
Воспитатель Ня и малыш Бамс узнали у Татьяны Цветковой, какие занятия действительно развивают ребенка.

Музыкальные игры с ребенком в быту решают следующие задачи: учат слушать, различать звуки, чувствовать ритм, управлять движениями и успокаиваться с помощью музыки.
1. Учимся слушать
В раннем возрасте самое главное — научить ребенка замечать звук.
Что можно делать дома и на улице:
- погремушки, бубенчики, хлопки — любые простые звуки вокруг;
- «Послушай: что сейчас звучит?» (чайник, стиральная машина, ветер за окном, лифт, вода в кране);
- игра «Где звенит?» Взрослый звенит колокольчиком справа/слева/сзади, а ребенок поворачивается и ищет, откуда доносится звук.
2. Учим различать
Идеи игр:
- «Угадай, кто поет»: мама, папа, брат, бабушка (даже если просто произнести одно и то же слово разными голосами).
- «Угадай животное»: мяу/гав/му. И потом нужно спросить: «а как будет тихо? а как громко?»
- «Угадай инструмент»: ребенок видит в мультике дудочку/барабан/пианино. Вы находите запись длительностью в минуту и слушаете: «Это дудочка. А это барабан. Чем они отличаются?»
3. Добавляем звуки природы
Отдельный пласт — звуки природы. Детям обычно нравится эта игра, потому что даёт большое пространство для воображения и фантазии.
Пример игры «Поймать звук»:
- на прогулке слушайте, как шумит ветер, как шелестят листья, как скрипит снег под ногами;
- «ловите» звук ладошкой, как будто берете его в руку;
- дома «дарите» звук папе: «Я принес звук ветра» или «пение птички.
4. Ритм и темп
Что помогает:
- хлопать в ладоши или топать ногами в такт музыке;
- менять скорость в движениях: быстро — медленно (например, «маленькие ножки побежали, большие ноги пошли»);
- игра под музыку «Беги-беги-беги — стоп». Музыка остановилась, все замерли.
5. Инструменты дома
Многие родители не в восторге от игрушечных музыкальных инструментов: дудочек, барабанов и пр. Потому что они могут раздражать. Но если превратить громкие звуки в совместную игру, любой шум станет частью развития.
Что важно:
- начинать с шумовых/ритмических (ложки, погремушки, бубен, барабан);
- потом добавлять высотные (дудочка, металлофон, и другие инструменты, где хорошо слышна разница в высоте звука.
- пробовать «семейный оркестр». Каждый берет по инструменту, кто-то из взрослых задает простой ритм, остальные повторяют.
6. Пение
Пение в детстве помогает развивать речь, тренирует дыхательную систему, улучшает память и служит отличной эмоциональной разрядкой.
- пойте короткие песенки, которые ребенок быстро схватывает;
- добавляйте движения: хлопки, шаги, «пружинки», кружение, приседания;
- отбивайте ритм по коленкам в такт — это действие детям понятно;
- водите хороводы: «Каравай» вам в помощь (если детей мало, то подключайте всех взрослых в доме).
7. Прослушивание музыки
Два принципа, без которых все развалится:
1. Постепенность. Сначала — слуховое внимание, потом — различение звуков, ритм, движение, инструменты, пение и слушание.
2. Регулярность. Лучше по 5–10 минут несколько раз в неделю, чем час музыки раз в месяц. Музыкальность растет по капле, а не рывком.
Статьи по теме:
Свежие комментарии