На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

«Последняя дуэль» Ридли Скотта: современное Me Too в несовременном Средневековье

Ридли Скотт, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон – о том, что и в Средние века был феминизм, но не такой распиаренный.

«Последняя дуэль» (2021) реж. Ридли Скотт Кадр из фильма

Нормандия, 1386 год. Красавица Маргарита де Карруж, образованная аристократка, не только умеющая читать, но и знающая несколько языков (что не столько редкость, сколько дерзость для того времени), обвиняет в изнасиловании лучшего друга мужа, любимца сюзерена Жака ле Гри. Слово женщины – против слова влиятельного мужчины. Дело не удается замять (на стороне Маргариты выступает ее муж), и доходит даже до суда. Однако честного расследования не получится: муж Маргариты и Жак ле Гри решают схлестнуться в поединке, и пусть уже Бог решает, было изнасилование или нет. Лирическое отступление: если победит ле Гри, Маргариту как лгунью обреют, наденут на нее ошейник, и голой сожгут на костре.

«Последняя дуэль» (2021) реж. Ридли Скотт Кадр из фильма

«Последняя дуэль» (2021) Ридли Скотта, которая 18 ноября все-таки доберется до российских кинотеатров, рассказывает о реальных событиях семисотлетней давности (вот это, мы понимаем, резонанс!) с трех противоположных точек зрения – совсем как в «Расемоне» Куросавы. Нам предлагается выбрать чью-то сторону, потому что правда, как известно, всегда у каждого своя.

Но объективными быть не получится: то, что изнасилование было, нам дадут понять уже в финале первого фрагмента. Другое дело, что все участники событий трактуют произошедшее очень по-разному. Точка зрения мужа. Точка зрения насильника. Точка зрения жертвы. И уже, в принципе, понятно, что доводы первых будут мало отличаться от современного виктимблейдинга: «надела короткую юбку – сама виновата», «считала симпатичным – значит, сама того и хотела».

«Последняя дуэль» (2021) реж. Ридли Скотт Кадр из фильма

Но вряд ли Ридли Скотт просто «отрабатывал повестку». По крайней мере, ему хватило таланта и чувства меры не превращать сюжет в современную агитку. «Последняя дуэль» — напротив, подчеркнуто несовременна, это мрачная средневековая драма, где все вещи называются своими именами и демонстрируются соответствующе. Первая треть истории, показанная глазами Жака де Карружа, мужа Маргариты – это грязь, кровь, отрубленные конечности, вылетающие мозги (смотрели «Трудно быть богом» Алексея Германа? Значит, вы частично готовы). Вторая часть – Жака Ле Гри – это оммаж «Королеве Марго» Патриса Шеро, данс макабр распущенности и вседозволенности. Третья часть, точка зрения Маргариты – самая неожиданная, переворачивающая все прежде рассказанное с головы на ноги – потому что Маргарита обвиняет окружающих ее мужчин не только в том, что произошло в ту самую ночь в замке, но и в том, что происходило до этого из месяца в месяц, из года в год.

«Последняя дуэль» (2021) реж. Ридли Скотт Кадр из фильма

И кастинг-обманка – это отдельное достижение Скотта. Обаятельный, внушающий доверие красавец Адам Драйвер играет насильника, Мэтт Дэймон – «любящего», как он это понимает, мужа, Бен Аффлек, со всеми его реальными грехами – похотливого, насквозь прогнившего сюзерена («Снимай штаны!» – весело приглашает он ле Гри присоединиться к оргии). Мужской мир, мужское государство, где не принято делить не то что власть, а что угодно – деньги, свободу воли, образование – с женщинами, где у каждого есть способ оправдать свои действия. Даже та самая дуэль, ставшая, действительно, последней законной дуэлью в истории, была совершенна не ради женской, а ради мужской чести. Потому что женщина – это собственность мужчины, а посягательство на чужую собственность, это действительно серьезно. Не то что какое-то там сожжение заживо.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх