На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Бут
    Поиск крутых имен? Вы их находите, на этом все и кончается, т.к. их больше нигде не увидешь. Эти таланты должны радо...Поселивший семью ...
  • Анатолий
    Нашёлся бы кто смелый да в жопу его трахнул. За семью он перживает. Вот, к примеру, Расторгуев за семью не переживает...«Не трогайте мою ...
  • Вовладар Даров
    Низкая и никому ненужнаяПредали забвению:...

Другая война: 7 фильмов о Второй мировой и ее последствиях, которые вы еще не смотрели

Мы подготовили подборку менее известных, но не менее заслуживающих внимания картин (как наших, так и чужестранных) о Второй мировой войне и ее последствиях.

«По соображениям совести» Мэла Гибсона (2016) Кадр из фильма

«Летят журавли», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Иваново детство», «Иди и смотри» – всего несколько примеров отличных советских картин о Великой Отечественной войне, которые известны не только у нас, но и за рубежом. Западные же режиссеры подарили нам не меньше шедевров на ту же тему: «Спасти рядового Райана», «Список Шиндлера», «Ярость», «Дюнкерк». Все эти фильмы мы знаем и любим.

Однако сегодня мы подготовили подборку менее известных, но не менее заслуживающих внимания картин (как наших, так и чужестранных) о Второй мировой войне и ее последствиях.

1. «По соображениям совести» Мэла Гибсона (2016)

«По соображениям совести» Мэла Гибсона (2016) Кадр из фильма

Мэл Гибсон известен не только тем, что сыграл в том самом фильме, где самоуверенный мужчина читает мысли женщин, но и голливудским размахом своих собственных картин. Масштабы выбираемых им тем почти всегда исключительны: исчезновение целой цивилизации, борьба за свободу и независимость, подлинная история Иисуса Христа. Стоит ли удивляться, что и мимо самой разрушительной и кровавой войны XX века он в своей режиссерской карьере пройти не сумел.

В основе последней на данный момент работы Гибсона лежит реальная история Десмонда Томаса Досса, героя американской армии времен Второй мировой войны и первого отказника по соображениям совести, который получил высшую военную награду США — медаль Почета. Десмонд принял веру адвентистов седьмого дня, но добровольно согласился идти на фронт, чтобы спасать людей не оружием, а религией.

Убежденный католик Мэл Гибсон сделал все, чтобы «По соображениям совести» больше напоминал притчу, чем реалистическое произведение. Однако не обошлось в фильме и без зрелищных батальных сцен, демонстрирующих героизм солдат и жестокость их врагов японцев.

Отдельная похвала – для Эндрю Гарфилда, исполнившего в картине главную роль. Его игра ожесточена и одухотворена одновременно. Догадываемся, что многим нынешняя карьера Гарфилда кажется провальной, однако хотелось бы возразить. За последние годы актер успел сыграть у Гибсона, Скорсезе, в десятке независимых кинопроектов, а также, надеемся, появится в будущем «Человеке-пауке» вместе с Томом Холландом и Тоби Магуайером.

2. «Рабочий поселок» Владимира Венгерова (1965)

«Рабочий поселок» Владимира Венгерова (1965) Кадр из фильма

Этот фильм, поставленный в светлую оттепельную эпоху при содействии тогда еще совсем юного Алексея Германа, не содержит каких-то немыслимых открытий в плане киноязыка.  Однако отличается свойственным оттепели показом другой, далеко не героической стороны войны.

Отвоевавший свое Леонид возвращается в родной поселок, жизнь в котором худо-бедно, но входит в привычное русло. У Леонида есть семья, но больше нет зрения, а значит – и возможности честно трудиться. В попытках отыскать смысл своей новой жизни герой тянется к бутылке, теряет жену и уважение односельчан.

Черно-белая, неспешно тянущаяся лента чуть ли не впервые в советском кино выражает идею о том, что люди возвращаются с войны не героями, но калеками. «Рабочий поселок» Венгерова, конечно, далеко не «Таксист» Скорсезе, в котором эта мысль была доведена до ума (а точнее – безумия), но определенно заслуживает внимания.

3. «Медовый месяц в Згеже» Элиз Отценберг (2018)

«Медовый месяц в Згеже» Элиз Отценберг (2018) Кадр из фильма

Парадоксальная и трогательная комедия о Холокосте (да-да, вы не ослышались) от режиссера-дебютантки Элиз Отценберг была впервые показана миру на Московском кинофестивале в 2018 году. Тогда этот необычный фильм о поиске давно забытых воспоминаний завоевал приз ФИПРЕССИ.

Герои картины Анна и Адам – молодая семейная пара парижан с еврейскими корнями, они решают отдохнуть от вечных криков первенца в романтическом путешествии. Вот только маршрут для этой поездки доверили составить Анне, а она, к несчастью для супруга, выбрала не самую очевидную локацию – Польша, места массовой расправы над еврейским народом во времена Холокоста. Когда-то ужасные события в этой самой местности пришлось пережить бабушке Анны, но она сумела сбежать во Францию и всю оставшуюся жизнь старалась стереть память о тех ужасных моментах и собственных корнях. Внучка же собирается пройти тропами, по которым некогда бежала ее родня, чтобы обрести утраченную связь с прошлым своей семьи.

Душераздирающий посыл «Медового месяца в Згеже» филигранно разбавляется теплым юмором. С легкостью и невозмутимостью режиссер и актеры вплетают комические моменты между почти трагедийными кадрами расхищенного вандалами еврейского кладбища. Юмор здесь высокую тему не опошляет и не снижает, напротив – именно он позволяет на уровне контраста описать то, что кажется невыразимым. Без демонстрации искалеченных тел, крайних проявлений антисемитизма и кровоточащих ран истории.

4. «День зверя» Михаила Коновальчука (2010)

«День зверя» Михаила Коновальчука (2010) Кадр из фильма

Очень смелая работа малоизвестного российского режиссера и сценариста Михаила Коновальчука. В «Дне зверя» он на первый план выводит собственную попытку разобраться в природе человечности и жестокости, найти ту самую точку, когда одно с легкостью превращается в другое.

В центре сюжета – брошенный и забытый немецкой армией юноша-снайпер из гитлерюгенда. Он остался совсем один в декорациях разрушенного и опустошенного советского города после того, как остальные его однополчане начали отступать. Внезапно в свои дома начинают возвращаться местные жители, среди них – еврейская семья с пятнадцатилетней девочкой. Немецкий солдат, стараясь не выдать себя, следит за чужой жизнью через прицел винтовки и постепенно начинает влюбляться в свою сверстницу. Но близится День зверя...

Оговоримся сразу: Коновальчук ни в коем случае не оправдывает никакие действия немцев, однако пытается разобраться в их психологии, напоминая зрителю – на той стороне тоже воевали люди. Поэтому во время просмотра подсознание едва ли начнет подсказывать вам магнетические строки из «Убей!» Ильи Эренбурга.

5. «Тайная жизнь» Терренса Малика (2019)

«Тайная жизнь» Терренса Малика (2019) Кадр из фильма

Терренсу Малику, чей последний фильм «Тайная жизнь» получил две гуманистические награды на Каннском кинофестивале в 2019 году, о событиях Второй мировой говорить пришлось уже не в первый раз (помним «Тонкую красную линию»). И все же «Тайная жизнь» получилась особенной даже для его творчества.

В определенном смысле этот фильм пересекается с картиной «По соображениям совести» Мэла Гибсона – он так же имеет отчетливый пацифистский пафос и так же основан на реальной истории. А история эта о Франце Егерштеттере – австрийском фермере, который отказался признать превосходство собственной расы, служить в немецкой армии и присягнуть Гитлеру. В 1943 году за свое решение он был казнен на гильотине.

Как видите, в отличие от героя фильма Гибсона у Малека все куда более драматично. Он, конечно, тоже воспевает героизм, но совсем иного рода – героизм отстаивания собственных убеждений даже перед лицом смерти. Каждый кадр у Малика пропитан любовью к жизни. Правда, жизнь здесь олицетворяют вовсе не люди, а австрийские пейзажи, любовно снятые широкоугольным объективом оператором Йоргом Видмером (он пришел к Малику на смену гениальному Эммануэлю Любецки).

6. «Отец Ночь» Дависа Миманиса-младшего (2018)

«Отец Ночь» Дависа Миманиса – младшего (2018) Кадр из фильма

Еще один участник основного конкурса Московского кинофестиваля в 2018-м (как и «Медовый месяц в Згеже»). Но на этот раз уже без тени юмора: концепция латвийского фильма «Отец Ночь», основанного на реальной истории Жаниса Липке — латышского Оскара Шиндлера, — не допускает даже малейшего намека на комичность.

Герой Липке в картине — почти библейский персонаж, готовый ради спасения евреев в выкопанном для контрабанды погребе пожертвовать собственной семьей, отправив дочь-коммунистку в бега с русскими, а старшего сына — воевать на стороне Германии. Сам режиссер Давис Симанис-мл. признался, что для создания образа персонажа, подобного Ною или Иову, ему пришлось изменить характер реально существовавшего Жаниса Липке, который славился чувством юмора.

На ту же идею работает и визуал ленты: серое небо, серая форма, серые лица – такова цветовая гамма этого тяжелого, наполненного жестокостью и библейскими отсылками фильма. И все же, несмотря на будто бы искусственно выкачанную из картины радость, ее концовка оставляет много пространства для гордости за человечество, которое даже в бесчеловечную пору способно на добро и бескорыстие.

7. «Кукушка» Александра Рогожкина (2002)

«Кукушка» Александра Рогожкина (2002) Кадр из фильма

Напоследок мы оставили самый пацифистский и самый человеколюбивый фильм сегодняшней подборки. Гремевший в конце 90-х – начале нулевых своими «Особенностями национальной охоты» и «... рыбалки» Александр Рогожкин в 2002 году с отчетливо антивоенной картиной «Кукушка» добрался до Московского кинофестиваля и ушел оттуда не с пустыми руками.

Формула успеха этого фильма проста: уже известные публике по «Особенностям» Вилле Хаапасало и Виктор Бычков вновь сходятся в образах солдат Второй мировой – и все это густо сдобрено юмором в стиле все тех же «Особенностей». По сюжету финский снайпер-смертник (Хаапасало) и капитан Советской армии (Бычков) спасаются благодаря доброте и заботе саамки Анни (Анни-Христина Юусо). Друг для друга двое солдат – смертельные враги, но для Анни они – просто мужчины. Вся троица говорит на разных языках, но пытается ужиться и даже полюбить ближнего, создавая что-то вроде странной, но прекрасной шведской семьи.

Человек человеку не волк, а любовник, брат, отец и иже с ними – говорит нам своей жизнеутверждающей военной картиной Рогожкин.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх