На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 325 подписчиков

Они играли за Родину

История о том, как советской футбольной сборной удалось выйти в полуфинал Чемпионата мира-1966.

Сборная СССР по футболу, Москва, 1966 год (слева направо): Виктор Гетманов, Василий Данилов, Владимир Пономарев, Эдуард Малофеев, Олег Копаев, Йозеф Сабо, Галимзян Хусаинов, Анатолий Банишевский, Слава Метревели, Игорь Численко, Виктор Серебренников, Юрий Золотов, Валерий Воронин, Георгий Сичинава, Анзор Кавазашвили, Алексей Корнеев, Виктор Понедельник, Лев Яшин, Альберт Шестернёв, Виктор Банников, Валентин Афонин, Михаил Месхи и тренер Николай Морозов. ИТАР-ТАСС

В 1966 году сборная СССР вышла в полуфинал английского чемпионата мира, где уступила сборной Португалии во главе с бомбардиром Эйсебио, который забил первый гол своей команды с пенальти в ворота лучшего вратаря ХХ века Льва Яшина. И хотя советские футболисты заняли четвертое место, организаторы все равно наградили лучшую за всю нашу футбольную историю сборную бронзовыми медалями.

Кстати, если бы наша команда вышла в финал, то в любом случае стала бы «золотой»: с 1966 по 1994 год победитель чемпионата мира получал золотые медали, финалист — малые золотые (по-другому — позолоченные). Серебро и бронзу (по 11 медалей на команду) выдавали сборным, участвовавшем в матче за 3-е место.

По решению руководства советской команды и ее тренера Николая Морозова бронзовые медали получили: Яшин, Пономарев, Шестернев, Хурцилава, Данилов, Воронин, Сабо, Численко, Малофеев, Банишевский, Хусаинов.

Стоит отметить, что «бронзовое» выступление сборной СССР, считавшейся в то время одной из сильнейших команд не только Европы (в 1960 году наша команда выиграла золото чемпионата Европы, а в 1964-м — серебро, — Прим. ред.), но и всего футбольного мира, было признано... хорошим, но не более того. 

О том, как команде, в которую тогда мало кто верил, удалось достичь этого высочайшего, практически недосягаемого результата, спортивному комментатору Георгию Черданцеву специально для его футбольной энциклопедии «Истории чемпионатов мира» (издательство АСТ) рассказал бронзовый призер чемпионата мира 1966 года Владимир Алексеевич Пономарев.

В шаге от финала

«Мы поехали в Англию без какой бы то ни было накачки, не было даже никакого разговора перед отъездом, — вспоминает Владимир Пономарев, — в нас никто в СССР и не верил. Никто даже в аэропорту не провожал, приехал вдруг только Леонид Осипович Утесов (Народный артист СССР, — прим.авт.). Один… Мы были уверены в себе. Мы прошли горнило Южной Америки (турне, где команда СССР сыграла матчи с Бразилией, Аргентиной, Уругваем и др.) и никого не боялись.

предоставлено издательством АСТ

Когда прилетели туда, первую игру ведь сыграли со сборной Бразилии во главе с Пеле. Улетели в конце ноября, в Москве минус 30, прилетели в Бразилию, там плюс 30. И через два дня игра на «Маракане» — аншлаг. Ажиотаж был невероятный.

Ехали на игру, такое впечатление было что весь Рио направлялся туда же. Нам дорогу расчищали восемь полицейских мотоциклов, а мы смотрели в окна, разинув рты. Жили прямо на пляже Копакабана. Все было хорошо, только Алик Шестернев чуть не утонул. Там же подводное течение. Мы пошли в первый день купаться, а нас никто не предупредил. Зашли в воду. Алик стоит в метре от меня и вдруг: а-а-а! Хорошо, с вышки спасатель увидел и его вытащил. Вот так чуть было капитана сборной не лишились!

В раздевалке особого мандража не было, вышли на игру. Тяжело, конечно — жара, духота, горим 0:2. Но во втором тайме игру удалось выровнять, и сыграли 2:2. После этого результата нам уже никто не был страшен, поэтому потом, уже в Англии, на матч второго тура с Италией вышли уверенно и выиграли, и вот уже четвертьфинал!

«Чернпя пантера» из Мозабмика Эйсебио забивает первый гол с пенальти в матче за 3-е место:

>>

Одни из лучших футболистов ХХ века: нападающий Португалии Эйсебио и вратарь СССР Лев Яшин ИТАР-ТАСС

Снова никакой накачки. Перед игрой с Чили к Петровичу (тренеру сборной СССР Николаю Морозову — Прим. ред.) пришла делегация КНДР просить играть основным составом. Он им сказал, что и так Чили обыграем, и своё обещание сдержал. И вот тут, когда уже вышли на Венгрию, наше руководство здорово зашевелилось.

Команде объявили, что каждый получит звание ЗМС за победу (заслуженный мастер спорта, звание, которое давало спортсмену в СССР некоторые привилегии и надбавку к зарплате — прим.авт). Это было хорошим стимулом. О деньгах или премиальных речь, как обычно, не зашла — играли за Родину».

