На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 397 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Галивец
    Пока на телевидении командует Эрнст, предатели будут возвращаться, к сожалению.Снова на коне: Ло...
  • Tania Еременко
    По Сеньке и шапка.))))Отрекся от своей ...
  • Лидия Санникова
    Завралась Фая Певзнер...😂😂😂Пугачева признала...

7 советов: как помочь ребенку справиться со стрессом в школе

Эксперт советует, как распознать проблему и что делать.

LEGION-MEDIA

Замечали, что дети часто приходят из школы выжатые, как лимон? Дело не только в сложности обучения, но и в стрессе, с которыми они сталкиваются ежедневно.

По результатам глобального исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного известной аналитической компанией, именно российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости. Об этом заявили 79% респондентов. О том, как помочь ребенку преодолеть эту проблему, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин. 

Стресс стрессу рознь. Бывают повседневный и травматический стрессы. Отличаются они тем, что травматический стресс провоцируется непосредственным негативным воздействием (трагическое событие, переживание эмоционально напряженной ситуации), а повседневный возникает чаще из-за ожидания возможных негативных событий и характеризуется меньшей интенсивностью, но большейпродолжительностью. Повседневный стресс — то, с чем дети ежедневно сталкиваются впроцессе обучения в школе.

Повседневный эмоциональный стресс — нагнетающий и всегда ожидаемый, но, к сожалению, не всегда очевидный. Он вызывается ситуацией неопределенности, когда мы знаем, что событие может произойти (проверка домашнего задания, контрольная) и предвидим возможный неприятный для себя исход событий. Повседневные стрессоры — это не стрессовые события сами по себе, степень «стрессовости» зависит от оценки человеком возможных событий или их последствий. Психологический стресс возникает,когда человек оценил, что внешние и внутренние требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят внутренние ресурсы. 

Например, ребенок систематически не делает «домашку» по литературе, ничего не читает, ждет, что его вызовут к доске, переживает. И иногда его вызывают. Ожидания оправдываются — одноклассники смеются, учитель ругает. Повседневный стресс, стресс ожидания негативного события, в данном случае, переходит в травматический. Ситуация становится показательной, и в дальнейшем подобное ожидание будет переживаться с большим напряжением. До тех пор, конечно, пока не сработает защитный механизм, и не изменится система ценностей ребенка. «Кому нужна эта литература?». Одним из ключевых понятий в контексте повседневного стресса становятся как внутренние, так и внешние ресурсы личности. Некоторые дети не делают домашнее задание, не берутся за сложные задачи, потому что не верят в то, что с ними справятся — это недостаток внутреннего ресурса. А кому-то просто не хватает времени и сил из-за большой загруженности — это отсутствие внешнего ресурса. Как же помочь своему ребенку?

Не делать ребенка жертвой

К огромному сожалению, большинство детей за время школьного обучения приобретает синдром выученной беспомощности. Они привыкают к тому, что не могут повлиять на ситуацию (предметы, учебники и задания выбрали за них, оценка — тоже не всегда объективное мерило), и уже даже не пытаются. Ваша задача — помочь ребенку почувствовать, что он способен нести ответственность за ситуацию, в которой он находится. Важно не гнаться за отличными оценками по всем предметам, а понять, какие перед ним стоят цели (и как они связаны с его интересами), показать пути их достижения и, самое главное, роль ребенка в этом процессе. Это переводит ребенка из статуса жертвы в активного «решателя» проблемы. Ощущение себя как активного творца собственной жизни — один из важнейших компонентов самооценки, которая, в свою очередь, является важным внутренним ресурсом личности.

предоставлено Пресс-службой

Сменить контроль на партнерство

Беречь ребенка от сложных ситуаций бесполезно. Даже если часть ответственности родители берут на себя, их контроль лишь усиливает стресс. Стресс усиливает даже совместное выполнение заданий и особенно промежуточный контроль. Поэтому контакт с ребенком должен перейти в сферу партнерских отношений. Ребенок должен знать, что вы опора, и к вам можно всегда обратиться с любой проблемой (ведь вы не будете ругать). Но тут тонкая грань — вторгаться в сферу ответственности ребенка и сломя голову бросаться решать его проблемы тоже нельзя. 

Перестать давить на ребенка

Родительские послания 1 могут усиливать стрессовую ситуацию. Часто ребенку транслируется мысль, что он гордость всей семьи, от него зависит чуть ли не судьба мира и именно на него (13-летнего, например) возлагаются все надежды мамы, папы,дедушек и бабушек, дяди потомственного академика и троюродной тети из Иркутска.Возникает задача, с которой он в этом возрасте справиться не может и не должен (но все родные люди ежедневно повторяют, что должен). Еще не надо искать работу, а ему уже говорят, что он сейчас должен заниматься математикой (и вообще хорошо учиться), чтобы найти хорошую работу через какое-то время. 

Нужен опыт достижений

У ребенка должен быть свой опыт достижений, он будет влиять на другие сферы его жизни. Когда за душой есть успехи в учебе, в спорте, различные награды, психика крепче. Естественно, растет уровень самооценки, что непосредственно влияет на то, как ребенок справляется со стрессом. 

Переключать виды деятельности

Ребенок проводит в школе и за домашним заданием примерно столько же, сколько вы на работе. Многие дети учатся больше, чем их родители работают (по 6-7 часов в день +«домашка»). Если стресс связан с учебой, то от него нужно отдыхать. Как известно, отдых— это смена деятельности, в данном случае может помочь творчество, общение, физическая активность. Важно не переусердствовать и не превратить переключение деятельности в новую гонку за достижениями. Если ребенку нравится играть в футбол во дворе, рисовать граффити в тетрадях или отбивать ритмы на кастрюлях, дайте ему такую возможность.

Учитывать биологические ритмы

Всплески активности могут приходиться на разное время — на утреннее, на школьное время. После плотного обеда или после школы ребенок, наоборот, хочет отдохнуть. Вечером, например, он снова готов трудиться. Поэтому не нужно заставлять делать домашнее задание сразу, как он пришел из школы. Лучше подгадать периоды, когда ему легче, либо вместе с ним определить это время. 

Рассказать «правду» об оценках 

Оценки во многом субъективны, но зачастую дети не понимают, за что получают даже объективные оценки. Двойка может быть за оформление, за содержание, за опоздание,за забытый дневник. И это совершенно разные двойки. Нужно объяснить ребенку, что оценивается не он, а его действия по заданным критериям. Как только он это понимает, оценка автоматически снимается с личности (т.е. просто двойка — значит я двоечник, а тут за оформление — я плохо оформил). Как видите, стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых. Мы разобрали основные причины, которые относятся именно к успеваемости. Для вас мы составили универсальный алгоритм: ищите причину стресса и решите проблему, которая к нему приводит; найдите все ситуации неопределенности и переведите их в ситуации определенности; уделяйте внимание внутренним и внешним ресурсам ребенка, именно они помогут ему справляться с трудностями. Это будет важной инвестицией в будущее ребенка.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх