На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 356 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ирина Галивец
    Может и дату выбрали не ту, но Паулина получает по заслугам! Увела потасканного Бондарчука из семьи, у нее его тоже у...Бондарчук и Андре...
  • Boris Max
    Интересно читать таких Експертов... нет что бы бороться со скачками в сети,  они предлагают 10 раз в день тыкать вилк...Эксперт Роскачест...
  • Лидия Санникова
    Мигрантов с семьями отправьте домой... Как раз пенсии можно увеличить. Или депутатам хорошо на лапу дают.Госдума придумала...

Владимир Витковский. Человек без поводка

Художник живет в Сан-Франциско, совсем рядом с тем самым местом, «где бушует Тихий океан». Каждый...

Владимир Витковский из архива В. Витковского

Художник живет в Сан-Франциско, совсем рядом с тем самым местом, «где бушует Тихий океан». Каждый день в любую погоду он ходит туда на прогулки с Мастером — желтым лабрадором, ближайшим другом и поверенным всех тайн и мыслей.

Бывший петербуржец, он неизменно поправляет: «Ленинградец!» Бывший моряк-подводник, он учился в трех разных художественных заведениях. Выставлялся в США, Канаде, многих странах Европы... Одна из его работ — портрет Иосифа Бродского — из США скоро переедет в музей поэта «Полторы комнаты» в Петербурге.

— Знаешь, я очень люблю Вячеслава Полунина с его «Академией Дураков»: «Когда творишь — ты счастлив. Ты приближаешься к самому себе». Творчество от всех глупых болезней лечит. Я — Дурак. И я счастлив. Утром открываю глаза — и что вижу? Глаза. Которые смотрят на меня...

— Ты Мастера имеешь в виду, свою собаку?

— Мастера. Стоит только открыть глаз, он лижет мой нос, начинает рычать от радости и прыгать. Как тут не засмеяться?! Представляешь, каждое утро просыпаюсь со смехом!

— А потом вы идете гулять вдоль Тихого океана?

— Да, пьем кофе и идем на берег океана.

— Мастер надевает свой щегольский ошейник в форме вечерней бабочки, закидывает лапу на лапу, выпивает чашечку кофе...

— Не-е-ет-с, пардон, предпочитает косточку хорошую...

— У тебя, видно, детство радостным было...

— Я помню себя с четырех лет. Детство было, конечно, веселое, но тяжелое. Отец, Борис Витковский, попал на фронт семнадцатилетним мальчишкой — и сразу в штрафной батальон...

— Почему сразу?

— Как потом понял, происхождение было неподходящим... Дед у меня дворянин, это и стало «закавыкой» в случае с отцом, а потом и со мной. После войны отец встретил маму. Женился. Родился я. А он от ран, полученных на войне, вскоре умер. Мне было два года, и я его совсем не помню. Вот такая краткосрочная любовная история. Кто он был, из какой семьи, кто мои предки, мама никогда не говорила — боялась, а может, и сама толком не знала. Никогда и ничего не объясняла, не терпела разговоров со мной на эту тему. Всю информацию я получал «из-под стола»: в детстве мы обычно играли там с ребятишками и все услышанные разговоры, не для нас предназначавшиеся сведения, — оттуда. В том числе скудные факты про деда-дворянина. Многое зацепилось, когда мама беседовала с братом, не зная, что я под столом затаился: «Олег? Слушай, а что Олег? Олег вышел в пятьдесят четвертом... Петр Иванович? Его в сорок втором посадили...»

В пять лет у меня появился отчим — военный летчик, инвалид войны, очень жесткий, очень трезвый (в смысле трезво смотрел на жизнь) и очень хороший человек. Воспитательные методы у него были спартанскими. Врачи обнаружили у меня в раннем возрасте порок сердца, дали соответствующие предписания со множеством «не». У отчима предписания были прямо противоположными: суровое закаливание зимой и летом, физические нагрузки... Не ныть, не жаловаться... Я был невысокого роста, и во дворе меня часто обижали. Отчим говорил: «Бей в нос...» И я научился: чуть что — большой или маленький противник — сразу давал в нос. Если враг оказывался слишком для меня велик, вежливо просил нагнуться...

Друзья отца — фронтовики — навещали маму, подружились они и с отчимом. Конечно пили. По праздникам. Молча. На столе обязательно стоял дополнительный полный стакан, прикрытый кусочком хлеба. Поминали погибших. Однажды в какой-то праздник, может Девятого мая, не помню, мы с мальчишками увлеченно играли во дворе. Вдруг все ребята как один напряглись и замерли: по двору шли молодые парни — друзья моих родителей — шли к нам в гости... Вместе, в ряд. У меня был потом такой рисунок, но я его выбросил, не захотел хранить. Представь: идет человек, а руки у него нет. Оставшейся поддерживает товарища — у того нет ноги... Третьего, совсем безногого, кто-то везет на тележке...

«Свет мой, зеркальце», 2010 год из архива В. Витковского
«Внучка бабы в болоте», 2005 год из архива В. Витковского

— Ты в школе начал рисовать?

— Я терпеть не мог школу! Приходил домой, садился решать задачи: из трубы А в трубу Б... Сразу перед глазами трубы — трубы тянутся, извиваются, текут как реки... Сижу и рисую реки. Или яблоки: плюс, минус, результат — а я про яблоки истории разные сочиняю в картинках. Первые карандаши мне купил отчим. Он же нарисовал рыжую лисицу. Мне, помню, так она понравилась, что сам начал лису рисовать. И сколько себя помню, рисовал всегда и везде чем попало. А после девятого класса пошел в мореходку.

— Неожиданное решение. И окончил ее?

— Нет, я никогда ничего кроме художественного училища не оканчивал. Отчим мечтал, чтобы я стал военным, как он. А я хотел увидеть мир, любимым героем был Робинзон Крузо. Стал матросом, простым матросом, мне тогда уже семнадцать исполнилось. Нас было пять парней, все мечтали о путешествиях, все сорвались через два года из мореходки, прошли какие-то срочные двухмесячные курсы и устроились в Балтийское пароходство матросами. Один приятель получил визу и в Южную Америку ушел, другой получил, третий... Мне же доверили работать только на буксире в порту. А визу — ни-ни. А я так хотел увидеть ТОТ мир.

— Тебя проверяли так долго?

— Ну да. И все время задавали одни и те же вопросы: «Где служил отец, Борис Викторович Витковский?», «Какого он года рождения?», «Какой номер части?» Я — в несознанку (вот когда молчание мамы оказалось оправданным): мол, ничего не знаю, 1924 года, не слышал, не видел, не участвовал... И к каждому ответу добавлял: «Со слов матери...» Мама, которая предусмотрительно держала меня в неведении, уговаривала: «Брось, сынок, ничего не выйдет! Это же была армия Рокоссовского! Штрафбат!» Но наверху, видимо, решили: ничего не знает! И я все-таки ушел в свой первый рейс.

Самый-самый длинный и самый прекрасный: Европа, Куба, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия...

— Ну и как, не соврал твой любимый Робинзон Крузо?

— Когда я все это увидел, пришел в восторг: нет, Робинзон не врал. Меня поразило все. А вернулся — и будто в черно-белый журнал попал.

В первом же рейсе познакомился с Моррисом — австралийским грузчиком, который просто купился на советского семнадцатилетнего мальчишку с широко распахнутыми глазами и открытым ртом. Забрал он меня с корабля на три дня и повозил по стране. Познакомил с клубом русско-австралийской дружбы... Для клуба это было настоящей сенсацией! Год-то был 1969-й! Моррис показал мои рисунки, их купили, деньги стали давать, а я испугался валюты. Тогда ребята из клуба на корабль завезли несколько ящиков пива. Три дня отсутствия на корабле да несколько ящиков австралийского пива — кто знает, сколько бы мне намотали. Но первый помощник капитана за себя испугался. Такой случай, наверное, за всю историю пароходства был единственным, чтобы кто-то вернулся после трех дней отсутствия, да еще пивом весь пароход поил иностранным... Короче, визу мне закрыли только после второго рейса. Бюрократы... Пока то да се, вот тут-то дверь и захлопнулась.

Меня тут же подхватил военкомат — ведь я, опять-таки по дури, профессионально занимался подводным плаванием с аквалангом. Казалось бы, из-за шумов в сердце вообще не должны были призывать, но взяли — в ВМФ, на подводную лодку. Сначала на шесть месяцев в школу дизелистов определили — изучать двигатели и отрабатывать выход из затонувшей лодки. А на деле поручили оформлять ленинский уголок. Когда я прибыл в Полярный — на место дальнейшего прохождения службы, боевая подлодка, признаюсь сразу, знакомой не показалась, дизельная ее часть тоже особых ассоциаций не вызвала, хотя диплом дизелиста мне выдали с круглыми пятерками. А ленинского уголка на лодке и вовсе не было. Так вот, привели меня в нужный отсек и приказали «занять место по боевому расписанию». Я кричу «Есть!», а сам думаю: «Черт, где же у них тут дизель?» Не испугался, спросил. Они, видно, уже тогда неладное заподозрили.

Маня сделала мне предложение руки и сердца, и мы отправились в дальние страны вместе из архива В. Витковского

Но чтобы от других не отличаться, я день начинал с того, что вымазывался соляркой по самые уши. Грязнее меня там никого не было. Таких придурков тоже вроде не попадалось. Я еще имидж себе затвердил: широко открытый от удивления рот, немигающий взгляд, старательно-суетливые движения. Выжил в Красной армии только благодаря тому, что мастерски прикидывался идиотом. Постепенно научился пачкаться так быст-ро, что образовывалась уйма свободного времени, а из-за славы придурка меня никто особенно не трогал. Так что в свободное время чеканку делал и сбывал ее какой-то тетке. Тетка оказалась женой адмирала. Мы с ним однажды встретились... Это как бога увидеть. Адмирал! Хороший он был мужик. «Так вот, — говорит, — куда мои денежки уходят, живу как в почтовом ящике из-за тебя. Всюду — железо».

Все это происходило до того как нашу подводную лодку отправили на войну, в которой СССР, упаси бог, не участвовал. Мы — да, а он, СССР, — нет!

— Службу твою скучной не назовешь!

— Естественно. Возвращаемся мы как-то с приятелем из самоволки в часть, а у нас на территории фашистов видимо-невидимо, и все на мотоциклах. Представляешь, 1973 год на дворе, а в городе — немцы... Оказалось, кино снимают, «Командира счастливой «Щуки». Из ГДР плавказармы пригнали длиной до горизонта, а в них туалетов — тоже до горизонта. Вот нас с дружком и отправили драить «очки». Картина в этих казармах, надо сказать, была та еще. Сама понимаешь, аж из ГДР шли. Одними зубными щетками красоту не наведешь. Смотрим — в углу баллоны со сжатым воздухом стоят. И я смекнул, как можно к работе творчески подойти, а заодно получить быстрый результат. Отвинтили мы краник у баллона и в очко шланг засунули... Воображением обладаешь? Все, что из дружественной ГДР привезли, с нечеловеческой силой наружу полезло. Сама понимаешь, не «Шанель № 5». По стенам, по потолку стекает, шипит, пенится и — наружу... На дворе полярная ночь, кругом лучи прожекторов мечутся, матросы в противогазах, сирены воют, газовая атака!

Нас, голубчиков, тоже изгвазданных, конечно, на губу закатали. На пятнадцать суток.

А потом наша лодка отправилась воевать. Война Судного дня между арабскими странами и Израилем. Поскольку Советский Союз в той войне не участвовал, то арабами как раз мы были, только мы во всей этой каше плохо разбирались. С нами особенно не делились и в боевые планы не посвящали. Просто пришли рабочие и заварили буи.

— Это зачем?

— Чтобы не всплывали, чтобы по буям утонувшую лодку не нашли. Советских же субмарин там не было. Ну, отправились мы в поход.

— И как тебе служилось в походе?

— На самом деле там хорошо было служить. Нам вино давали, спирт... Спиртом, правда, надо было обтираться, но мы ходили грязные, зато пьяные и довольные. Шли долго, секретно, на большой глубине. Моряки говорили: «Скорее бы уж этих арабов побить — и домой!» Кто ж знал, что арабами как раз мы и были.

— Когда демобилизовался, больше в море не тянуло?

— Дал слабину, снова попросился плавать. В порту показали мое личное дело, а там чего только нет: наушничество, доносы, наветы всякие... Стало понятно: никогда мне больше за границу не попасть! И я устроился в порт на должность «не бей лежачего» — матросом на плавкран. Сутки через трое. Сутки работаешь, трое — рисуешь.

Я как-то передачу посмотрел про девушек-моделек, анорексичных. Тощие, сознание теряют. И решил собственный образ сделать. Модели заложил размер 3ХL. «Зри в корень», 2014 год из архива В. Витковского

— Что, на твой взгляд, стало первым, скажем так, нормальным рисунком?

— «Стена, ватник и сапоги». Когда отправился-таки поступать в художественное училище, этот рисунок сыграл важную роль. Там ребята-абитуриенты предъявляли какие-то папки большие: рисунок кисти, рисунок головы... Я-то после армии — ничем подобным не запасся. Мне объявляют: «Вы не подготовлены, у вас нет рисунка головы, у вас нет гипсовой композиции...» И вдруг увидели ватник с сапогами. Один этот «ватник» все и решил, записали на экзамены. Никаких льгот я как воин-интернационалист не имел. Ветеран какой войны? Меня, кстати, посреди экзаменов на переподготовку забрали, пока уворачивался, экзамены закончились. Потом опять поступал... Вообще-то я учился в трех разных художественных учебных заведениях, но окончил только одно — Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище.

— Расскажи о первом перформансе, который самому понравился.

— Я тогда работал в очень серьезном НИИ — метрологии. Бог знает, что они там исследовали научно. До сих пор для меня их метрологическое содержание — тайна, покрытая мраком. А вот форма этого содержания моя. Я ведь работал в секторе дизайна и промграфики. Такой вот несерьезный сектор посреди серьезных исследований. Времена были доисторические, допотопные. До «современного искусства», о котором никто еще и не догадывался. Вся наша жизнь — «серо, налево и кругом» — расцвечивалась только молодостью и желанием, чтобы скучно не было. Когда выпьешь, как понесется... Да, так вот, прихожу однажды на работу. На дворе 1980 год, август, Ленинград, окна открыты, ветерок. Все заняты делом: кто-то по телефону треплется, кто-то вяжет, кто-то анекдоты травит. За соседним столом хорошенькая сотрудница работает — моделирует себе одежду из казенной кальки, которой у нас было полно. Раскладывает: хлястик сюда, рукав туда, карман вот такой будет. Я вроде ни при чем, но август же — ветерок, молодость, миловидная девушка рядом. Схватил я эту выкройку из кальки с неясным, туманным ощущением, ну и понеслось! Сначала все склеил. Потом вдохновенно все помял, потом задул аэрографом — коричневой тушью. Фактура кожи получилась. Держу в руках кожаный плащ. Ты вообще представляешь себе, что такое в восьмидесятом кожаный плащ? За него можно все отдать! Можно друга предать, можно за него замуж выйти, умереть. Из окна высунулся на улицу:

— Девушки, кожаный плащ югославский нужен?

— А сколько?

— А нисколько!

Положил предусмотрительно в карман «плаща» бумажку с номером своего телефона и выпустил его в окно. Ветерок подхватил это чудо, рукава распластал как крылья, полетел мой плащ, размахивая кушаком, к Фонтанке. Девушки, ясное дело, за ним. Настоящий перформанс, только тогда никто не знал таких слов.

А однажды я вынес из режимного института метрологии четырехметровый катер. У нас был один сотрудник — заядлый рыбак и охотник. В цехах при институте в то время что-то строили для отечественной метрологии, какие-то секретные опытные образцы из больших листов высококачественного дюралюминия. И сотрудник тоже строил, а в свободное время мастерил себе катер для поездок по Чудскому озеру. Из того же высококачественного дюралюминия. Большой такой катер, солидно скроенный. Завершил он строительство и пригорюнился: как вынести катер с режимного объекта? Из засекреченного института! Через засекреченную проходную! Я его успокаиваю:

Многие юмора не понимают. «Караул! — кричат. — Кич, дурновкусие!» Это шутка была, а потом все так серьезно пошло, но и весело раскупалось. Столько счастливого и здорового юмора, столько прелести я увидел в этих моделях... «Похищение Европы», 2012 год из архива В. Витковского

— Не печалься, три бутылки коньяка — и я катер вынесу! Не оставлять же свое кровное отечественной метрологии! Увидишь, тебе еще и подсобят!

— Хоть ящик коньяка! — пообещал собственник.

Ящик, правда, не купил. Две бутылки всего — вместе потом и распили.

В институте я был ответственным за наглядную агитацию: флаги, транспаранты к Седьмому ноября... Вперед, товарищи, в ногу! А дело происходило в канун праздника, четвертого или пятого ноября. Я катер разобрал на несколько частей, взял красную гуашь и начал все поверхности методично закрашивать, а сверху написал белой краской огромными буквами лозунги: «Да здравствует годовщина Великого Октября!», «Вперед к свершениям!» Позвали мы одного из охранников на подмогу и понесли разобранные куски к проходной. Вахтер спрашивает:

— Куда это вы?

Я рапортую:

— Оформление на парад, к Седьмому ноября...

Пытаемся пронести части, а вертушка мешает. Приятель осмелел и требует:

— Убери, друг, свою вертушку — видишь, не проходит, а праздник на носу, не успеем!

Вахтер вертушку снял, проход освободил. Владельца катера за углом уже машина поджидала.

Это было удивительное место, наш институт метрологии. Каждый год двадцать второго апреля, в день рождения вождя пролетариата, сотрудники должны были написать соцобязательства. Я решил, что настало время вновь сосредоточиться на повышении образования. Уложился в четыре пункта.

1. Обязуюсь летом поступить в «Муху» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной).

2. Обязуюсь учиться в «Мухе» на четверки и пятерки.

3. Обязуюсь в «Мухе» собирать макулатуру.

4. Обязуюсь в «Мухе» принимать активное участие в общественной работе.

Мой начальник Николай Иванович, преподаватель той самой «Мухи», посмотрел удивленно и спрашивает:

— Володя, как вы собираетесь поступить? Там ведь конкурс огромный!

Я — на голубом глазу:

— Ну, вы же мне поможете...

Он засмеялся:

— Жук!..

Но помог. Я поучился полтора года и ушел. Скучно стало. Понял: ну не мое это — дизайн, завод, стены оранжевые, стены серые, зеленые, чтобы глаза успокаивали...

— Твои работы тушью вообще непонятного цвета, в них намешано столько всего...

— Когда хожу по художественным галереям, порой вижу яркие, красивые картины, писанные краской — не цветом, а именно краской. Для меня небо — не голубое, трава — не зеленая. Считаю, что художники за цвет прячутся. Цвет сам по себе, конечно, красив: красный, синий, добавь туда чуточку желтого — уже красота!.. Когда я рисую тушью, хочется, чтобы было понятно: эти картины тоже такие, из того же цвета родились. Но кроме цвета еще есть уйма всего, есть глубина и прозрачность — и я смешиваю черную тушь, коричневую, иногда добавляю чуть-чуть синей, чтобы цвет был... пограничный. Потому что трава не зеленая все-таки, а небо все-таки не голубое...

— Да, в твои работы в стилистике «сухой кисти по текучей туши» можно войти и зацепиться, лететь, плыть, медленно исследуя глубины...

— Это было еще в Бостоне. Жесткой кисти под рукой не нашлось, и я взял кусочек картона — старую визитную карточку, провел ею по бумаге, на которую плеснул тушь. И неожиданно почувствовал, что... Не могу передать. Темное пятно — и вдруг оно стало переходить в какие-то плавные линии, чувственные, фантастические. До этого я перепробовал много разного в поисках подходящей «сухой кисти», а тут понял: нашел ту самую, которую чувствую. Знаешь, когда рисуешь, ты понимаешь бумагу — она тебе помогает или мешает работать. И я просто стал писать вот этой карточкой. Ведь как обычно рождается картина? От общего — к мелочам. И это «общее» я стал делать визитной карточкой, а дальше уже мелочи прописывал. Получалась нереальная, необычная, совершенно особенная техника — течет широкий мазок, прозрачный и прихотливый. Потом взял электрический прибор, похожий на авторучку, только вместо пера на конце ластик, который вращается и которым тоже можно рисовать. Ткнул в тушь: стали возникать вытянутые полупрозрачные фигуры из сна... Вот так они и родились, эти туши, эта техника. Она мне и принесла золотую медаль в Швеции.

«Радость и мука», 1997 год из архива В. Витковского

— И женские лица в самой их глубине — красивые, влекущие, загадочные... Они мягким карандашом прорисованы?

— Да, это карандашный рисунок. Штрихованный — ну вот как принтер работает. Если делать рисунок по такому принципу, возникает впечатление, что это фотография. В Сан-Франциско была галерея, в которой я выставлялся лет пятнадцать подряд. К владельцу однажды привязался некий американский художник и стал его уверять, что женские лица на моих картинах тушью — фотошоп. Он так долго приставал, что галерейщик упросил меня, дабы избежать кривотолков, продемонстрировать, как я это делаю.

— Ты провел мастер-класс?

— С одной стороны, я должен был послать его, но с другой — не хотелось портить отношения. Все-таки работодатель. При скоплении народа и в присутствии того, кто талдычил, мол, фотошоп, часа два сидел и рисовал... А в конце взял — и раз! — все стер...

— И какая была реакция?

— Ну, какая реакция? А-а-ах! Подобный случай у меня был еще в Питере в годы перестройки. Ресторатор попросил сделать оконный витраж. Договорились о гонораре, прямо скажу, весьма скромном по тем временам. Я сделал красивый витраж. Заказчик начал торговаться:

— Не могу столько заплатить, соглашайся на меньшую сумму...

Я заартачился. Тогда он привел аргумент:

— Слушай, у меня такое может сделать любой официант...

Готовую работу я взял осторожно в руки, приподнял и «отпустил на волю».

— Ладно, — говорю, — пускай твой официант рисует.

Стекло упало, разбилось. Жалко было невероятно. А на душе приятно стало. Потом, тоже в Питере, другой человек попросил написать... рыбок для зоомагазина. Я поначалу отказался. Не занимаюсь, дескать, ни рыбками, ни футболками, ни сувенирами. Потом глянул на него и думаю: «Надо же, рыбку ему нарисуй. Тут перестройка, тряпки, «варенки», футболки, бандиты... А этому рыбка нужна!» А животных, должен сказать, я о-о-очень люблю. И написал рыбку. Он заплатил, как и договорились, а потом обнял картину, прижал к себе: «Дома повешу!»

Когда мы с женой переехали из Бостона в Сан-Франциско, у меня уже было несколько готовых тушей. Стали искать, куда их можно пристроить. Нашли европейскую галерею, позвонили владелице Кассандре Керстинг. Она сказала: «Привезите одну, посмотрю». Мы привезли десять. Хозяйка взяла все, а заодно попросила показать, как это технически делается. Как тушь течет, какую брать бумагу. Я подробно растолковал. На следующий день звонит:

— Все получается, только не выходит широкий мазок. Объясни, чем ты его делаешь?

— Ну, это все равно, чем делать, — говорю, — может быть визитка, кредитная карточка, кусок картона, что угодно... Главное, чтобы тушь, пока еще свежая, текла.

— Сейчас попробую, — обещает Кассандра.

Звонит снова:

— Взяла свою визитную карточку — не получается!

— Забыл сказать, что визитка должна быть моя...

— Володя, а ты современный художник?

— Я, конечно, современный художник, но строго говоря, работы мои не относятся к «современному искусству». Потому что нет такого. Есть искусство и неискусство. Когда прихожу в галерею или музеи современного искусства, я вижу Шагала, Пикассо, Дали... Но огромно количество и того, что я бы назвал «самодеятельное искусство».

Сегодня могу объяснить, что такое художник. Понимаешь, художник — это человек без поводка, казалось бы, хочет работает, хочет — нет. А он работает все время: глаза цвет фиксируют, нос — запахи цвета, сердце — эмоции цвета. Иногда смотрю на какую-то зеленую дверь, а она, оказывается, розовая. Я слышу: «Витковский всю жизнь дурака валяет!» А ведь не дурака я валял. Я работал, все время скопидомничал, копил все это, копил. Художник не должен постоянно махать кистью, он должен накапливать взрыв... Можно сколько угодно вертеть головой, думу думать, что-то изобретать, и... ничего не получится — должен взрыв случиться, кураж некий. И ты должен быть один. Это очень важно. Раньше когда работал, я слушал музыку: Бах, Шопен — казалось, это меня поднимает. Никуда это не поднимает, просто бросаю все и сижу слушаю, наслаждаюсь. А тут я был один! И один на один с материалом придумал технику и сделал работы, которые мы с тобой сейчас обсуждаем.

Этот портрет скоро переедет в Петербург и займет место в музее поэта «Полторы комнаты» из архива В. Витковского

— Словом, художник — профессия серьезная?

— Серьезнее не бывает. Но приходится играть дурачка, чтобы не сойти с ума. Расскажу интересную вещь: когда я появился на подводной лодке, там все было серое-серое, это же военно-морской флот — серые корабли на параде и внутри все серое, металлическое. Короче, камера пыток, в которой жарко и пахнет соляркой. Через год, может меньше, перед уходом в Сирию наша лодка оказалась единственной, где дизели были покрашены в цвет слоновой кости. Мой дизель, за который я отвечал, всегда сиял чистотой, я его все время протирал, протирал. А потом взял и украл краску, которой красили адмиральский катер — слоновую кость, и покрасил собственный дизель. Всем нашим понравилось! Парни побежали, раздобыли красной, синей краски. У нас в распоряжении имелось много всяких труб, я и их покрасил. Одна, воздушная, стала синей, гидравлика — красной, масляные трубы — желтыми. За ночь мы покрасили весь свой отсек. Наутро заглянул механик и витиевато выругался, я понял: испугался. Следом пришел командир. Посмотрел, посмеялся. Так в плавание и ушли — разноцветные.

— Когда художественная специальность стала тебя кормить?

— Кормить полноценно она меня стала недавно, а поить — с самой первой попытки. С той, австралийской, в 1969-м, когда мои акварели напоили пивом не только меня, но и весь пароход!

— В твоей жизни юмор играет большую роль...

