Муза великого Леонида Гайдая ушла из жизни совсем незадолго до векового юбилея.

Муза великого Леонида Гайдая ушла из жизни совсем незадолго до векового юбилея. Ей было 94. Половину из этих лет актриса посвятила маэстро. А он ей — всю жизнь.
Мы не будем отдавать дань советской журналистике и писать некрологи.
О Нине Гребешковой можно говорить, пожалуй, только рассуждая, а не восхваляя. Она бы такого не одобрила. Нина Павловна всегда была — в хорошем смысле — тенью своего мужа, знаменитого режиссера Леонида Гайдая. И эта роль ей нравилась.
Гайдай, который не мог прожить без любимой Нины и минуты, не баловал ее главными ролями. Он ей и вовсе не давал «развернуться», разве что в «Бриллиантовой руке». Но она всегда оставалась локомотивом семьи, с тем самым укоряющим и одновременно смиренным взглядом: «Я знаю, у тебя не открытый, а закрытый перелом».
Перелом был действительно закрытым: снявшись почти в 70 фильмах, Нина Гребешкова так и не исполнила ни одной главной роли. Не потому, что этого хотел ее муж, а потому, что она сама приняла решение оставаться в тени гения. При этом не взяла его фамилию после свадьбы — не хотела, чтобы их путали.

Впервые Гребешкова и Гайдай встретились на съемках киноповести «Трижды воскресший», а всенародная слава пришла к ней после картины «Кавказская пленница».
Режиссер предложил ей сыграть медсестру из психиатрической больницы. После этого Нина уже почти всегда снималась в его картинах. Но — в эпизодах. Зато каких! Кстати, она могла и не сниматься, при этом все равно оставалась его правой рукой. Например, Нина Гребешкова не играла в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», но, по большому счету, дала зеленый свет этой работе.
«Именно Нина Гребешкова сыграла ключевую роль в появлении фильма. Изначально режиссер планировал снять картину в более серьезном жанре и рассматривал произведение Михаила Булгакова «Бег», — говорят кинокритики. — Но после того, как Нина Павловна с мужем посмотрели спектакль по пьесе писателя «Иван Васильевич», она предложила использовать этот сюжет для следующей картины».

Гребешкова и Гайдай не раз показывали, что такое счастливая семья. Например, в короткометражной картине «В пути» грузинки Мери Анджапаридзе, сестры актрисы Верико Анджапаридзе и матери Георгия Данелии. Кстати, в этой же картине снялась и их дочка Оксана. Как относилась Нина к тому, что супруг, знаменитый режиссер, выделял для нее только эпизодические, хотя и яркие образы? Как-то она то ли в шутку, то ли с обидой резюмировала: «Слава богу, ни одной картины ему не испортила».

Актриса всегда выглядела спокойной и рассудительной, хотя в ее жизни кипели страсти. «Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно, — рассказывала Гребешкова. — И ему, думаю, тоже. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим — не знаю».
История Гайдая и Гребешковой — не первая и не последняя: что только не происходило в кино и по ту сторону камеры. И теперь об этом могут знать только они.
Статьи по теме:
Свежие комментарии