Наверное, это было правильно сделано со стороны руководства, что мы весь чемпионат провели на севере и фактически атмосферу чемпионата не чувствовали. С венграми тоже было все спокойно, никакого напряжения. Ту команду мы знали, и были к ней хорошо готовы. Мы были уверены, что не пропустим.

Я был в защите справа, Вася Данилов слева, и мы могли играть плотнее со своими нападающими, потому что были уверены, что Алик Шестернев со своей сумасшедшей скоростью нас сзади, если что, подстрахует. Так игра и сложилась. Не дали им развернуться, сыграли плотно, потом венгры даже жаловались, что русские грубили. Нет, грубости не было, но встречали мы их очень хорошо. Во втором тайме сели назад.

Вот тогда, наверное, у всех, ну у меня уж точно, впервые застучало в голове: елки-палки, мы же выходим в полуфинал чемпионата мира! И стали только отбиваться, Венгрия могла сравнять счет, но нам повезло дотянуть матч до свистка. Вот тут, конечно, радость была потрясающая, и Петрович допустил тогда словесную ошибку. Зашел в раздевалку и сказал: «Спасибо, ребята, молодцы, в ближайшие 50 лет никто ваш результат не повторит».

«После матча особенно никто не поздравлял, а вот телеграммы пошли перед полуфиналом с ФРГ, и Петрович зачитывал их перед матчем. Я одну хорошо запомнил: она пришла из тюрьмы. Там было так сказано: «Мужики, не обыграете немцев, объявляем голодовку!» Полуфинал со сборной ФРГ проходил в упорной борьбе с равными шансами.

У сборной СССР были все основания рассчитывать на выход в финал чемпионата мира, но тут в дело вмешался судья, который удалил с поля нападающего советской команды Игоря Численко. Все это произошло прямо на глазах Владимира Пономарева.

«Немцы нас опасались. Это было очевидно, но я думаю, что была установка судье, чтобы русских дальше не пускать. Я даже успел крикнуть Численко: «Игорь, не надо!» Их левый защитник Шнеллингер все время Игоря провоцировал. Это же все на моем фланге, я же правого защитника играл! И вот Шнеллингер все время Игоря провоцирует, и я чувствую — Число заводится.

В одном из эпизодов Игорь получил мяч, и Шнеллингеру как-то удалось этот мяч выбить и ещё зацепить ногу Игоря. Я так думаю, что сыграл он против Игоря с нарушением, иначе тот бы не замахнулся. Они стояли рядом. Все на моих глазах. Игорь замахнулся, но не ударил. Я кричу: «Игорь, не надо!», а Шнеллингер подскочил театрально, ноги кверху и рухнул как подкошенный. Я был метрах в пяти. Всё видел. Отвечаю: Игорь его не трогал!

Матч между сборными СССР и Португалии (1:2). Капитаны команд Лев Яшин (СССР, слева) и М.Колуна (Португалия) перед началом игры ИТАР-ТАСС

Судья находился спиной к эпизоду, а когда обернулся, то увидел лежащего на газоне корчащегося немца. Боковой тоже не видел. Удаление. Спорить никто не стал. Мы готовы были играть и вдесятером, но во втором тайме получил травму Сабо и ушёл на фланг. Замен тогда не было, и фактически мы доигрывали матч вдевятером. Тем не менее даже вдевятером чуть не сравняли счёт в самой концовке, но Паркуян не использовал верный момент».

Переехав в Лондон и потеряв из-за травмы капитана Альберта Шестернева, сборная СССР фактически закончила выступление на чемпионате мира, хотя еще предстоял матч за 3-е место на «Уэмбли» с Португалией. Как и в последующие годы, обе команды — участницы подобных матчей — понимали, что это не более чем утешительная игра, и соответствующим образом к ней готовились.

Лучше сказать, не готовились. К тому же защитник сборной СССР Хурцилава, опекавший двухметрового Торреша, уже на 12-й минуте сыграл рукой, борясь с ним за верховой мяч, и Португалия повела в счете, забив с пенальти. Как потом вспоминал Хурцилава, накануне матча ему приснилось, что он сыграет рукой, и он даже поделился своими переживаниями с товарищами по команде, но ему никто не поверил.

После матча с Португалией выяснилось, что организаторы чемпионата приготовили медали и проигравшим в борьбе за третье место — малые бронзовые. Таким образом, в первый и пока в последний раз в своей истории наша сборная вернулась с чемпионата мира с медалями.

В Москве, как вспоминает Владимир Пономарев, команду никто не встречал, правда троих, и его в том числе, пригласили на телевидение, и всё. Приехали, разъехались по своим командам и о чемпионате мира, о бронзе забыли. Даже обещанных ЗМС футболистам не дали. Наверное, тоже забыли.

Владимир Алексеевич Пономарев получил свое звание только три года спустя. Слова Николая Морозова, сказанные в раздевалке после победы над Венгрией, оказались пророческими: на момент написания этой книги прошло более 50 лет, и действительно — ни сборная СССР, ни ее преемница Россия такого успеха, как участие в полуфинальном матче чемпионата мира, с тех пор не добивались.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх