Игорь Крутой дал интервью блогерше Лауре Джугелии.

Игорь Крутой дал интервью блогерше Лауре Джугелии. Нет, не то, после которого хочется немедленно переслушать «Я люблю тебя до слез» или пересмотреть «Песню года — 1997». На этот раз маэстро выдал нечто более драматичное — почти манифест.
Игорь Яковлевич констатирует: в его время звезды зажигались и горели, а некоторые светят до сих пор. А сейчас либо «вспыхнул — погас», либо «зажегся — забыли». Ни тебе Серовых, ни Антоновых, ни даже Киркоровых в их классическом, не TikTok-формате. Прозрение? Или просто вечное «раньше трава была зеленее, а песни — душевнее»?
Но самое интересное в его монологе не констатация упадка (тут-то мы все эксперты), а причина отсутствия хитов, которую он определяет так: «Любой человек без музыкального образования может стать звездой в соцсетях». То есть если раньше нужно было долго учиться, прошибать лбом стены худсоветов и Союза композиторов, то теперь достаточно завируситься в трендах с симпатичным и навязчивым мотивом. Яркий пример — песенка «Сигма-бой», моментально распространившаяся по миру благодаря соцсетям.


И вот вопрос: а разве это плохо? Демократизация искусства — что может быть лучше! Раньше, чтобы выйти со своей песней к людям, начинающие поэты и композиторы годами «окучивали» нужных людей, сочиняли гимны химкомбинатов и машиностроительных заводов, а потом штурмовали худсоветы, которые «душили творчество» и придирались к каждой ноте и букве.
Зато, по версии Крутого, существовал четкий механизм раскрутки хита: талантливую песню брали в «Утреннюю почту», затем она появлялась в новогоднем «Огоньке», потом в «Песне года», «а к лету это уже был всесоюзный хит». Теперь достаточно «Яндекс Музыки» и попадания в тренд в соцсети. Но Игорь Яковлевич, кажется, считает, что мы переборщили с демократией. И из-за этого музыкальная индустрия превратилась в помойку, где «сегодня что-то вспыхивает, завтра — всё, новый человек».Что правда, то правда: профессионалов заменили алгоритмы, управляемые ИИ (искусственным интеллектом). У него никакой «планки» нет, хитом может стать что угодно — от перепевки Кадышевой до крика чайки в ритме ремикса. И вот парадокс: вроде бы мы получили свободу, но почему-то в чартах — рэп, а на свадьбах — «Ледяное сердце» Булановой и «Дельтаплан» Леонтьева. И вроде бы у каждого теперь есть шанс стать звездой, но эти «звезды» живут ровно до следующего тренда.
«Российская эстрада погрязла в иллюзиях, — рубит сплеча Крутой. — Пора проснуться и увидеть, что мы продаем не музыку, а блестящие фантики». И снова — вроде бы да, согласен. Но с другой стороны… а когда было иначе? Разве в 90-е не сходили с ума от «Ласкового мая», который критики клеймили за примитивность? Разве в нулевые не было бесконечных «фабрик звезд», штампующих одноразовых исполнителей?

Может быть, ответ в том, что раньше у нас не было соцсетей и музыкальных онлайн-сервисов, чтобы это так явно увидеть? А «Огонек» и «Песня года» создавали иллюзию отбора. Но теперь мы слышим все — и хорошее, и ужасное — в одном бесконечном мусорном потоке.
А еще люди устали слушать жалобы звезд на трудную жизнь. Артисты то ноют про хейтеров, то жалуются, как им тяжело существовать в напряженном графике (при этом летая на частных джетах). И тут Крутой напоминает: «Не надо сравнивать себя с шахтерами. У них жизнь проходит под землей. А артисты работают в тепле, в помещении и хорошо получают». И вот это — чистая правда. Публика устала от фальши. От певцов, которые не могут спеть живьем. От «звезд», чья главная заслуга — удачный мем, а не талант.

Вывод: Игорь Крутой прав? С одной стороны — да. Музыкальная индустрия действительно стала более хаотичной, а многие «хиты» — сиюминутным мусором. С другой стороны — а разве раньше было лучше? Может быть, мы просто забыли плохое и помним только хорошее? Но на одной ностальгии музыка не может держаться десятилетиями. Выросло уже несколько поколений, у которых должны быть свои хиты, свои звезды. А они танцуют под Буланову и слушают Цоя. И это значит только одно: есть музыка, которая затрагивает что-то в душе любого человека, а есть та, что оставляет его встроенный худсовет равнодушным. Может, вот это главный критерий?
Статьи по теме:
Свежие комментарии