены в одну, так называемая обезьянья линия, причем к ней придана снизу еще одна линия головы, но с разрывом или просто отдельным фрагментом. Это давало писателю колоссальную интуитивность, созерцание всего единства и различия одновременно, самобытность и оригинальность видения мира. На другой руке линия головы должна быть прочерчена по линейке: прямая, длинная, четкая и ровная. Она позволила бы ему поймать все полеты, все нюансы обезьяньей линии, расположить в систему и досконально описать. Но вернемся к тому, что видим: вторая фаланга большого пальца явно длинная, это говорит о рассудительности, способности излагать ясно, с учетом формы первой фаланги — утонченно и красиво. Указательный и средний пальцы — гладкие, без узелков, длинные, по ширине одинаковые как в основании, так и в окончании, с квадратным ногтем. Это быстрота мышления и его упорядоченность, способность к естественным наукам. Здесь же определенный аскетизм». — «Достоевский окончил Главное инженерное училище в Петербурге. А перед этим он получил очень хорошее образование в частном пансионе в Москве — пансионе Леонтия Чермака на Новой Басманной улице. Он считался одним из лучших образовательных учреждений того времени. К оличество часов обучения невероятное для нас, нынешних лентяев. Изучали математику, физику, логику, риторику, историю, географию, рисование, танцы, пять иностранных языков: латынь, греческий, английский, немецкий, французский. Но это еще не все. Подъем в 6 утра, молитва, завтрак, учеба до 12:00. Обед. С 14:00 до 18:00 — занятия. С 19:00 до 22:00 — повторение уроков. Ужин. Отбой. И так — 11 месяцев в году в течение трех лет! Домой отпускали по воскресеньям. Достоевский учился там с 13 до 16 лет. После чего поступил в инженерное училище. Потом всю жизнь занимался самообразованием. Утверждают, что он был одним из самых образованных писателей России». — «Такая школа приучит к труду тех, у кого пальцы гладкие (не желающие методично усваивать знания) и квадратные (желающие учиться системно), как указательный и средний у Достоевского на портрете. Но соединяя коротковатую фалангу большого пальца с квадратными, длинными, гладкими пальцами, скажем, что воля Достоевского избирательна. Где-то он работает методично, но иногда его смывает темный произвол первой недлинной фаланги большого пальца, и он откладывает до последнего дня, до крайней черты, упав в бездну. Только тогда, оттолкнувшись от «дна», начинает работать непрерывно, сутками». — «Именно так он написал своего «Игрока», продиктовал стенографистке за 28 дней». — «Да, ведь он был игрок. Кроме коротковатой первой фаланги большого пальца должен быть еще длинный безымянный». — «Длинный безымянный есть признак гения. Верно?» — «Да, если он поражает длиной, когда на него смотришь».
Свежие комментарии