Люди, которые вместе добились успеха, много лет были соседями по даче во Внуково, как выясняется, не разговаривали, даже не здоровались. Как такое могло случиться? Вот слова Леонида Утесова: «Александров за «Веселых ребят» получил орден Красной Звезды, Любовь Орлова — звание заслуженной артистки, а я — …фотоаппарат «Лейка».
Вы считаете это справедливым?» Грустную историю, из которой выходило, что «Веселые ребята» — не просто его идея, а полностью его продукт Леонид Осипович поведал киноведу Глебу Скороходову. Оказалось, что еще за несколько лет до выхода этого фильма вся Москва ломилась на джаз-спектакль «Музыкальный магазин» с участием Утесова и его команды «Теа-джаз». В этой пьесе уже были и Анюта, и Пастух, и даже лошадь, которую играли музыканты. Лошадь била чечетку… «Как-то на представление попал начальник Главного управления кинопромышленности Борис Шумяцкий, — рассказывает Скороходов. — И пришел в восторг: «Мы сделаем из вашего спектакля превосходную фильму! В кино ведь пришел звук. Американцы только такими и питаются. А мы должны догнать и перегнать Америку!» Известный драматург Николай Эрдман принялся переделывать сценарий для кино, Дунаевский — писать музыкальные номера. Работа закипела! Нужен был только режиссер. Шумяцкий предложил: «Мне говорили, что есть такой молодой Александров. Он вернулся с Эйзенштейном из Северо-Американских Штатов, работал в Голливуде года три. Попробуйте его — уж он-то наверняка видел с десяток звуковых музыкальных комедий…»Именно с приходом Александрова в картину появилась кандидатура Орловой, за которую он бился яростно. У руководства были сомнения: этакая дворяночка в дорогих туалетах. «Она у нас будет играть нэпманшу Лену! Какая из нее домработница?» — говорил чиновник. «Орлова будет играть Анюту, и никого другого. Не лезьте не в свое дело!» — отрезал Александров.
Что же произошло потом? А то, что Александров, все больше влюбляясь в Орлову, постепенно делал ее, а не Утесова, главным персонажем. Хотя все еще, вплоть до окончания монтажа картины, писал Утесову письма с обещаниями, что он — «безусловно главный». Надо сказать, что у Александрова была одна прекрасная черта, необходимая для того времени, — он умел лавировать… Ведь пока снимали картину, арестовали не только ее сценариста Эрдмана, но и нескольких музыкантов из джаз-команды Утесова. Александров после недолгих мучений попросту убрал фамилии репрессированных из титров. А окончательное спасение картины произошло, когда был организован закрытый просмотр «Веселых ребят» для товарища Сталина, который сказал: «Хорошо! Я как будто месяц в отпуске пробыл». Ну а потом, для Любы и Александрова — кинофестиваль в Венеции, куда срочно отправили картину, которую еще не видел советский зритель. И не видел Утесов…»
Конечно, узнав эту историю, Скороходов пытался поговорить о ней с Любовью Петровной. Но она неизменно отзывалась об Утесове только с хорошей стороны. «Один раз я ее прямо спросил: «Почему, когда состоялось переозвучание картины, не пригласили самого Утесова, а взяли другого певца?» (Новый голос принадлежал В. Трошину.) Любовь Петровна ушла от ответа, будто виновато соглашаясь со мной: «Вам тоже первый вариант больше нравится?..» Кстати, в архивах Утесова хранится эпиграмма, написанная по поводу переозвучания.
«Был веселый фильм когда-то. / Были песни, была радость. / Где ж «Веселые ребята»? / Обновили — стала гадость. / Обошлось это во сколько? / Все в бухгалтерском тумане. / Веселее стало только / В Александровском кармане».
За всю жизнь Леонид Осипович так и не смог смириться с, как он считал, «украденной славой».
Подробнее о тайнах архива Любови Орловой читайте здесь>>
Свежие комментарии