— Да, это — главное. Когда мы с женой Мариной отправились в эмиграцию, первым пунктом стала Италия, и там оказалось все достаточно сложно, но многочисленные истории, происходившие с нами, были освящены большой долей юмора. Я даже работы свои продавал в Риме парадоксально-юмористически. Взял этюдник и пошел на улицу рисовать. Работа не шла — не получалось, и все. Уже хотел было все замазать... Бежит мимо какой-то итальянец и на бегу, жестикулируя, кричит: «Куплю твою картину на обратном пути» — и час называет Думаю, ну, раз хочет... И стал дописывать. Итальянец не обманул — вернулся и деньги вручил.

— Как вы жили накануне отъезда?

— Я тогда окончательно решил, что не хочу работать ни в каких институтах, ни в каких конторах рогов и копыт, а хочу работать для себя. Очень часто, как бы это лучше объяснить, я «подвешивался», то есть отдавал в какую-то контору паспорт, оформлялся, и кто-то официально под моим именем получал деньги, а я сидел дома и писал картины.

— Удавалось на эти «писания» жить?

— Еще как! Примерно за год до отъезда художникам разрешили продавать картины на улицах в специально отведенных местах. Да и вообще атмосфера тогдашнего Питера — шел 1987 год — сильно изменилась: такое ощущение возникло, словно ворота открылись. Ко мне явился старый дружок Серега и сказал, что будет продавать мои картины на Невском. Я ему сначала — натюрморты, то да се. Он просит: «Слушай, хватит всякие цветы совать! Ты мне бабу голую сделай!» И притащил голландский почему-то плакат со знойной латиноамериканкой: копна иссиня-черных курчавых волос, капризный рот и неприступный взгляд. Просто прелесть какая секс-бомба. Дева выходила из воды и была одета... нет, раздета в белую мокрую мужскую рубашку. «Напиши, — потребовал Серега, — картину маслом». Так у нас родилась операция под кодовым названием «Баба в болоте». Первую картину продали за пятьдесят рублей. Ушла со свистом в течение пятнадцати минут после появления на Невском. Весь следующий день Серега требовал еще таких же баб. Я упирался, но тяга к легкому заработку оказалась сильнее. 

Стоит только открыть глаз, Мастер начинает рычать от радости и прыгать. Как тут не засмеяться?! Каждое утро просыпаюсь со смехом! из архива В. Витковского

Моя официальная зарплата тогда была семьдесят пять рублей. Написал младшую сестренку первой. Толпа возбужденных любителей живописи чуть не передралась из-за нее. А потом я опять уперся категорически: ну сколько можно! Серега ушел злой и обиженный. На следующее утро, когда он встал «за прилавок», его уже ждала очередь. «Бабу принес?» — вопрошала толпа. И я, каюсь, отступил перед волеизъявлением народа. Сколько я их сделал, этих баб! И деньги были, и слава — местная. Бабы мои выстраивались в колонны, маршировали на Невский, оттуда получали разнарядки: кто — на запад, кто — на восток. Одни оставались в Ленинграде, другие отправлялись в Париж, третьи — в Финляндию... Одну мы даже встретили потом в Америке. Цены у Сереги росли, прогрессировали... Последние бабы уходили уже за двести пятьдесят рублей каждая. (В Италии, по дороге в Штаты, мы прожили год, и бабы нас кормили — итальянцам они тоже понравились.) Другие мои картины Серега даже не доставал из мешка. Выставлял только «Баб в болоте», а продав их, сразу смывался. Я понял: клонирование следует отменять, и немедленно. Объявил: «Все, друг, кончились бабы».

— Решил сам заняться реализацией своих работ?

— Нет. У меня не было и мысли оставаться в России. Я понял: эта свободная жизнь ненадолго. Поостыв, обещал Сереге, что найду художника, который заменит меня у «бабского» конвейера. Одна знакомая, которая окончила Мухинское училище, согласилась. Но увидев мою «Бабу в болоте», неожиданно заявила: «Это очень хорошо. Я так не смогу...»

— Знаешь, я согласна с твоей женой — «в бабе той несомненно что-то было». А откуда взялись легионы твоих лихих и крутобедрых прелестниц с пышными ягодицами?

— Тебе тоже нравятся, да? Многие юмора не понимают. «Караул! — кричат. — Кич, дурновкусие!» Я просто как-то передачу посмотрел про девушек-моделек, по подиуму ковыляющих, анорексичных таких. Тощие, есть не хотят или не могут, сознание теряют. И решил собственный модельный образ сделать. Модели заложил изначально размер 3ХL. Это шутка была, а потом все так серьезно пошло, но и весело раскупалось. Столько счастливого и здорового юмора, столько прелести я увидел в этих моделях...

