В январе «Ленком Марка Захарова» сотрясали скандалы, которые закончились перестановками и новыми назначениями в руководстве театра.
В январе «Ленком Марка Захарова» сотрясали скандалы, которые закончились перестановками и новыми назначениями в руководстве театра.
Почему после ухода легендарных худруков театральные коллективы, как правило, ждет незавидная участь — размышляет наш колумнист.На прошлой неделе Департамент культуры правительства Москвы напрямую вмешался в дела «Ленкома»: назначил худруком Владимира Панкова (художественного руководителя «Центра драматургии и режиссуры»), а директором — Дмитрия Берестова (руководителя «Театра на Юго-Западе»). 77-летнего соратника Марка Захарова Марка Варшавера, который занимал пост директора театра, «проводили» на почетную должность президента.
Этим событиям предшествовало расставание с «Ленкомом» двух заметных фигур — дочери Марка Захарова Александры и Дмитрия Певцова. «После ухода моего отца я играла в разных его спектаклях. И меня постепенно убирали, потом разрешили играть раз в полгода в «Вишневом саде». Недавно мне сообщили в дирекции театра, что Александра Захарова на сцене «Ленкома Марка Захарова» быть не должна», — прокомментировала конфликт актриса. А Дмитрий Певцов рассказал, что его портрет без всяких уведомлений просто пропал из фойе театра, где он играл 33 года. «У меня наступила ясность: театр «Ленком Марка Захарова» в услугах артиста Певцова более не нуждается», — заметил Дмитрий.
Суть противостояния двух важных для «Ленкома» людей с Марком Варшавером, который возглавил легендарный коллектив после смерти его худрука в 2019 году, проста: и тот, и другая представляли угрозу для его стремления единолично руководить театром. Но учредителю надоели скандалы, которые активно обсуждались общественностью, и он принял «третейское» решение — доверить руководство «Ленкомом» людям со стороны. Хотя, возможно, более логичным шагом выглядело вернуть в театр Захарову и Певцова — в качестве худрука, дав шанс театру сохранить дух Марка Захарова и не развалиться на враждующие партии.
С другой стороны, все российские театры, которые проходили через потерю яркого, харизматичного и талантливого лидера, ждала одна и та же участь — конфликты в «террариуме единомышленников», творческий кризис, потеря зрителей, падение сборов. Таков был удел знаменитой «Таганки» после изгнания Юрия Любимова, хотя, в отличие от «Ленкома», все ее звезды были еще живы тогда. До сих пор не может найти своего места «доронинский» МХАТ им. Горького…
Масштабные личности украшают культурное пространство, но и риск высок, когда все успехи и достижения связаны с одним человеком. «Ленком» был театром одного Режиссера. Требовательного, неуживчивого, порой сварливого (в театре его за глаза называли Мрак Анатольевич). Но он настолько заполнял собой творческое пространство, что с его уходом образовалась зияющая пустота. Осталась лишь оболочка, и даже приставка к названию «Ленком Марка Захарова» не помогла — дух театра покинул его стены. Отсюда и склоки, и хлопанье дверьми…
Получится ли у новых руководителей сохранить наследие Мастера? Вряд ли. Уже нет на свете Александра Абдулова, Евгения Леонова, Николая Караченцова, Олега Янковского, Инны Чуриковой, Леонида Броневого, Татьяны Пельтцер — тех, кто вместе с Марком Захаровым был воплощением славы и силы этого театра. А нам остается утешаться тем, что Марк Анатольевич, словно осознавая недолговечность театрального искусства, оставил нам свои фильмы. «Начало вернуть невозможно, немыслимо», но «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Убить дракона» и «Тот самый Мюнхгаузен» все еще с нами.
Статьи по теме:
Свежие комментарии