На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петров
    Если барышня заставила старого артиста Лепса, избалованного поклонницами, безумствовать, то она обладает мощной притя...Киркоров унизил н...
  • Владимир Алтайцев
    Тьфу, твари. Подонки  пиарят  чмо, сидящее на шее России.Модельная внешнос...
  • Ирина Петрова
    Безумно жаль артиста ..Сергей Пенкин ока...

Телефон меняет цвет, а вместо снега – бумага: что вы могли пропустить в «Иронии судьбы, или С легким паром!»

Фильму скоро исполнится полвека, но мы продолжаем его любить и смотреть.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Этот фильм мы знаем наизусть. Способны повторить слово в слово каждый диалог, причем, с правильной интонацией. Но все равно будем смотреть 31 декабря, потому что «Ирония судьбы, или с Легким паром» – наша традиция, каких почти не осталось от прежних времен.

Тех, когда сугробы были выше, морозы крепче, елки ароматнее, а мандарины, которые, кстати, надо было еще где-то достать, – слаще.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Премьера «Иронии судьбы» состоялась вечером 1 января 1976 года, – более удачного момента было трудно придумать. Что еще делать, выспавшись и доедая остатки прошлогоднего застолья, как не смотреть телевизор. Неясно, кто и как тогда подсчитывал тогда рейтинги, но аудитория первого показа составила 100 млн человек. Конечно, традицией фильм стал не сразу, – в СССР его вообще показали всего-то раз пять. Но каждый раз с большим успехом.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

«Ирония судьбы» изначально создавалась для телевидения. Снимать две серии для полномасштабного проката Эльдару Рязанову не дали. Но он не особо расстроился, хотя денег на постановку было меньше, а цензура жестче. Сценарий был написан по пьесе самого Рязанова вместе с Брагинским, а те взяли за основу реальные события, – розыгрыш композитора Никиты Богословского. Он однажды отправил своего напившегося друга в поезде до Киева и еще приплатил проводнице, чтобы та не будила пассажира до конца маршрута.

Но чтобы хоть как-то оправдать пьянство главного героя, решено было перенести события под Новый год, – в праздники к алкогольным возлияниям всегда относились с пониманием. Поезд поменяли на самолет, Киев – на Ленинград, а сама история из жестокой шутки превратилась в роковой поворот судьбы. 

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Итак, немолодой уже московский врач-хирург Женя, которому кажется, что он только что нашел любовь всей жизни, напивается с друзьями, и его по ошибке «вместо Павлика» отправляют в Ленинград. Парилку соорудили в просторных коридорах «Мосфильма», – там были подходящие стены из стеклоблоков и окна под потолком. Скамейки и украшения сколотили сами, весы раздобыли реквизиторы, из Сандунов привезли только кадки с пальмами и бочку пива. Ширвиндт первым пустил слух, что артисты тогда пили по-настоящему, чем страшно разгневали Рязанова, – тот категорически был против алкоголя на съемках. Но было холодно, актеры мокрые и раздетые, а Александр Белявский, который играл одного из друзей, 6 мая отмечал день рождения. И кто-то притащил на площадку настоящую водку. Через несколько дублей все четверо артистов были никакими, – Рязанов дико ругался и распустил смену по домам. На следующий день отыграли все то же самое, но уже без водки. Однако, по мнению Ширвиндта, в финальный монтаж вошли кадры реальной пьянки, впрочем, режиссер всегда это отрицал.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Сцену в аэропорту снимали не в «Шереметьево», откуда обычно отправлялись рейсы до Ленинграда, а в «Домодедово», – на кадрах видно старое здание аэропорта. Модель самолета за буквально пять минут хронометража поменялась четыре раза, – в аэропорту это был «Ил», а воздухе показали «Ту-134», салон принадлежал старенькому «Ту-104» (только там была рассадка «два – два»), а в Ленинграде герой выходил уже из «Ту-154». Да и сама машина на самом деле никуда не летела, а стояла, – вокруг просто пустили дымовую завесу, имитирующую облака.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Рязанов рассказывал, что сам случайно попал в картину. Ассистенты что-то перепутали, актера-эпизодника не пропустили на аэродром, а самолет предоставили только на день. Режиссер признавался, что от волнения нацепил очки, – хотел сделать себя неузнаваемым, что, естественно, не удалось. Но с тех пор он стал регулярно появляться в собственных картинах в маленьких и почти незаметных ролях.  

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Квартира Нади и Жени создавалась на «Мосфильме». По словам художника Александра Борисов воссоздать советские интерьеры было легко, – вещи можно было принести даже из дома. Московское и ленинградское жилье – это одни и те же декорации. Достаточно было переставить мебель, передвинуть коробки, изменить свет. Видимо, поэтому произошла какая-то путаница с телефоном Нади, который постоянно меняет свой цвет, – он то зеленый, то красный. 

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма
«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Ленинградский дом снаружи – это одно из жилых строений на проспекте Вернадского, внутри подъезда, – уже другой дом в соседнем дворе. Разгар зимы снимали в марте, когда началась оттепель, и снег почти весь растаял. Поэтому в ход шло все, – бритвенная пена на деревьях, пенопласт и мелко порезанная бумага, которая имитировала снежинки за счет мощных вентиляторов. Правда, снежки, которые Женя отправляет вслед автомобилю Ипполита, были настоящие, – их лепили местные дети, которые знали места, куда еще не добралось весеннее солнце.  Но это в Москве, а в Петербурге снега не было вообще. На создание сугробов по пути Нади с вокзала домой ушли килограммы мела и ваты. 

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

А вот еда на праздничном столе в доме главной героини была самая настоящая. Ее специально приготовили в мосфильмовской столовой. Но съемки затягивались, а салаты быстро скисали и портились. Та же заливная рыба, которую герой Юрия Яковлева называет «гадостью», простояла без холодильника два дня, – и эта знаменитая фраза родилась не по сценарию, но из жизни. 

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

В картине, разобранной буквально по кадрам, еще находится множество странных моментов, – у таксиста, с которым Надя едет на вокзал, прямо в пути меняется цвет волос, модель трамвая, показанная в «ленинградском» кадре, была типично московская, пластинки из Надиной стенки каждый раз лежат в разном порядке, хотя по сюжету никто их не трогал. Знал бы Рязанов, что этот фильм будут смотреть так часто и пристально, наверняка, был бы поаккуратней с монтажом. Но такого успеха ничего не предвещало, – картину вообще принимали «со скрипом». На самом верху с пьянством тогда еще пытались бороться, а тут такие сцены. За новый фильм Рязанова ходили заступаться все вплоть до директора студии Ивана Пырьева.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Как оказалось, не зря. Спустя год после выхода «Иронию судьбы» зрители назвали фильмом года. В 1977 году творческому коллективу вручили Государственные премии. А еще через два десятка лет картина Эльдара Рязанова стала главной новогодней лентой, а ее показ 31 декабря – новой праздничной традицией. 

«Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов Кадр из фильма

Кстати, у фильма на самом деле есть две версии. Вторая была сделана для кинотеатров, – да, в Госкино осознали свою ошибку и решили исправить ситуацию. Вторую Рязанов сделал на полчаса короче. Он вырезал из нее мультипликационную заставку с шагающими домами, некоторые диалоги. Зато другие зазвучали совсем не так, как в телеверсии. Поэтому иногда можно увидеть, что артикуляция героев не совпадает со словами, которые они говорят. Определить версию можно по заглавным титрам, – если в слове «исключительно» буква «л» пропущена, это классический вариант для ТВ, для кино ошибку уже исправили.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник
наверх