— Сейчас рубенсовские модели на всех подиумах. Мужчины снова их оценили. Короче, ты зрил в корень?

— Я глядел «в попу».

— Вот утверждаешь: мол, всегда знал, что не останешься. Но оставался. Кто подтолкнул на отъезд в неизведанное?

— Жена. Марину я засек в троллейбусе. За год до отъезда. Привязался. Познакомился. Подробности пропустим. Первый раз, когда пришел к ней в гости, принес бутылку вина, курицу и застал там веселую голодную компанию. Были две ее подруги, студентки-американки. Одна собиралась замуж за русского парня, который тут же начал мой куриный дар со знанием дела потрошить и запекать. А другая... Маня замечает то ли в шутку, то ли всерьез: «Если хочешь уехать, вот, пожалуйста, первая девушка уже занята, а вторая может увезти тебя!» Я так хотел уехать! Но... уже не мог. Потому что встретил Маню!

Стали мы с Мариной жить. Она молчала-молчала, а через какое-то время спрашивает:

— Мама интересуется, ты жениться на мне собираешься или как?

Я подумал-подумал.

— Давай, — отвечаю, — поженимся и валим отсюда.

— А что я там делать буду? — заволновалась Марина.

«В городе туман», 2008 год из архива В. Витковского

— Все что угодно, у тебя вон какой английский!

— А ты что там делать будешь? — спрашивает она.

— Ха, — говорю, — английский все знают, а рисовать мало кто может.

Уехали пятнадцатого января 1989-го. В Вену. Я сидел в самолете у иллюминатора и смотрел вниз. И вдруг кончилась черная земля, кончилась как по линейке, и — зелень. А по радио объявляют: «Мы пересекли границу Советского Союза». У меня было ощущение как у собаки, которая потерялась и вдруг...

— Ты так замечательно вспоминаешь те годы. Ностальгия?

— Живя в России, я все время думал о пароходах, имея в виду: как же мне попасть туда, в дальние страны? Я не был антисоветчиком, мне было глубоко плевать на политику, просто хотел уехать. Когда зашел в троллейбус и увидел Марину, вся маета закончилась. Я эту тему закрыл. Думал уже только о Мане. А потом она мне сделала предложение руки и сердца, и мы отправились в дальние страны вместе.

— У Иосифа Бродского есть знаменитые стихи, которые все кому не лень цитируют: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать...»

— Нет, это не мой случай. Да и сам Бродский так и не собрался на Васильевский остров.

— Два года назад ты написал его портрет, который скоро переедет в Петербург и займет место в музее «Полторы комнаты». Ты ведь писал его с натуры.

— С натуры, но — по памяти. С Бродским я познакомился где-то году в 1993-м или 1994-м, когда он приехал на два дня в Бостон к моему приятелю Леве Левитину, университетскому профессору. У Левы и остановился и в первый же вечер выступил в его доме, где собралась большая компания любителей поэзии, а на следующий день в другом месте. Признаюсь, поначалу Бродский мне увиделся этаким брюзгой, всех он подкалывал, со всеми спорил. Суровый, во всем и во всех сомневающийся. Кто-нибудь что-то скажет, обязательно оспорит — нет, это не так... А потом я вгляделся немного пристальнее и сообразил: просто поэт очень хорошо относился к своим друзьям, в данном случае к Леве, с большой любовью. А вот чужие... Ему надо было сначала как-то свыкнуться с их присутствием, с теми, которых не знал. А компания в Левином доме собралась тогда довольно большая и разношерстная — человек десять-двенадцать.

На следующий вечер снова встретились. Я в то время какие-то стихи Бродского уже читал, хотя признаюсь честно — не особый ценитель и любитель поэзии, и они мне нравились. Нравился его ритм, будто он берет и краской забивает холст, попадая именно туда, куда надо. И в тот раз, в доме у Левы, поэзию Бродского я воспринял именно так. А в некоторых стихах даже создавалось впечатление, что он вбивает краску в холст молотком.

Я сидел, слушал и запоминал его лицо, движения, интонации... Ведь что обычно первым отмечаем, встретив незнакомого человека? Глаза! Именно глаза! А у Бродского в лице главными были рот и мимика. И это было что-то особенное, с подобным я встретился впервые.

— Тебе-то самому не хочется еще раз увидеть Питер, Васильевский остров? Ты ведь так и не был там после отъезда?

— Нет, не был. Мы вот разговариваем с тобой — легко, весело. А вспоминать все это — нелегко.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх